Координаты : 45 ° 27′47 ″ N 9 ° 10′21 ″ E / 45,4631558 ° N 9,172412 ° E / 45,4631558; 9.172412
Industry | Automotive |
---|---|
Основание | Турин, Италия (1912) |
Основатель | Джованни Бертоне |
Главный офис | Милан (Bertone Design); Турин (на 2014 год), Италия |
Ключевые люди | Джованни Бертоне (Основатель ). Лилли Бертоне (генеральный директор ). Альдо Чинголани |
Услуги | Промышленный дизайн; ранее: Разработка продуктов и процессов, создание прототипов и автомобилей, производство специальных ветровых стекол |
Количество сотрудников | 1250 |
Подразделения | Стил Бертоне. Bertone Engineering. Carrozzeria Bertone. Bertone Glass |
Веб-сайт | http://www.bertonedesign.it/en/ |
Gruppo Bertone, широко известная как Bertone, была итальянская автомобильная компания, специализирующаяся на дизайне автомобилей, кузовостроении и производстве. Стиль Bertone самобытен, большинство автомобилей имеют «семейное сходство», даже если они имеют значки разных производителей. Bertone стилизовал автомобили для Abarth, Alfa Romeo, Aston Martin, Citroën, Ferrari, FIAT, Iso, Lancia, Lamborghin i, Mercedes-Benz, Opel и Volvo и другие. Кроме того, студия Bertone разработала два более поздних проекта мотороллера Lambretta. В конце 1980-х годов Bertone разработал мотоциклетный шлем K20 для швейцарского производителя велосипедов и мотоциклетных шлемов Kiwi.
Компания базировалась в Grugliasco на севере Италии. Gruppo Bertone была основана как Carrozzeria Bertone в 1912 году Джованни Бертоне. Дизайнер Нуччио Бертоне возглавил компанию после Второй мировой войны, и компания была разделена на два подразделения: Carrozzeria для производства и Stile Bertone для стилизации. До своего банкротства в 2014 году компанию возглавляла вдова Нуччио Бертоне Лилли Бертоне.
После банкротства название Bertone было сохранено некоторыми из ее бывших сотрудников, которые продолжали работать как миланская дизайнерская компания Bertone Design .
Джованни Бертоне открыл бизнес по производству вагонов в Турине, в возрасте 28 лет. Вместе с тремя рабочими он построил конные повозки.
В первые десятилетия 20-го века автомобили были редкостью. В дорожном движении преобладали конные экипажи, а экипажи, построенные молодым Бертоне, особенно ценились за их точность, качество и надежность. В 1914 году родился второй сын Бертоне, Джузеппе, по прозвищу Нуччо. Начало Первой мировой войны спровоцировало серьезный кризис молодого итальянского промышленного сектора и сильно повлияло на Джованни Бертоне, который был вынужден закрыть свою компанию.
В конце Первой мировой войны бизнес Bertone возобновил свою деятельность и расширил свою деятельность, сосредоточившись на автомобильном секторе. В 1920 году рядом с Монгиневро 119 в Турине был открыт новый завод. Двадцать человек получали зарплату. Год спустя с компанией был подписан первый важный контракт. Это был кузов типа торпеда на базе шасси SPA 23S. Затем был разработан FIAT «501 Sport Siluro Corsa» - первая модель из семейства, которая будет характеризовать бренд в ближайшие годы. Так родился мощный спортивный автомобиль.
В 1920-е годы Турин был представлен как один из мировых центров передового опыта в автомобильной промышленности. Bertone был в центре всего этого и установил партнерские отношения почти со всеми производителями того времени. Джованни Бертоне начал делать кузовные работы на шасси Fast, Chiribiri, Aurea, SCAT и Diatto. Наиболее важными и долгими отношениями были отношения с двумя крупнейшими туринскими производителями: FIAT и Lancia.
Винченцо Лансия сразу понял, что Джованни Бертоне - выдающийся умелый мастер, и его ждет большое будущее. Ласково прозвав его «Бертунот», он поручил компании Bertone создать полные автомобильные кузова, прежде всего для ограниченных серий, для производства которых компании того времени не всегда были готовы. Это была первая возможность компании Bertone осуществить ограниченное производство специальных автомобилей на стандартной механической основе и положила начало большому промышленному опыту.
Это очень захватывающие годы для самого Бертоне, а также для развития промышленного стиля и дизайна. Формы кузова машины медленно, но непрерывно меняются, угловатые формы начинают блекнуть, крылья начинают стыковаться. Джованни Бертоне производил торпеды и седаны для FIAT и Lancia, а также для Itala, Diatto и SPA. Он также работал над комиссионными для частных клиентов, стремящихся к эксклюзивности. Наряду со спортивными моделями, такими как Ansaldo 6BS 1928 года, Джованни Бертоне также проектировал роскошные автомобили, такие как The и The, оба в 1924 году. Позже он разработал их в 1928 году.
1929 года поставил на колени многих туринских автопроизводителей, проницательный менеджмент Джованни Бертоне позволил компании продолжить создание автомобилей с большой привлекательностью. В 1932 году Джованни разработал впечатляюще элегантный автомобиль Lancia Artena, который производился до 1936 года. В 1933 году; в следующем году произошло краеугольное событие для Carrozzeria Bertone. Это был тот факт, что Нуччио Бертоне, которому на тот момент было девятнадцать, официально начал работать в компании своего отца. В тот же период Bertone начал работать над коммерческими автомобилями, и по мере роста бизнеса потребовались новые помещения. Компания переехала на Корсо Пескьера, 225. Теперь в Gruppo Bertone работало пятьдесят сотрудников.
В 1934 году Бертоне создал поворотный момент в автомобильном дизайне с некоторыми невероятными новыми деталями, такими как потрясающие передние фары с обтекателем вдоль капота. С Ardita был создан новый стиль, которому суждено было взлететь к концу десятилетия, с моделями FIAT и Lancia, поразительными для своего времени. Примерами были «шесть окон», роскошный кабриолет Lancia Aprilia и роман с конструктивными особенностями, невиданными ранее, такими как откидной капот, который полностью убирался внутри автомобиля. За смелые инновации и элегантные творения Джованни он получил высокую оценку автомобильных экспертов и фанатов.
С началом Второй мировой войны автомобильный рынок испытал внезапный резкий спад. Практически все производители кузовов, в том числе Bertone, отреагировали на кризис, обратившись к военным автомобилям разного типа. Компания создала автомобили, такие как скорая помощь Bertone, на базе Lancia Artena. Было тяжелое время. Спрос был скудным. Не хватало сырья и рабочей силы. Военные заказы там трудно выполнить. Но производство на заводе Corso Peschiera не остановилось, здесь производятся некоторые роскошные Lancia Aprilia, а также чрезвычайно элегантное длинное шасси, единственное в своем роде, построенное по заказу гонщика и автомобильного журналиста.
После войны, когда в Европе начался долгий медленный процесс восстановления, крупные промышленные компании постепенно увеличили объемы производства, и кузовные работы вернулись к работе. В эти трудные годы Нуччио Бертоне создал такие автомобили, как Lancia Aprilia Cabriolet и гоночный автомобиль, которые были предшественниками некоторых дизайнерских тенденций следующего десятилетия.
В конце 1940-х годов Нуччио Бертоне обратился к гонкам, за рулем нескольких разных автомобилей, в том числе и той, которую Нуччио построил для себя. В конце десятилетия встреча с Витторио Стангуеллини привела к созданию купе с шасси Fiat 1100, получившего высокую оценку общественности.
1950-е годы принесли первые заказы из других стран, кроме Италии, в частности от MG и Bristol Cars Limited в 1952 году. В следующем году Нуччио Бертоне разработал прототип для Alfa Romeo Giulietta Sprint, который был представлен на Туринском автосалоне 1954 года. Первоначально планировалось произвести 1000 автомобилей, но в итоге в период с 1954 по 1965 год было произведено около 40 000 автомобилей. Производство автомобилей прекратилось в 1965 году.
Отношения между Bertone и Alfa Romeo достигли своего творческого пика с выпуском Концепт-кары Berlinetta Aerodinamica Tecnica (BAT), раздвинувшие границы дизайна и аэродинамики автомобилей: BAT 5 в 1953 году, BAT 7 в 1954 году и BAT 9 1955 года. Кульминацией исследований в области аэродинамики стало производство в 1956 году автомобиля Abarth 750 Record, построенного на шасси Fiat 600 и испытанного на высокоскоростном треке в Монце. Этот Abarth установил впечатляющие десять мировых рекордов, в том числе проехал 4000 километров (2500 миль) со средней скоростью 156,36 км / ч и преодолел 10 125,26 км за 72 часа.
В 1957 году компания расширилась, чтобы начать производство модели NSU Sport Prinz. Завод на Корсо Пескьера не справился с прогнозируемыми объемами производства. Строительные работы начались в Grugliasco на окраине Турина, для нового завода, который начал работать в 1959 году, с численностью персонала 550 человек. В конце 1950-х годов Bertone придумал несколько спортивных автомобилей Berlinetta, которые должны были быть вошли в историю, такие как Giulietta Sprint Speciale, Aston Martin DB2 / 4 и Maserati 3500 GT.
1960-е были годы GT в итальянском стиле. Нуччио Бертоне придумал пять вариаций на тему, которые всегда были дороги его сердцу, в виде пяти чрезвычайно пикантных моделей GT: Alfa Romeo 2600 Sprint, в кузове купе и версии кабриолет, два Ferrari 250 GT, один назван «Wax» в честь заказчика, вводящего в эксплуатацию, а другой - для личного пользования, Aston Martin DB4 GT «Jet» и Maserati 5000 GT. В то же время начинались два новых промышленных партнерства: работа над Simca 1000 Coupé и BMW 3200 CS ограниченной серией, что было важным, но досадным, более известная как «Феррарина», или «маленькая Феррари» (так как проект возник с Энцо Феррари ), который, несмотря на высокие ожидания публики, после его выпуска потерпел неудачу с коммерческой точки зрения.
Iso Rivolta GT 300, Iso Rivolta GT 340 и Iso Grifo также были созданы в 1960-х годах. Нуччио Бертоне разработал прототип последнего кабриолета и гоночную версию, известную как A3C. Годы Грифо были также годами Chevrolet Testudo, на котором лично Нуччио Бертоне ездил на Женевский автосалон в 1963 году. В следующем году увидел свет Alfa Romeo Canguro, за которым в 1965 г. последовал Alfa Romeo Giulia GT, законный наследник Alfa Romeo Giulietta Sprint.
. В 1965 г. Carrozzeria Bertone пережила важный поворотный момент, когда был выпущен Fiat 850 Spider. Коммерческий успех этой модели привел к тому, что Nuccio Bertone увеличила производственные мощности компании до 120 единиц в день (с 1965 по 1972 год было произведено около 140 000 машин, подавляющее большинство из которых было продано в Соединенных Штатах). Выпустив Fiat 850, компания сделала гигантский скачок в объемах производства: с 13 000 кузовов, выпущенных в 1966 году, до почти 30 000 в 1968 году, то есть на 40 процентов больше.
В конце 1960-х годов началось сотрудничество с Ферруччо Ламборгини, которому суждено было войти в историю автомобильного мира. Первым автомобилем, появившимся в результате этого, стал Lamborghini Miura , представленный на Женевском автосалоне 1966 года, который заново изобрел концепцию дизайна высокопроизводительного купе. За Miura последовали Marzal в 1967 году и Espada в 1968 году. В тот же период появились два других купе: Alfa Romeo Montreal и 583>Fiat Dino Coupé, оба выпущены в 1967 году. Поразительные, новаторские автомобили, изобретающие свой собственный язык для дизайна будущего: это были торговые марки Nuccio Bertone. На Парижском автосалоне 1968 года он представил концепт-кар Carabo на базе шасси Alfa 33.
К 1970 году штат Bertone насчитывал 1500 сотрудников, а фабрика Grugliasco занимала площадь в 267000 квадратных метров (2870000 квадратных футов). Партнерство с Lamborghini привело к разработке Lamborghini Espada, к 1973 году известной как самый быстрый четырехместный автомобиль в мире. Дизайн был вдохновлен более ранней концепцией, Jaguar Pirana. После своего первоначального успеха с Espada он продолжил разработку Lamborghini Jarama и Lamborghini Urraco. С прототипом Stratos Zero, построенным на базе Lancia Fulvia 1.6 HF, Bertone стал новой точкой отсчета в современном искусстве, а также на международной арене автомобильного дизайна. Stratos Zero, представленный на Туринском автосалоне 1970 года, представляет собой вечное сочетание архитектуры, скульптуры и промышленного дизайна. В следующем году, взяв за основу некоторые элементы стиля Zero, Бертоне создал Lancia Stratos Stradale, компактное купе, предназначенное в основном для гоночных трасс, которое впоследствии одержало множество побед на чемпионатах мира по ралли.
В 1972 году в возрасте 88 лет Джованни Бертоне умер. В том же году, как негласная дань уважения основателю компании, были выпущены модели Maserati Khamsin и Fiat X1 / 9. Последний, предвестником которого стал концепт-кар Autobianchi A112 Runabout, был наследником 850 Spider и продолжал пользоваться таким же безудержным коммерческим успехом. Основанный на шасси Fiat 128, но со средним расположением двигателя сзади, X1 / 9 производился с 1972 по 1988 год, всего было выпущено 160 000 единиц.
Между тем на обширной чертежной доске Нуччио Бертоне появилась череда суперкаров, малолитражек и концептов провокационного стиля. К ним относятся версия 1973 Series 3 автомобиля Lamborghini Espada с измененной конфигурацией приборной панели, Lamborghini Countach и Ferrari 308 GT4 1973 года, Audi 50 и Innocenti Mini 90 1974 года, Fiat 131 Abarth Rally в 1975 году и прототип Alfa Romeo Navajo в 1976 году.
В том же году компания начала работает на Volvo на платформе. Volvo 262C, который был представлен на Женевском автосалоне 1977, был полностью произведен компанией Bertone, от сборки базового кузова до установки механических компонентов и дорожных испытаний.. Этот процедурный поворотный момент сыграл большую роль в преобразовании компании, которая теперь должна была стать самостоятельным производителем автомобилей.
С начала 1980-х годов Fiat Ritmo Cabrio и Fiat X1 / 9 производились и продавались непосредственно под торговой маркой Bertone. Это означает, что компания теперь отвечала не только за производство, но и за сеть продаж и послепродажное обслуживание двух моделей.
В 1982 году Нуччио Бертоне представил еще один важный проект - Citroën BX. После создания совместного предприятия с Volvo в 1985 году компания начала производство Volvo 780, двухдверного седана, полностью созданного Нуччио Бертоне, от формального дизайна модели до полного производственного цикла.
В соответствии с новым коммерческим соглашением, подписанным с General Motors Europe в 1986 году, производство Kadett Cabrio было передано Bertone. Новый дизайн кузова Pontiac Fiero GT также был связан с этими отношениями с отделом стиля Bertone компании. Партнерство с Opel продолжилось выпуском первого поколения Opel Astra Cabrio и Astra Coupé. В конце 1980-х появились Citroën XM и Freeclimber с механическими компонентами двигателей Daihatsu и BMW.
Не отказываясь от своей приверженности исследованию новых языков автомобильного дизайна, Bertone вступила в 1990-е годы, сосредоточив внимание на технологических инновациях. Внимание публики и экспертов на Туринском автосалоне 1992 года привлек агрессивно-футуристический демонстрационный автомобиль с электрическим двигателем и передовыми конструктивными решениями. Barchetta имел трубчатое шасси из специальной стали, интегрированное с панелями из стекловолокна сэндвич-структуры, кузов из композитных материалов и карбоновый интерьер.
В 1993 году начало производства Opel Astra Cabrio и Fiat Punto Cabrio с полным производственным циклом для обоих автомобилей на заводе Grugliasco; монтаж кузова, интеграция механических компонентов, лакокрасочные покрытия и фурнитура. Полный производственный цикл, заканчивающийся финальным процессом тестирования, который проводится в соответствии с процедурами и стандартами компаний, вводящих в эксплуатацию.
В 1994 году, продолжая исследования компании в области автомобилей с низким уровнем воздействия на окружающую среду, Bertone представила (ZER), футуристическую интерпретацию Abarth 750 Record. Специально задуманный и созданный для обеспечения наивысшего уровня производительности в секторе электромобилей, ZER (имеющий Cx 0,11) установил мировой рекорд по продолжительности одного часа (199,822 км) и преодолел барьер в 300 км / ч. установление нового мирового рекорда скорости для электромобилей (максимальная скорость 303,977 км / ч).
В 1994 году Gruppo Bertone стала первым производителем в Италии, получившим награду. Между тем, Нуччио Бертоне не стал отказываться от прошлого, посвященного кузовным работам, и продолжил проектировать рабочие прототипы; Karisma в 1994 году, четырехместная berlinetta на базе Porsche, Kayak в 1995 году, купе на базе Lancia K, модель на базе Opel Astra Coupe / Cabrio и внедорожник на базе Fiat Brava поддон.
26 февраля 1997 года, вечером на Женевском автосалоне, скончался Нуччо Бертоне, «один из величайших кузовостроителей века и международный маэстро итальянского стиля» по словам автомобильного журналиста и историка автомобилей. Его вдова, Лилли Бертоне, взяла на себя управление компанией.
В то время как в прошлом производители автомобилей уделяли больше внимания проектированию автомобиля, чем его дизайну. К 1990-м годам они осознали важность дизайна для успеха своего бренда и стали все чаще приносить больше творческой работы в дом. Это относилось даже к производителям суперкаров, которые в прошлом были крупным клиентом итальянских дизайнерских бюро (carrozzeria). Хотя китайские и индийские производители предоставили некоторую работу, это тоже уменьшилось, поскольку, когда они обрели доверие, они тоже основали свои собственные дизайнерские студии. Несмотря на эти трудности, Bertone получила несколько специализированных производственных проектов и продолжила консультации по проектированию.
Однако к 2009 году ухудшение финансового положения заставило Bertone продать свой завод в Grugliasco вместе со своей производственной деятельностью компании FIAT. Bertone претерпела серьезную реструктуризацию и стала полностью интегрированной сервисной компанией в автомобильной, транспортной и индустриальной отраслях. К тому времени штат сотрудников Bertone сократился примерно до 300 человек, в основном инженеров и дизайнеров, с производительностью 300 000 инженерных часов в год, что позволяло компании управлять до четырех проектов прототипов в год, от первых эскизов стиля до эффективного производства прототипа..
Финансовые потрясения продолжались, и в 2011 году компания распродала часть своей драгоценной коллекции концепт-каров.
После прекращения торговли из-за финансовых трудностей, Bertone 18 марта 2014 г. подтвердила, что будет объявлена банкротом, если к концу апреля не будет найден подходящий покупатель.
В мае 2013 года лицензионные права на бренд были предоставлены Bertone Cento компании Bertone Design, созданной в Милане под руководством архитектора Альдо Чинголани с целью возрождения бренда в различных областях, таких как архитектура, промышленный дизайн и мода.. Bertone Design также работает в железнодорожном секторе. Последние проекты компании - это Frecciarossa 1000 Trenitalia и региональный поезд «Джаз» производства Alstom ; оба будут введены в эксплуатацию в 2015 году.
Bertone Design заявляет о преемственности с первоначальной компанией.