Люди чаморро

редактировать
Чаморро
Люди чаморро в 1915 году.jpg Люди чаморро (1915)
Общая численность населения
147798 (перепись 2010 г.)
Регионы с значительное население
США
Гуам 59 381 (перепись 2010 г.)
Северные Марианские острова 12 902 (перепись 2010 г.)
Языки
чаморро (коренные). Английский (вспомогательный)
Религия
Преимущественно Римско-католическая
Родственные этнические группы
Другие Австронезийские народы

Народ чаморро () - коренное население Марианских островов, политически разделенное между территориями Соединенных Штатов Гуам и Содружество Северных Марианских островов в Микронезии. Сегодня значительные популяции чаморро также существуют в нескольких штатах США, включая Гавайи, Калифорнию, Вашингтон, Техас, Теннесси, Орегон и Невада. Согласно переписи 2000 года, примерно 65 000 человек происхождения чаморро проживают на Гуаме и еще 19 000 человек проживают на Северных Марианских островах. Еще 93 000 человек живут за пределами Марианских островов на Гавайях и на западном побережье США. Чаморро в основном австронезийцы, но многие имеют также европейское (например, испанское) и юго-восточное азиатское происхождение.

Содержание

  • 1 Язык
  • 2 Ранние чаморро
    • 2.1 Сельское хозяйство
    • 2.2 Культура
      • 2.2.1 Космогония и религия
      • 2.2.2 Касты и классы
      • 2.2.3 Фольклор
  • 3 Иностранное правление
  • 4 «Чаморро» и «Чамору»
  • 5 Современная культура чаморро
    • 5.1 Религия
    • 5.2 Кухня
  • 6 Диаспора в США
  • 7 Известные чаморро
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки

Язык

язык чаморро включен в малайско-полинезийскую подгруппу австронезийская семья. Поскольку Гуам был колонией Испании более 300 лет, Чаморро заимствовал много заимствований у испанского. Примером может служить то, как традиционная система счисления чаморро была заменена испанскими числами.

На чаморро часто говорят во многих домах, но это становится все реже. Однако интерес к возрождению этого языка возродился, и все государственные школы как на Гуаме, так и на северных Марианских островах теперь обязаны по закону преподавать язык чаморро в рамках учебной программы начальной, средней и старшей школы.

Самая распространенная фраза в чаморро - это Håfa Adai, приветствие, которое в английском языке примерно соответствует «Hello».

Ранний чаморро

Охотник на чаморро с копьем, как показано в боксерском кодексе (1590) Филиппин Охотник на чаморро с луком, как изображено в Боксерский кодекс (1590) на Филиппинах

Считается, что чаморро прибыли на Марианские острова из Юго-Восточной Азии около 2000 г. до н.э. Они наиболее тесно связаны с другими австронезийскими коренными жителями с Филиппин, восточной Индонезии (в частности, Малуку и Сулавеси ), тайваньские аборигены, а также народы Каролинских островов к югу (в частности, внешние острова Федеративных Штатов Микронезии штата Яп ). Они были опытными мореплавателями и искусными мастерами, знакомыми со сложным ткачеством и детальным изготовлением керамики. латте, мегалитический каменный столб, увенчанный полусферическим замковым камнем, использовался ранними чаморро в качестве фундамента для зданий и с тех пор был признан национальным символом.

Общество чаморро было основано на том, что социолог доктор Лоуренс Дж. Каннингем назвал «матрилинейным авункукланом », одной из характерных черт которого является то, что брат (ы) родитель женского пола играет более важную отцовскую роль, чем биологический родитель мужского пола ребенка.

Девушки чаморро в 1930-е годы

Сельское хозяйство

Испанские колониальные записи показывают, что фермеры чаморро сажали семена согласно фазам Луна. Например, фермеры на Гуаме часто сажают клубневые культуры, такие как сладкий картофель и ямс, в полнолуние во время отлива.

Культура

Космогония и религия

Изображение латте-камня колоннад на острове Тиниан.

Согласно ранней легенде чаморро, мир был создан братом-близнецом и сестрой, Пунтаном и Фуунья. Умирая, Пунтан поручил своей сестре Фууне превратить свое тело в составные части вселенной. Она использовала его глаза, чтобы создать Солнце и Луну, его брови, чтобы сделать радугу, и большую часть остальных его частей в различных чертах Земли. Завершив свою работу, она спустилась на остров Гуахан (Гуам) и превратилась в гигантскую скалу. Этот камень раскололся, и из него возникли все люди. Некоторые считают, что эта скала когда-то находилась на месте церкви в Агате, в то время как другие полагают, что это фаллический Ласо де Фуа, расположенный в Уматак.

Древний Чаморрос, занятый почитание предков, но не исповедовали формальную "религию" "в смысле поклонения божествам. Однако есть по крайней мере одно свидетельство Кристофа Карла Фернбергера в 1623 году о том, что человеческое жертвоприношение практиковалось для умиротворения «большой рыбы». Это утверждение может быть связано с легендой чаморро о том, почему остров Гуам узок в середине. Согласно легенде, гигантская рыба постепенно съедала остров с обеих сторон. Хотя древние чамору предположительно обладали магическими способностями, огромное существо ускользало от них. Когда мужчинам не удалось его выследить, женщины использовали свои волосы, чтобы сплести сеть, которая становилась больше по мере того, как они пели. Пение очаровывало рыбу и заманивало ее в гигантскую сеть.

Касты и классы

Старший исполнитель чаморро

Общество чаморро было разделено на две основные касты и продолжало так будет еще более века после того, как впервые появились испанцы. Согласно историческим записям, предоставленным европейцами, такими как отец Шарль Ле Гобьен, между подчиненной кастой Маначанг и высшим чамором [r] i, по-видимому, существовали расовые различия, причем Маначанг описывался как более короткий и темный. Кожаные и физически менее выносливые, чем чамори. Каста чамори была далее подразделена на высший средний класс ачоти / аха'от и высший, правящий класс Матуа / матао. Ахоти мог получить статус Матуа, а Матуа мог быть понижен до Ахоти, но Маначанг родились и умерли как таковые, и у них не было возможности улучшить свое положение. Членам Маначанга и Чамори не разрешалось смешиваться. Все три класса выполняли физический труд, но имели совершенно разные обязанности. Ле Гобьен предположил, что общество чаморро представляет собой географическое сближение народов разного этнического происхождения. Эта идея может быть подтверждена свидетельством языковых характеристик языка чаморро и социальных обычаев.

Отец Пьер Куманс писал о практике чернения зубов / лакирования зубов среди женщин чаморро (также широко распространенный обычай в древней морской Юго-Восточной Азии, Японии, Юго-Восточный Китай и части Индокитая ), которые они считали красивыми в отличие от животных. Фернбергер писал в своем отчете о чаморро, что «шпильки для пениса» использовались в качестве меры целомудрия для молодых мужчин, тип генитального пирсинга, подобный тем, которые применялись жителями доколониальной Приморской Юго-Восточной Азии.

Фольклор

Традиционные верования среди чаморро включают рассказы о таотаомо'на и бираке, а также введенные испанцами концепции дуэндов и привидений в таких местах, как Йона, другие старые здания., школы, гостиничные лифты и мост Маина. Таотаомо'на - это духи древних чаморро. Бирак - более широкий термин, который может относиться не только к нежити, но и к демонам или общим типам элементалей.

Иностранное правило

Получение Манильского галеона чаморро на Ладронских островах, ок. 1590 Боксерский кодекс

6 марта 1521 года Фердинанд Магеллан и его люди после пересечения Тихого океана столкнулись с первыми индио с тех пор, как покинули Южную Америку. Позднее испанские посетители назвали жителей «чамуррес», что происходит от местного названия высшей касты; затем это слово было преобразовано в «Chamorros», старый испанский термин для «лысого», возможно, в связи с местной привычкой бриться.

На протяжении веков Марианские острова были оккупированы несколькими зарубежными странами (Испания, Германия, Япония, США ), а современное общество чаморро почти полностью многонационально, в меньшей степени жители Лута / Рота. Чаморро в основном имеют австронезийское происхождение, но начали значительно взаимодействовать с испанцами и филиппинцами во время испанской колониальной эры (1521–1898 гг.). В основном с конца 19 века многие чаморро вступали в брак с другими жителями островов Тихого океана, материк американцами, филиппинцами, китайцами и Японский.

Во время испанской колониальной эпохи население чаморро сильно сократилось из-за распространения европейских болезней и изменений в обществе, а также всеобщей войны под властью Испании. По некоторым оценкам, когда европейцы впервые поселились на Марианских островах в 1667 году, могло проживать до 100 000 чаморро. К 1800 году их было менее 1000. В приходах испанцы в конечном итоге сосредоточили свои усилия на обращении коренных жителей в католицизм. Отец Фрэнсис X. Хезель заявил, что Чаморрос, пойманный или сообщавший об участии в языческом «колдовстве», были публично наказаны. Благодаря этому они получили от испанские фамилии до Catálogo Alfabético de Apellidos или Алфавитный каталог фамилий. Таким образом, многорасовый чаморро с европейским происхождением и испанской фамилией не обязательно имеет испанскую кровь, как и филиппинцы с испанскими фамилиями.

Растущее число чаморро, особенно молодежи чаморро, переезжающих на материковую часть США, усложняет как определение, так и сохранение идентичности чаморро. На Гуаме движение за права чаморро возникло с тех пор, как Соединенные Штаты получили контроль над островом. Лидеры движения стремятся вернуть исконные земли народу чаморро и достичь самоопределения.

«чаморро» и «чамору»

Доколониальное общество на Марианских островах было основано на касте

После того, как Испания аннексировала и завоевала Марианские острова, кастовая система в конечном итоге вымерла под властью Испании, и все коренные жители архипелага в конечном итоге пришли для обозначения испанского экзонима "Чаморро". Имя «Чамору» - это эндоним, производный от местного произношения испанского экзонима. орграф ch рассматривается как одна буква, поэтому оба символа пишутся с заглавной буквы в начале предложения или имени собственного, как и ij в голландском.

. предположить, что испанские определения слова «чаморро» сыграли роль в его использовании по отношению к коренным жителям острова. Помимо «Чаморро» - испанская фамилия, по-испански это также означает «свиная нога», «безбородый [пшеничный]», «лысый», «коротко остриженный» или «остриженный / выбритый / [волосы или шерсть] стригутся близко к поверхности ". Приблизительно в 1670 году католический миссионер сообщил, что мужчины носили стиль, в котором их головы были обриты, за исключением волос на макушке «до пальца». Эта прическа часто изображается на современных изображениях ранних чаморро. Однако первые европейские описания внешнего вида людей чамору в 1520-х и 30-х годах сообщают, что у обоих полов были длинные черные волосы, которые они носили до талии или даже дальше. Другое описание, данное примерно 50 лет спустя, сообщало, что туземцы в то время связывали свои волосы в один или два узла.

Современная культура чаморро

Культура чаморро с годами приобрела заметный характер. влияние испанской, мексиканской, американской, японской и филиппинской культур, а также присутствие других океанических (в основном микронезийских ) групп. Влияние немецкой эпохи на Северные Марианские острова наиболее заметно в форме определенных имен и фамилий.

Доисторическая концепция инафа'маолек («делать добро друг другу», часто переводимое как взаимозависимость) - основная ценность традиционной культуры чамору. Уважение к семье, сообществу и пожилым людям (man åmko ') - основные составляющие, хотя это варьируется от человека к человеку и от семьи к семье. В настоящее время культура находится под сильным влиянием американских обычаев и ценностей, в основном потому, что архипелаг Марианские острова (разделенный на Гуам и CNMI ) в настоящее время принадлежит Соединенным Штатам. Америки, как организованных, но некорпоративных территорий; кроме того, большинство людей происхождения чамору сейчас живут за пределами Марианских островов в Соединенных Штатах. Американские военные имеют большое культурное влияние на чамору; Уровень набора на Марианских островах выше, чем в любом другом месте США. На Гуаме показатель вербовки составляет около 14 человек на 10 000; Напротив, в американском штате Монтана, где самый высокий показатель вербовки на душу населения, этот показатель почти вдвое меньше, примерно восемь человек на 10 000. (Более подробную информацию по этой теме см. На странице Гуам.)

Петушиные бои и азартные игры, связанные с петушиными боями, были введены испанцами и долгое время были важным развлечением в культуре чамору, особенно среди мужчин.. Он по-прежнему популярен среди представителей старшего поколения и среди филиппинских иммигрантов, которые выращивают петухов для петушиных боев; однако смешанные боевые искусства соревнования по борьбе стали популярными как зрелищные виды спорта, особенно среди представителей более поздних поколений. В течение года на Гуаме и Сайпане проводятся крупномасштабные мероприятия, в которых принимают участие местные участники, а также приглашенные участники из-за рубежа.

Жизнь чаморро долгое время была сосредоточена на матриархальном клане. Понятие «клан» происходит от общего предка женского пола. Большие большие семьи остаются центральным элементом жизни на Марианских островах.

Диабет и сердечные заболевания становятся все более распространенными среди коренного населения, а также среди некоренных жителей Океании, живущих на Марианских островах, особенно у каролинцев Рефалуваш.

Традиционные целители, которых называют сурухану (или сурухана для женщины) до сих пор пользуются большим уважением за их знания о лечебных травах и спиртных напитках.

Религия

Большинство чаморро являются католиками, и лишь немногие на Марианских островах все еще сохраняют некоторые обычаи и верования времен до первых европейских завоеваний; некоторые жители Марианских островов по-прежнему будут спрашивать разрешения у духов предков перед тем, как войти в некоторые части джунглей.

Среди 56 штатов и территорий Соединенных Штатов Марианские острова имеют самый высокий уровень религиозной самоидентификации: в совокупности всего 1,75% населения (Гуам - 2,5%, а CNMI - всего 1%) , не заявляющих о принадлежности или принадлежности к определенной религии.

Кухня

Красный рис чаморро

Кухня чаморро находится под влиянием различных культур. Примеры популярных продуктов иностранного происхождения включают различные виды сладких или соленых эмпанада, первоначально представленных в Испании, и панцит, блюдо из лапши с Филиппин.

Археологические свидетельства с островов в Марианских островах показывает, что рис выращивался там с доисторических времен. Красный рис, приготовленный из ачоти, является отличным основным продуктом питания, который однозначно выделяет кухню чамору среди множества блюд других культур тихоокеанских островов. Обычно его подают для особых мероприятий, таких как вечеринки (гупот или "фиесты"), нобен, а также по таким случаям, как выпускной в средней школе или колледже. Такие фрукты, как леммаи, манга, нийок и билимбины употребляются в различных местных рецептах. На Марианских островах также широко доступны корейская, китайская, японская и американская кухня. Местное печенье известно как Guyuria.

Местные продукты включают kelaguen, блюдо, в котором мясо готовится полностью или частично с помощью лимонной кислоты, а не тепла; Тинактак, мясное блюдо из кокосового молока; и kå'du fanihi (летучая лисица / суп из летучих мышей ). Плодовые летучие мыши и местные птицы стали редкостью в наше время в основном из-за появления во время Второй мировой войны коричневой древесной змеи, которая уничтожила популяции местных птиц и угрожает популяции фанихи (фруктовых летучих мышей), поскольку Что ж. Незаконная охота на летучих мышей также угрожает существующему населению.

Спам и другие мясные консервы были завезены на острова после Второй мировой войны, что привело к изменению режима питания и многочисленным проблемам со здоровьем.

Диаспора в США

Согласно переписи 2010 года, в Соединенных Штатах проживает 148 220 чаморро, в основном из Гуама, но также из Северных Марианских островов и Сайпана.

Ранние годы Чаморро, мигрировавшие в США, были гуамцами, переехавшими в США в первом десятилетии 20-го века. В последующие десятилетия небольшие группы гуамцев эмигрировали на Гавайи и в западные районы США, где работали фермерами. Население Гуама получило американское гражданство в 1929 году. Итак, после окончания Второй мировой войны гораздо больше гуамцев эмигрировало в США. Большинство из них были военнослужащими или состояли в браке с военными.

В 1950 году население Гуама получило полное американское гражданство, что способствовало миграции гуамцев в США. Таким образом, возникла первая крупная миграция гуамцев, и их было более 160 человек. Гуамцы эмигрировали в США в 50-х годах. Многие из них переехали в Калифорнию. В 1952 году иммигранты из Гуама основали свою первую организацию в США: Территориальное общество Гуама (позже переименованное в Американское общество Гуама) в Вашингтоне, округ Колумбия, где работали на Министерство обороны и разрабатывали военные операции.

В 60-х годах сотни гуамцев эмигрировали в Соединенные Штаты. Это было время, когда в эту страну эмигрировало наибольшее количество гуамцев. Большинство из них эмигрировали в США, спасаясь от корейской войны и тайфуна Карен.

. В 70-х годах в США прибыла еще одна волна гуамцев. В 1986 году США приобрели Северные Марианские острова, что способствовало миграции с Северных Марианских островов в США.

Известные чаморро

См. также

Ссылки

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с народом чаморро.
Последняя правка сделана 2021-05-14 05:02:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте