Летающая лодка-амфибия
Grumman G-21 Goose - это летающая лодка-амфибия, разработанная Грумманом для использования в качестве восьмиместного "пригородного" самолета для бизнесменов в районе Лонг-Айленда. Goose был первым летающим монопланом компании Grumman, его первым двухмоторным самолетом и первым самолетом, поступившим на службу коммерческих авиакомпаний. Во время Второй мировой войны "Гусь" стал эффективным транспортным средством для армии США (включая Береговую охрану США ), а также служил во многих других военно-воздушных силах. Во время боевых действий Гусь брал на себя все большее количество боевых и учебных ролей.
Содержание
- 1 Проектирование и разработка
- 1.1 Модификации
- 1.2 Новое производство
- 2 История эксплуатации
- 3 Варианты
- 4 Операторы
- 4.1 Военные операторы
- 4.2 Государственные операторы
- 4.3 Гражданские операторы
- 5 Несчастные случаи и происшествия
- 6 Самолет на дисплее
- 7 Технические характеристики (JRF-5 Goose)
- 8 Примечательные выступления в СМИ
- 9 См. Также
- 10 Ссылки
- 11 Дополнительная литература
- 12 Внешние ссылки
Дизайн и разработка
Сохранившийся бывший британский гусь JRF-6B в маркировке JRF-1 ВМС США
В 1936 году группа богатых жителей Лонг-Айленда, в том числе E. Роланд Гарриман подошел к Грумману и заказал самолет, на котором они могли лететь в Нью-Йорк. В ответ Grumman Model G-21 был разработан как легкий десантный транспорт. Компания Grumman произвела высокоплан почти полностью металлической конструкции - задняя половина основного крыла и все поверхности управления полетом, кроме закрылков, были обтянуты тканью. Он был оснащен двумя девятицилиндровыми радиальными двигателями с воздушным охлаждением Pratt Whitney R-985 Wasp Junior мощностью 450 л.с. (340 кВт), установленными на передних кромках крыльев. Глубокий фюзеляж служил также корпусом и был оснащен убирающимся шасси с ручным приводом. Первый полет прототипа состоялся 29 мая 1937 года.
Фюзеляж также оказался универсальным, поскольку он обеспечивал просторное внутреннее пространство, которое позволяло использовать его как для транспортного, так и для роскошного авиалайнера. Конфигурация амфибии также позволяла G-21 перемещаться практически куда угодно, и были задуманы планы по продаже его как авиалайнера-амфибии.
Модификации
McKinnon G-21G Turbo Goose с 680 л.с.
Pratt Whitney Canada PT6A-27 турбовинтовые
Для Goose был сделан ряд модификаций, но наиболее многочисленными являются модификации из Сэнди, штат Орегон, которая имеет 21 дополнительный сертификат типа ( STCs) для модификации самолетов серии G-21 и которые также изготовили четыре различных модификации, которые были повторно сертифицированы в соответствии с отдельным сертификатом типа FAA (TC № 4A24) как совершенно новые самолеты "McKinnon". Первой была модель McKinnon G-21C, в которой первоначальные радиальные двигатели R-985 были заменены четырьмя поршневыми двигателями Lycoming GSO-480-B2D6 . Он был одобрен в соответствии с ТК 4A24 7 ноября 1958 г., а два экземпляра были переоборудованы в 1958–1959 гг.
Второй модификацией McKinnon стала модель G-21D, которая отличалась от G-21C только вставкой 36-дюймового (91-сантиметрового) удлинителя в носовой части самолета перед кабину и 12-дюймовые (30-сантиметровые) удлинители, которые были добавлены к горизонтальным стабилизаторам и рулям высоты. Удлиненную носовую часть G-21D можно было отличить по двум новым окнам с каждой стороны, а также по четырем дополнительным пассажирским сиденьям. Был построен только один G-21D, фактически переделанный из первого G-21C. Когда позже его переоборудовали в газотурбинные двигатели, он получил прозвище «Турбовинтовой гусь».
После преобразования турбины G-21D Маккиннон разработал STC (SA1589WE) для установки тех же двигателей мощностью 550 л.с. Pratt Whitney Canada PT6A-20 на самолет Grumman G-21A. которые все еще были сертифицированы в соответствии с исходным TC No. 654. Два самолета G-21A были модифицированы как "гибридные" турбины, один - Маршаллом Кембриджским в Великобритании (с использованием комплектов McKinnon STC, доставленных из Орегона), а другой принадлежит Бюро земельного управления (агентство Министерства США). внутренних помещений на Аляске), модифицированные Маккинноном в 1967 году. Поскольку на них также было установлено много других функций McKinnon с использованием некоторых из его STC, эти самолеты позже были перепутаны с аналогичными, но последующими конверсиями турбины McKinnon и самолетом модели G-21E, но фактически они остались самолетами "Грумман G-21A" под ТК №1. 654; они никогда не проходили официальную переаттестацию в соответствии с TC 4A24 McKinnon.
В дополнение к двум модификациям турбины G-21A «Гибрид», Маккиннон в 1968 году переоборудовал два других самолета G-21A в конфигурацию турбины, заявив, что они одновременно прошли повторную сертификацию как модели G-21C в соответствии с ТК 4A24, Раздел I, а также турбины по STC SA1320WE. Однако им явно не хватало некоторых внутренних структурных усилений, которые были частью конструкции модели G-21C и не имели отношения к пересадке газотурбинного двигателя из четырех поршневых двигателей Lycoming GSO-480, в результате чего они были сертифицированы. Маккиннон назвал эти модели самолетов G-21C «Гибридами», но через год после того, как они были построены, их конфигурация была одобрена FAA как совершенно новая модель в соответствии с TC 4A24.
Третья модель McKinnon, G-21E, основана на предыдущих модификациях G-21C "Hybrid". Первоначально он был сертифицирован с теми же двумя турбовинтовыми двигателями PT6A-20 мощностью 550 л.с., которые использовались при переоборудовании турбины G-21D, но позже, после утверждения модели G-21G, 680 л.с. (507 кВт) Pratt Whitney Канада Двигатели PT6A-27 были одобрены в качестве опции для G-21E. Только один экземпляр был построен и повторно сертифицирован как модель G-21E, и на самом деле он был оснащен более мощными двигателями PT6A-27.
Последний вариант McKinnon - G-21G, который был одобрен FAA 29 августа 1969 года в соответствии с разделом IV TC No. 4A24. G-21G сочетает в себе все структурные усиления и общий вес 12500 фунтов более ранних моделей G-21C и D, а также их другие особенности, такие как «радарный» нос, «закругленное» лобовое стекло, убирающиеся поплавки на законцовках крыла, и "картинные" окна кабины с более мощными газотурбинными двигателями PT6A-27 и другими мелкими деталями, чтобы произвести окончательную конверсию McKinnon Goose.
Новое производство
В ноябре 2007 года компания Antilles Seaplanes из Гибсонвилл, Северная Каролина объявила о возобновлении производства варианта McKinnon G-21G Turbo Goose с турбинным двигателем. теперь обозначается как Antilles G-21G Super Goose. Pratt Whitney Canada PT6A-34 с турбонаддувом мощностью 680 л.с. (507 кВт) заменит оригинальные двигатели PT6A-27, системы планера и особенно авионика (авиационная электроника - то есть радиостанции и навигационные системы) должна была быть обновлена современными приборами со стеклянной панелью и дисплеями в кабине. Однако с 2009 года производственный центр Antilles Seaplanes был закрыт и продан на аукционе. Судьба нового производства Goose в настоящее время неизвестна.
История эксплуатации
Goose of
Royal Air Force Grumman G-21A авиакомпании Alaska Island Air в 1989 году
Предполагается как корпоративный или частные «летающие яхты» для миллионеров Манхэттена, первоначальные серийные модели обычно перевозили от двух до трех пассажиров и имели бар и небольшой туалет. G-21 рекламировался не только для небольших авиаперевозчиков, но и как военный транспорт. В 1938 году США Армейский авиационный корпус приобрел этот тип как OA-9 (позже, в годы войны, образцы, оставленные гражданскими лицами, получили обозначение OA-13A ). Самыми многочисленными военными версиями были варианты ВМС США, получившие обозначение JRF .
. Самолет-амфибия также был принят на вооружение береговой охраны и во время Второй мировой войны служил с Королевские военно-воздушные силы Канады на транспорте, разведке, спасании и обучении. G-21 использовался для спасения в воздухе и на море Королевскими военно-воздушными силами, которые, в соответствии с общим соглашением об именах со всеми своими самолетами, обозначили этот тип как «Гусь».
После войны Goose продолжила коммерческое использование в регионах от Аляски до Каталины и Карибского моря.
Всего было построено 345 машин, около 30 из них, как известно, все еще годны для полета (хотя около 60 все еще находятся в различных регистрах актов гражданского состояния, многие из них, как известно, разбились или были уничтожены иным образом), большинство из них находится в частной собственности, некоторые из них действуют в измененных формах.
Варианты
- G-21
- Исходная серийная версия, они были оснащены двумя двигателями по 450 л.с. (336 кВт) Pratt Whitney Wasp Junior SB, на Полная масса 7500 фунтов (3400 кг) с шестью пассажирами, 12 были построены, все они были преобразованы в стандарты G-21A.
- G-21A
- Увеличилась полная масса (8000 фунтов (3636 кг)), 30 из них были построены.
- G-21B
- Построены как экспортные береговые патрульные летающие лодки, вооруженные пулеметом 0,30 калибра в носовом и спинном люках и двумя 100-фунтовыми ( 45-кг) бомб под крылом, 12 были построены для Португальской морской авиации. n.
- G-21C
- Модернизация McKinnon Enterprises, они были переоборудованы с четырьмя двигателями мощностью 340 л.с. (254 кВт) Lycoming GSO-480-B2D6 с воздушным охлаждением, редуктором, и с наддувом плоско-шестицилиндровыми двигателями, оснащенными убирающимися поплавками на законцовках крыла, носовой частью «радара» из стекловолокна, цельным «закругленным» лобовым стеклом и «картинными» (увеличенными) окнами кабины; общий вес увеличился до 12 499 фунтов (5 669 кг) в результате внутреннего структурного усиления. Две из них были преобразованы в модели G-21C с поршневыми двигателями (серийные номера 1201 и 1202) в 1958–1959 годах, а два других планера были преобразованы в 1968 году, но с двумя 550-сильными (579-сильными, 432-кВт) Pratt Whitney Canada PT6A-20 турбовинтовые по STC SA1320WE как G-21C «Гибриды» (серийные номера 1203 и 1204). Два «гибрида» G-21C были фактически идентичны более поздней модели G-21E весом 10500 фунтов, но они никогда не были сертифицированы как таковые.
- G-21D
- Один G-21C был еще более переоборудованный McKinnon с удлиненной носовой частью, отмеченной двумя дополнительными окнами с каждой стороны и вмещающей еще четырех пассажиров (серийный номер изменен с 1201 на 1251 в связи с повторной сертификацией как модель G-21D в июне 1960 года). В 1966 году он был повторно -двигатель с двумя турбовинтовыми двигателями PT6A-20 мощностью 550 л.с. (579 л.с., 432 кВт) и модернизированными электрическими закрылками Альвареса-Кальдерона в соответствии с STC SA1320WE, сохраняющими обозначение G-21D, но впоследствии идентифицированные как турбовинтовые McKinnon. Гусь ».
- G-21E
- Полностью сертифицированная новая модель, основанная на упрощенной конверсии турбины McKinnon модели G-21C, с двигателями PT6A-20 мощностью 550 л.с. (680 л.с. Pratt Whitney Canada PT6A-27 двигатели опционально) и больше топлива, но без всех структурных усилений G-21C. при полной массе 10 500 фунтов (4763 кг). Один был переоборудован (серийный номер 1211).
- G-21F
- Переоборудование Службой рыбных ресурсов и дикой природы на Аляске (с использованием инженерных данных McKinnon) на 715 л.с. (533 кВт) Garrett TPE331 -2UA-203D, один был переоборудован, но модель FWS "G-21F" так и не была одобрена FAA, а построенный экземпляр был необъяснимым образом повторно сертифицирован как предположительно модифицированный McKinnon G-21G, несмотря на того факта, что он не был построен McKinnon и никогда не соответствовал типовой конструкции модели G-21G.
- G-21G
- Окончательная конверсия McKinnon также была полностью сертифицирована как новая модель с Двигатели PT6A-27 мощностью 680 л.с., объем топлива 586 галлонов США и полная масса 12500 фунтов. Два были переоборудованы (серийные номера 1205 и 1226).
Единственный исследовательский самолет с наклонным крылом Kaman K-16B
- Kaman K-16B
- Экспериментальный самолет с наклонным крылом, он использовал фюзеляж JRF -5 и оснащался двумя двигателями General Electric YT58-GE-2A ; один был построен, но не летал.
- XJ3F-1
- Опытный восьмиместный универсальный самолет-амфибия, он был построен для ВМС США; один был построен в 1938 году.
- JRF-1
- Серийная версия XJ3F-1, пять были построены для ВМС США.
- JRF-1A
- Подобно JRF-1, но с добавленным буксирным оборудованием и люком для камеры, эти пять были построены для ВМС США.
- JRF-2
- Версия для береговой охраны США. в них были приспособления для ношения носилок; было построено семь.
- JRF-3
- Как и JRF-2, они были оснащены автопилотом и антиобледенительными ботинками на передней части крыла. края для помощи операциям в Арктике. Три были построены для береговой охраны.
- JRF-4
- Подобно JRF-1A, они могли нести две глубинные бомбы под крылом. Десять штук были построены для ВМФ.
Grumman JRF-5
- JRF-5
- Основная производственная версия, включала в себя бомбодержатели от JRF-4, буксировку цели и оборудование для камеры от JRF- 1А, и противообледенительная машина от JRF-3; 184 построено. В 1953 году модифицированный JRF-5 был использован для испытания посадочных и взлетных характеристик гидролыж для ВМС США.
- JRF-5G
- Эти 24 JRF-5 были переданы на побережье США. Охрана.
- JRF-6B
- Тренажер навигации, они были приобретены для поставки по ленд-лизу ; 50 были построены.
- OA-9
- В качестве транспорта и спасательных операций в воздухе и на море для ВВС США, 26 были заказаны в 1938 году, в дополнение к пяти JRF -6B с таким же обозначением.
- OA-13A
- Это обозначение было присвоено трем самолетам G-21A, впечатленным ВВС США.
- OA-13B
- Два JRF-5 были переданы USAAF.
- Goose Mk I
- Британское обозначение трех JRF-5, они были поставлены на Fleet Air Arm.
- Goose Mk IA
- Британское обозначение 44 JRF-6B, они были поставлены по ленд-лизу и использовались для обучения наблюдателей 749-й морской эскадрильей в Тринидаде.
- Goose Mk. II
- Британское обозначение двух JRF-5, они использовались Британской воздушной комиссией в качестве штабных транспортных средств в США и Канаде.
Операторы
Военные операторы
Grumman Goose № 798 из
Королевских ВВС Канады Японских морских сил самообороны JRF-5
- Аргентина
- Ar Gentine Naval Aviation
- Шесть самолетов использовались в 1947–1966 гг.
- Австралия
- Боливия
- Бразилия
- Канада
- Куба
- Франция
- Гондурас
- Япония
- Парагвай
- Перу
- Португалия
- Швеция
- Соединенное Королевство
- Royal Air Force (несколько впечатляющих примеров от 24-й эскадрильи и ATA)
- Royal Navy (44 примера по ленд-лизу)
- США
Государственные операторы
- США
- Канада
Гражданские операторы
British Guiana Airways Grumman Goose около 1955 года.
Пиарко Аэропорт,
Тринидад.
- Австралия tralia
- Британская Гвиана
- Канада
- Хорватия
- Голландская Ост-Индия
- Фиджи
- Исландия
- Новая Зеландия
- Норвегия
1942 Grumman Goose
Акутан, Аляска, эксплуатируется
PenAir Grumman Goose NC16913, окрашенный в цвета Pan Am в Музее авиации на Лонг-Айленде.
- США
- Alaska Airlines - Alaska Airlines назвала свой самолет с турбовинтовым двигателем реактивный самолет "Турбо Гусь". Авиакомпания также использовала поршневую версию.
- Alaska Coastal Airlines
- Avalon Air Transport
- Ford Motor Co.
- Gulf Oil
- PenAir
- Reeve Aleutian Airways
- Superior Oil
Несчастные случаи и происшествия
- 19 ноября 1943 г.
- Grumman JRF-2 из Порт-Хейдена, Аляска (USCG), потерпел крушение, три члена экипажа и один пассажир пропали без вести. Он был обнаружен в 1987 году.
- 13 марта 1947 года
- Grumman JRF-6B из Лофтлейдира с семью пассажирами и пилотом разбился сразу после взлета на Хваммсфьордюр у города Будардалур в Исландии. Пилот и четверо других пассажиров были спасены лодкой после того, как покинули самолет. Трое пассажиров не смогли эвакуировать самолет и вместе с ним затонули под водой. Один из спасенных пассажиров не выжил. Пилот и трое пассажиров остались живы; четыре пассажира погибли.
- 21 августа 1958
- N720 разбился в хребте Брукс, недалеко от верхнего реки Ивишак, на Аляске, в результате чего погибли США. Агенты по рыбе и дикой природе Кларенс Дж. Род и Стэнли Фредериксен, а также сын Кларенса Джек. Место крушения не было обнаружено до 23 августа 1979 года.
- 27 января 1961 года
- Разбился самолет JRF-5 ВМС Франции, в результате чего погибли адмирал Пьер Поншардье и еще пять человек. Эта авария заставила ВМС Франции списать все свои Grumman JRF-5 Gooses весной 1961 года.
- 30 июля 1971 года
- Один человек был убит и один ранен, когда Grumman G- 21A при взлете из аэропорта в Гринвилле, штат Мэн, произошел отказ двигателя или неисправность во время взлета. NTSB определило вероятную причину незнания пилота самолета и неправильного использования топлива.
- 22 июня 1972 г.
- N1513V из Reeve Aleutian Airways был списан в False Pass, Аляска.
- 2 сентября 1978 г.
- Чарльз Ф. Блэр младший, бывший пилот Военно-морской авиатранспортной службы и пилот Pan American Airways и муж актрисы Морин О'Хара, летел на самолете Grumman Goose, принадлежащем его компании Antilles Air Boats, от острова Санта-Крус до острова Сент-Томас на Виргинских островах США, когда он упал в океан из-за отказа левого двигателя. Трое пассажиров и он погибли; семь пассажиров были серьезно ранены.
- 3 августа 2008 г.
- Grumman Goose авиакомпании Pacific Coastal Airlines с семью пассажирами и экипажем разбился во время полета из Порт Харди в залив Чэмисс. Самолет полностью уничтожил пожар. Выживших осталось только двое.
- 16 ноября 2008 г.
- Grumman Goose из Pacific Coastal Airlines с восемью пассажирами и командой разбился на острове Южный Торманби недалеко от Сечелт у побережья Британской Колумбии Саншайн-Кост в плохую погоду во время полета из международного аэропорта Ванкувера в Тоба-Инлет, Британская Колумбия. Выжил только один пассажир. Компания возобновила эксплуатацию гидросамолета 19 ноября 2008 года.
- 27 февраля 2011 года
- Турбина Goose, N221AG, потерпела крушение в Объединенных Арабских Эмиратах, когда он сразу после взлета отклонился от курса. Хотя этот самолет был зарегистрирован в США как McKinnon G-21G, на самом деле он не являлся переоборудованием McKinnon; Вместо этого он был фактически спроектирован и построен Службой охраны рыбных ресурсов и диких животных на Аляске, которая первоначально намеревалась пройти повторную сертификацию как модель G-21F, но эта конструкция никогда официально не была одобрена Федеральным управлением гражданской авиации США.
- 17 Июнь 2014 г.
- Grumman G-21A Goose не справился с управлением во время метели над границей Монтана / Айдахо и врезался в парковку на Lost Trail Зона катания рядом с вершиной перевала Lost Trail Pass, впоследствии загорелась. Самолет был полностью разрушен, а пилот, единственный находившийся в нем, погиб.
Выставленный самолет
- Канада
- США
- 1048 - G-21A на статической экспозиции в Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи из Национальный музей авиации и космонавтики в Шантильи, Вирджиния.
- 1085 - G-21A на статической экспозиции в Национальном музее морской авиации в Пенсаколе, Флорида.
- 1157 - G-21A в стадии восстановления для статической экспозиции в Историческом обществе Тонгасс в Кетчикане, Аляска.
- B-122 - G-21A на статической экспозиции в Музее авиации и космонавтики Evergreen в Макминнвилл, Орегон.
- B-130 - G-21A на статической экспозиции в рамках проекта реставрации исторических самолетов в Бруклине, штат Нью-Йорк.
- На статической выставке в Музее авиации «Колыбель» в Гарден-Сити, Нью-Йорк.
Технические характеристики (JRF-5 Goose)
Британский JRF-6B - единственная версия с блистерными боковыми окнами
Данные самолетов ВМС США с 1911 г.
Общие характеристики
- Экипаж: 1-3
- Вместимость: 5-7
- Длина : 38 футов 6 дюймов (11,73 м)
- Размах крыла: 49 футов 0 дюймов (14,94 м)
- Высота: 16 футов 2 дюйма (4,93 м)
- Площадь крыла: 375 кв. Футов (34,8 м)
- Аэродинамический профиль :корень: NACA 23015 ; подсказка :NACA 23009
- Масса пустого: 5425 фунтов (2461 кг)
- Масса брутто: 3636 фунтов (1649 кг)
- Макс.взлетная масса: 3629 кг (8000 фунтов)
- Силовая установка: 2 × Pratt Whitney R-985-AN-6 Wasp Junior 9-цилиндровый с воздушным охлаждением радиально-поршневые двигатели, 450 л.с. (340 кВт) каждый
- Гребные винты: 3-лопастные гребные винты с регулируемым шагом
Рабочие характеристики
- Максимальная скорость: 201 миль в час (323 км / ч, 175 узлов) на высоте 5000 футов (1524 м)
- Крейсерская скорость: 191 миль / ч (307 км / ч, 166 узлов) на высоте 5000 футов (1524 м)
- Дальность действия: 640 миль ( 1030 км, 560 миль)
- Практический потолок: 21,300 футов (6500 м)
- Скороподъемность: 1100 футов / мин (5,6 м / с)
- Нагрузка на крыло: 21,3 фунта / кв. Фут (104 кг / м)
- Мощность / масса : 0,18 л.с. / фунт (0,18 кВт / кг)
Вооружение .
- Бомбы: 2 × 325- фунт глубинные бомбы или 2 × 250-фунтовые бомбы GP
Заметные появления в СМИ
См. также
Связанные разработки
Связанные списки
Список литературы
- Примечания
- Библиография
Дополнительная литература
- Нуньес Падин, Хорхе Феликс (2009). Нуньес Падин, Хорхе Феликс (ред.). JRF Goose, PBY Catalina, PBM Mariner HU-16 Albatros. Серия Aeronaval (на испанском языке). 25 . Баия-Бланка, Аргентина: Fuerzas Aeronavales. ISBN 9789872055745. Архивировано с оригинального 03.03.2016. Проверено 26 января 2015 г.
Внешние ссылки
| Викискладе есть медиафайлы, связанные с Grumman G-21. |