Гарант имперской конституции

редактировать

Гаранты имперской конституции или державами-гарантами были те государства, которые по договору были обязаны защищать конституцию Священной Римской империи. Роль гарантов была впервые определена в Вестфальском мире (24 октября 1648 г.), положившем конец Тридцатилетней войне, в частности в статье 17 Оснабрюкского договора. с Швецией и статьей 16 Мюнстерского договора с Францией. В 1779 г. Россия стала третьей державой-гарантом после Швеции и Франции в соответствии со статьей 12 Тешенского договора (13 мая), положившего конец войне за баварское наследство.

Полномочия

Хотя использование внешних или сторонних гарантов не было чем-то необычным, первоначальные вестфальские гаранты (Швеция и Франция) были сторонами договоров. Тем не менее, поскольку большинство статей договоров касались внутренней работы Империи, Швеция и Франция обычно рассматриваются как внешние гаранты. Фактически, как участники договоров, император и имперские владения также были гарантами, хотя их статус как таковой обычно игнорировался в теоретических обсуждениях договоров и гарантий.

Согласно имперскому юристу Иоганну Якобу Мозеру, гарантия в Вестфальских договорах могла использоваться кем угодно, «уроженцами или иностранцами, членами Империи или нет, кто бы прямо или косвенно ранен согласно Вестфальскому договору ». Карл фон Аретин утверждает, что, хотя держава-гарант «казалось, открывала дверь для вмешательства в политику Империи... оказалось, что политика, основанная на гарантии мира в Вестфальском договоре, вынуждала державы-гаранты также проводить политика мира и законности в смысле Конституции Империи ". Фактическое формальное использование полномочий поручителя требует выполнения ряда сложных шагов.

Патрик Милтон утверждает, что «поставив конфессиональные права религиозных групп под международные гарантии, Вестфальский мир и его положения о гарантиях помогли установить принцип гарантированных на международном уровне прав меньшинств как часть позитивного права наций ".

История

Кардинал Мазарини

Кардинал Ришелье первым задумал идею французской гарантии мира как форму коллективной безопасности во время войны за мантуанское наследство (1628–1631). Он был задуман как замена феодальному сюзеренитету императора в имперской Италии, но Франция проиграла войну и была вынуждена смириться с продолжением имперского сюзеренитета. В 1648 году преемник Ришелье, кардинал Мазарини, получил полномочия поручителя специально для поддержки Империи. Пик французского использования власти пришелся на 1658 г., когда Рейнская лига была образована в качестве противовеса имперской прерогативе. После смерти Мазарини в 1661 году король Людовик XIV переусердствовал, оттолкнул членов Лиги и позволил императору Леопольду I восстановить часть своего авторитета и престижа.

Упадок гаранта могущества Франции начался с ее вторжения в испанские Нидерланды, юридически входившие в состав Империи, в 1667 году. Поворотным моментом стало вторжение в Голландскую республику в 1672 году. Людовик XIV заявил, что, поскольку Республика находится за пределами Империи, любая помощь, оказываемая такому врагу Франции со стороны Империи или ее членов, является нарушением Вестфальского мира и гарантий. После этого Франция перестала восприниматься как защитница немецких свобод. Начало Вечной диеты, бессрочной сессии императорского сейма после 1663 года, ускорило упадок положения Франции в Империи, поскольку сейм обеспечивал внутренний механизм для разрешения споров.

В споре между Избирательным Пфальцем и его соседями во главе с Электоратом Майнца - так называемым 1660–1674 гг. - первый призвал Швецию и Францию ​​вмешаться в его дела. от имени в качестве гарантов.

Вестфальский мир и полномочия поручителя были возобновлены в последующих договорах Неймеген (1679), Рисвик (1697), Раштатт (1714 г.) и, в пользу России, Тешен (1779 г.). Интерес русских к роли в Империи начался с царя Петра Великого еще в 1710 году. В январе 1778 года возможность представилась Екатерине Великой, когда король Фридрих II Пруссии просил ее посредничества в споре по Баварии. В письме от 3 февраля Фредерик утверждал, что Россия непременно станет гарантом Империи, если Екатерина вмешается, чтобы помочь ему. Целью России было стать гарантом прав в Империи, а не помогать Пруссии. С этой целью Екатерина смягчила прусские цели, в результате чего был заключен договор, неожиданно благоприятный для Австрии. К 1781 году произошла дипломатическая революция. Исчез русско-прусский союз. На его месте появился новый австро-русский союз. Была также преобразована система гарантов Вестфалии. Россия, победившая Швецию в Северной войне (1721 г.), фактически узурпировала ее место в качестве гаранта. Первым посланником России в империи в качестве гаранта был Николай Румянцев, прибывший в 1782 году.

Последнее крупное вмешательство России в качестве гаранта было в пользу союза князей в осенью 1794 года. Екатерина написала письмо, в котором хвалила лигу как акт. Лига так и не состоялась. После смерти Екатерины в 1796 году российский двор мало интересовался осуществлением своих поручительских полномочий, хотя царь Павел I претендовал на право консультироваться по всем имперским вопросам

В течение Французские революционные войны, договоры Кампо Формио (1797) и Люневиль (1801) возобновили Вестфалию и положение о гаранте. 5 марта 1804 года французские войска вошли на территорию империи, чтобы арестовать Людовика Антуана, герцога Ангиена, который был предан суду и казнен 21 марта. Швеция и Россия в качестве поручителей потребовали, чтобы император Франциск II ответил на вопиющее нарушение имперского суверенитета, но император отказался. Наполеон Бонапарт, император Франции с 1804 года, отказался от возобновление действия оговорки о гаранте в договорах Шенбрунн (1805 г.) и Прессбург (1805 г.). После этого он выступал в роли арбитра в судьбе Империи, а не гаранта ее конституции до ее окончательного роспуска в августе 1806 г..

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-22 12:17:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте