Гульельмо Ратклифф - трагическая опера в четырех действиях Пьетро Масканьи на итальянское либретто автор Андреа Маффеи, перевод с немецкого пьесы «Вильгельм Ратклифф» (1822) по Генриху Гейне. Масканьи существенно закончил сочинение Рэтклиффа до феноменального успеха своей первой оперы Cavalleria rusticana.
После сочинения и исполнения следующих опер L'amico Fritz в 1891 и I Ранцау в 1893 году премьера «Рэтклиффа» в конечном итоге состоялась 16 февраля 1895 года в Teatro alla Scala в Милане и с тех пор несколько раз возрождалась, включая концертное выступление в 2003 году в Элис Талли Холл в Нью-Йорке и постановка на Wexford Festival Opera в 2015 году под управлением Франческо Киллаффо.
Масканьи часто писал, что «Рэтклифф» была его лучшей оперой. Однако она не вошла в стандартный оперный репертуар, отчасти потому, что заглавная партия - одна из самых сложных из когда-либо написанных теноровых партий. Он особенно известен своим актом 3 Интермеццо, который занимает видное место в фильме Мартина Скорсезе Бешеный бык. (Пьеса Гейне также легла в основу одноименной оперы Сезара Кюи 1869 и одноименной оперы Фолькмара Андреэ 1914 года «Рэтклифф».)
Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 16 февраля 1895 г.. (дирижер: Пьетро Масканьи) |
---|---|---|
Гульельмо Ратклифф | тенор | Джованни Баттиста Де Негри |
Мария | сопрано | Аделина Стеле |
Граф Дуглас, невеста Марии | баритон | Джузеппе Пачини |
Маргарита, медсестра Марии | меццо-сопрано | Делла Роджерс |
МакГрегор, шотландский лорд, отец Марии | бас | Джузеппе Де Грация |
Лесли, друг Рэтклиффа | тенор | Гаэтано Маттео Маццанти |
Том, an трактирщик | бас | Джованни Скарнео |
Вилли, младший сын Тома | контральто | Армида Парси-Петтинелла |
Робин, вор | бас | Раффаэле Терзи |
Д Айк, вор | тенор | Аристид Мазьеро |
Белл, вор | баритон | Г. Кальви |
Джон, вор | басс | Джузеппе Роски |
Тэдди, вор | тенор | Джованни Франческо Фаббри |
А слуга | тенор | А. Дегани |
Граф Дуглас, невеста Марии, прибывает в Замок Марии и ее отец МакГрегор. Он рассказывает им, как на него напали бандиты возле замка, но его спас неизвестный рыцарь. Мария теряет сознание, а затем выздоравливает. МакГрегор рассказывает Дугласу о Гульемо Ратклиффе, которого Мария отвергла как жениха. Месть Рэтклифф заключалась в том, чтобы вызвать двух ее следующих женихов на дуэль, в которой он их убил. Затем граф Дуглас получает сообщение от Рэтклиффа, доставленное его другом Лесли, вызывающим его на аналогичную дуэль в Блэк-Рок.
В трактире, который часто посещают воры и мошенники, трактирщик Том держит своего сына Вилли на коленях. Когда он просит ребенка прочитать Pater Noster, он постоянно натыкается на строчку «И не введи нас в искушение». Том все больше злится на мальчика, говорит ему, что в конечном итоге он станет клиентелой гостиницы, и в конце концов отправляет его из комнаты. Затем Рэтклифф рассказывает Лесли, как отказ Марии от него привел к его принуждению убить любого человека, которому удалось завоевать ее любовь. Рэтклифф обеспокоен появлением странных фигур, которые, без его ведома, являются призраками мертвых женихов Марии.
Дуглас прибывает в Блэк Рок на дуэль с Рэтклиффом. Две странные фигуры, которые следовали за Рэтклиффом, ненадолго появляются, а затем исчезают. Когда прибывает Рэтклифф, Дуглас понимает, что он - рыцарь, который спас его от бандитов, и когда он берет верх над Рэтклиффом в дуэли, отказывается убить его. Рэтклифф остается лежать на земле, где его снова посещают призрачные фигуры.
В своей комнате Мария готовится к свадьбе с Дугласом. Ее медсестра, Маргарита, рассказывает Марии историю смерти ее матери Элизы. Прежде чем выйти замуж за МакГрегора, Элиза была влюблена в Эдварда, отца Гульельмо Ратклиффа, но оба вышли замуж за других. Позже Эдвард и Элиза осознали свою ошибку и стали любовниками. Когда МакГрегор узнал об этом, он убил Эдварда, а Элиза умерла от горя. Затем Гульемо Ратклифф врывается в комнату Марии, залитую кровью после неудачной дуэли с Дугласом, и умоляет Марию бежать с ним. Продолжая вспоминать историю матери и думая, что она, возможно, совершает ту же ошибку, Мария сначала жалеет Гульельмо, но затем просит его уйти. Ее отказ сводит Гульельмо с ума. Он убивает Марию и ее отца, которые врываются в комнату, услышав ее зов о помощи. Затем Рэтклифф совершает самоубийство. Опера заканчивается его предсмертными словами: «О Мария, vengo a te! Son qui, soave Maria!» («О Мария, я иду к тебе. Я здесь моя милая Мария!»).
Примечания
Источники