Гуань (инструмент)

редактировать
Гуаньцзы из лиственных пород северного Китая

гуань (китайский : ; пиньинь : guǎn; букв. : ' "труба" или "трубка") - китайский двойной язычковый духовой инструмент. северокитайская версия называется гуаньцзы (管子 ) или били (традиционный: 篳 篥 ; упрощенный: 筚 篥 ) а кантонская версия называется houguan (喉管 ). Он классифицируется как бамбуковый инструмент в системе Ба Инь (классификация древних китайских инструментов). В отличие от других инструментов из семейства двойных язычков из деревянных духовых инструментов, которые в основном имеют конические отверстия, например, китайские суона или западные гобой, гуань имеет цилиндрическое отверстие, что придает ему характерный мягкий, но пронзительный жужжащий тембр.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Конструкция
  • 3 Игра
  • 4 Известные игроки
  • 5 Источники
  • 6 Внешние ссылки
    • 6.1 Видео
    • 6.2 Прослушивание
  • 7 См. Также

История

Деталь XII века Династия Сун живопись с изображением трех игроков на гуань (двойной трости) и двух игроков на дизи (поперечной флейте) в сопровождении пайбан (деревянной трещотки), выступающих в доме Хань Сицзая, министра до императора династии Сун Ли Хоучжу

Самое раннее использование слова гуань можно проследить до записей династии Чжоу, где оно относится к бамбуковым флейтам с выдувным концом, таким как сяо или пайсяо. Самый ранний инструмент с двумя язычками появился в конце династии Чжоу и называется хуцзя (胡笳 ; буквально «тростниковая трубка народа Ху »), потому что он был введен с северо-западный регион из Китая. В то время хуцзя использовалась в первую очередь как военный инструмент для передачи сигналов и изображалась в ранней китайской поэзии как хриплая и варварская.

Гуань возникла после хуцзя в династии Тан из-за процветания музыки и художественной культуры, на которые повлияла торговля шелковым путем. Подобно хуцзя, он, вероятно, был заимствован у тех, кого китайцы обычно называют народом ху (кочевым), и стал важным ведущим инструментом в придворной и ритуальной музыке. В период расцвета династии Тан гуань, наряду со многими другими инструментами, был завезен в соседние страны, где потомки гуань (называемые пири в Корее и хичирики в Японии ) до сих пор используются.

Однако в последующие династии гуань вышла из употребления в придворной музыке, но стала очень популярной в народных ансамблях. Он играет важную роль в ансамблях духовых и ударных (чуйда или гучуй), которые играют на традиционных фестивалях и праздниках, и до сих пор популярен в духовых оркестрах северного Китая, а также в некоторых других регионах Китая. В оркестре Пекинской оперы гуань используется для изображения военных сцен вместе с суона и другими ударными инструментами

.

Конструкция

Маленький кантонский хугуань в тональности С

Гуань состоит из короткой цилиндрической трубки, сделанной из твердой древесины в северном Китае, где инструмент называется били. В регионе Гуандун на юге Китая он сделан из бамбука и называется хоугуань (буквально «глотка гуань»). Первоначально он использовался уличными торговцами, но с 1920-х годов был включен в состав оркестра Кантонской оперы. К 1950-м годам он стал популярным во всем Гуандуне, и были разработаны более крупные размеры. Для гуанов из твердых пород дерева требуется тростник, тогда как для бамбуковых гуанов обычно используется мягкий тростник (однако иногда для изменения тембра используется другая твердость).

Инструмент, называемый ah-bó-ta̍t-á (鸭 母 哒 仔), o͘-ta̍t-á (烏 笛 仔), или Táiwān guǎn (台湾 管), который похож на houguan, также встречается на Тайване. [1] Этот тайваньский гуань часто используется в тайваньском оперном оркестре. Как и кантонский houguan, он выпускается трех размеров, каждый из которых имеет небольшой медный колокол для увеличения громкости и не перегружается, давая регистр чуть более одной октавы.

Традиционно у гуань есть семь отверстий для пальцев сверху и одно отверстие для большого пальца сзади. Длина традиционного гуаня варьируется от 7 дюймов (18 см) до 13 дюймов (33 см) или до 50 см для большого кантонского хугуана.

Кантонский хугуан доступен в трех размерах; средний и большой размеры имеют на конце небольшой латунный колокол. Северный гуаньцзы бывает разных ключей. Две стандартные более высокие версии находятся в диапазоне сопрано и альта, хотя есть также известная версия пикколо под названием «Шуангуань», которая достаточно мала, где в нее обычно играют бок о бок в гармонии один человек, использующий «хватку сантехника» с обоими тростники во рту одновременно. Помимо «хугуань», другие распространенные бамбуковые гуань включают «ямуди» Тайваня, «лугуань» провинции Хунань, «били» северного Китая, уйгурский «пипи» и «сибили». »Корейского автономного округа. На северо-западе Китая также существуют другие разновидности лиственных пород "гуаньцзы", которые имеют сходство с армянским дудук и турецким мей.

. В 20-м веке современные версии гуань были разработаны в Китае.. Эти модернизированные гуань, которые могут быть длиной с западный кларнет, имеют больше тембров и отверстий для ключей, а также оснащены металлическими клавишами для обеспечения более широкого и полного хроматического диапазона. Такие инструменты используются в основном в крупных китайских оркестрах. Эти современные «гуаньцзы» обычно используются для диапазонов тенора и баритона соответственно. Хотя эти инструменты «цзяцзянь» (клавишные) сделаны из твердой древесины, их конструкция происходит от хугуань, а их клавишная система связана с системой кларнета Бем, обычно с коротким звонком или без него. Хотя теоретически эти инструменты могут иметь такой же широкий диапазон, как кларнет, обычно считается, что они лучше всего звучат в двух нижних октавах (из-за огромных трудностей в управлении регистром Clarion). В последние годы многие модели традиционного сопрано Guanzi оснащены одной или несколькими клавишами для улучшения интонации определенных хроматических нот.

У всех гуань есть большая широкая двойная трость, сделанная из трости Арундо, которая вставляется в верхний конец трубки.

Типичные диапазоны оркестрового гуань:

  • Малый гуань «сяогуаньцзы» в D и Bb (сопранино)
  • Средний гуань «чжунгуаньцзы» в A, G и F (сопрано)
  • Большой Гуань «дагуаньцзы» в D (альт) часто называют «da D»
  • Альто Кейед Гуань «чжунъингуань» в C (диапазон тенора; неправильное название), у которого аппликатура очень похожа на кларнет в C.
  • Bass Keyed Guan "diyinguan" в G (диапазон баритонов; неправильное название), который записан по высоте звука
  • Double Bass Keyed Guan "beidiyinguan" в C (бас range; неправильное название), у которого аппликатура очень похожа на кларнет в C, но с нотами по высоте звука.

Обратите внимание, что английские названия для них еще не полностью стандартизированы во всем мире.

Игра

Благодаря продвинутой технике наддува диапазон северных гуаньцзы составляет около двух с половиной октав, в то время как кантонский хугуань (например, бамбуковый гуань, используемый в древности) China) не преувеличивает, давая диапазон чуть более одной октавы. Клавиатура «цзяцзянь гуань» с добавлением кларнетоподобного регистра и клавиш расширения имеет почти 4-октавный диапазон, хотя верхний диапазон обычно не используется. Гуань использовался в различных музыкальных контекстах на протяжении веков, часто как сольный инструмент, используемый для пробуждения настроения печали. Во многом это связано с техникой игры на инструменте, предполагающей использование выразительных вибрато и широких изменений высоты звука.

Гуань довольно сложно играть, в основном из-за сложности управления амбушюром ; китайская поговорка гласит, что «шэн (орган рта) нужно изучать 100 дней, а гуань - 1000 дней».

Известные игроки

  • Ян Юаньхэн (1894–1959)
  • Ху Чжихоу (胡志 厚)
  • У Сяочжун (呉 暁 鐘)
  • Бао Цзянь (鮑 健, ученица Ху Чжихоу)
  • Хань Лэй
  • Ли Цзиньвэнь (р. 1923)
  • Лю Чжун
  • Шань Вэньтун
  • Ло Вай-леунг (руководитель Гуань Гонконгского китайского оркестра)
  • Жэнь Чжаолян
  • Цинь Цзитао

Ссылки

Внешние ссылки

Видео

  • Видео Houguan из электронной книги Музыкальные инструменты

Прослушивание

См. Также

Последняя правка сделана 2021-05-22 12:06:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте