Группа государств против коррупции | |
Образование | 1 мая 1999 г.; 21 год назад (1999-05-01) |
---|---|
Тип | Институциональная |
Штаб-квартира | Совет Европы, Страсбург, Франция |
Членство | 50 государств-членов, 10 наблюдателей |
Генеральный секретарь | Джанлука Эспозито |
Веб-сайт | http://www.coe.int/greco |
Группа государств по борьбе с коррупцией (французский : groupe d'États contre la коррупция, GRECO), Совет Европы по борьбе с Орган по наблюдению за коррупцией со штаб-квартирой в Страсбурге (Франция) был создан в 1999 году в рамках расширенного Частичного соглашения 17 государствами-членами Совета Европы.
GRECO, которая также открыта для неевропейских государств, в настоящее время насчитывает 50 членов (49 европейских государств и Соединенные Штаты Америки). С августа 2010 года все члены Совета Европы являются членами GRECO. Членство в GRECO не ограничивается государствами-членами Совета Европы, любое государство, принявшее участие в разработке расширенного частичного соглашения, может присоединиться, уведомив об этом Генерального секретаря Совета Европы. Более того, любое государство, которое становится участником Уголовно-правовых или гражданских конвенций Совета Европы о коррупции, автоматически присоединяется к ГРЕКО и ее процедурам оценки.
Секретариат ГРЕКО находится в здании Совета Европы «Агора», построенном в 2008 году.
Из рекомендаций GRECO 2019 года Сербия, Турция и Словакия не выполнили в полной мере ни одну из них, в то время как Норвегия получила лучший результат. Наименее реализованы рекомендации по снижению коррупции среди депутатов (27 процентов). Президент заявил в пресс-релизе: «Это в значительной степени объясняет, почему доверие людей к политике очень низкое и будет еще ниже, если политики не будут повышать свое соответствие стандартам добросовестности».
Цель GRECO - повысить способность своих членов бороться с коррупцией путем мониторинга их соответствия антикоррупционным стандартам Совета Европы посредством динамического процесса взаимной оценки и давления со стороны коллег. Это помогает выявить недостатки в национальной антикоррупционной политике с целью стимулирования необходимых законодательных, институциональных и практических реформ. GRECO не уполномочена оценивать случаи коррупции в отдельных государствах-членах. Другие организации / органы лучше оснащены для решения этого важного вопроса. Широко известным примером является Transparency International (TI), которая ежегодно публикует Индекс восприятия коррупции (CPI), оценивая более 150 стран в соответствии с предполагаемыми уровнями коррупции, как это определено экспертом. оценки, опросы общественного мнения и другие специализированные отчеты, такие как Барометр глобальной коррупции и Индекс плательщиков взяток.
ОЭСР, Организация Объединенных Наций, МОУП-Интерпол, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Всемирный банк принимали участие в подготовительной работе, приведшей к созданию ГРЕКО. Потребность в эффективных механизмах мониторинга в этой области была широко признана этими организациями, которые внесли свой вклад в обсуждения, проводившиеся под эгидой Совета Европы, которые в конечном итоге привели к созданию GRECO.
Мониторинг GRECO включает процедуру оценки, основанную в основном на информации, собранной с помощью анкет и выездов на места, а также процедуру соответствия, предназначенную для оценки мер, впоследствии принятых ее членами для выполнения рекомендаций, вытекающих из оценок GRECO. Поездки на места включают встречи с многочисленными собеседниками, правительственными чиновниками, представителями гражданского общества, академиками и т. Д.
Темы и положения, которые будут оцениваться в рамках оценки Решение о раунде принимает GRECO. Членам предлагается выполнить рекомендации GRECO в течение 18 месяцев. Последующая процедура соответствия оценивает выполнение каждой отдельной рекомендации и устанавливает общую оценку уровня соблюдения требований членом.
Первый раунд оценки GRECO (2000–2002 гг.) Касался конкретных положений Двадцати руководящих принципов борьбы с коррупцией: независимость, специализация, средства и ресурсы национальных органов, участвующих в предотвращении коррупции и борьбе с ней, и степень и объем иммунитетов, которыми пользуются определенные категории лиц, занимающих государственные должности и / или избранных представителей, в отношении расследования, судебного преследования и вынесения судебных решений по коррупционным преступлениям.
Второй раунд оценки (2003-2006 гг.) был посвящен темы, основанные на конкретных положениях Двадцати руководящих принципов и связанных с ними положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (ETS 173): выявление, арест и конфискация доходов от коррупции, антикоррупционная политика и механизмы в государственном управлении, предотвращение использования юридических лиц как прикрытие от коррупции, налоговое и финансовое законодательство для противодействия коррупции, связи между коррупцией, организованной преступностью и деньгами. ndering.
Любой член, присоединившийся к GRECO после закрытия первого раунда оценки (т. е. с 2003 г.) подлежит совместной оценке по темам Первого и Второго раундов.
Текущий Третий раунд оценки (начат 1 января 2007 г.) охватывает две отдельные области, а именно
Текущий Четвертый раунд оценки GRECO, начатый 1 января 2012 года, касается предотвращения коррупции в отношении членов парламента, судей и прокуроров. В отношении всех проверяемых лиц / функций рассматриваются одни и те же приоритетные вопросы, а именно:
Что касается парламентских ассамблей, оценка сосредоточена на членах национальных парламентов, включая всех палат парламента и независимо от того, назначены или избраны члены парламента. Что касается судебной системы и других участников досудебного и судебного процесса, оценка сосредоточена на прокурорах и судьях, как профессиональных, так и непрофессиональных, независимо от типа суда, в котором они заседают, и которые подчиняются национальным законам и постановлениям.
GRECO начала 20 марта 2017 года пятый раунд оценки, который будет сосредоточен на «Предотвращении коррупции и продвижении добропорядочности в центральном правительстве (высшие исполнительные функции) и правоохранительных органах». В новом раунде оценки GRECO будет отслеживать меры, принимаемые государствами для предотвращения и борьбы с коррупцией в таких сферах, как функции глав государств, глав центрального правительства, членов центрального правительства (например, министров), а также других политических назначенные лица, которые выполняют высшие исполнительные функции, такие как заместители министров, государственные секретари, руководители и члены личного кабинета министра и высшие политические должностные лица. Что касается этих функций, GRECO рассмотрит такие вопросы, как конфликты интересов, вращающиеся двери, декларирование активов и механизмы подотчетности.
В начале каждого раунда оценки GRECO принимает анкеты с инструкциями и предварительным графиком проведения оценок. Члены назначают максимум пять оценщиков для каждого раунда оценки. Профиль оценщиков определяется тематическим объемом каждого раунда оценки. Основные этапы процедуры оценки описаны в таблице ниже.
Процесс оценки | |
ШАГ 1 | Первый анализ ситуации в государстве-члене проводится Секретариатом на основе ответов на анкеты. |
ШАГ 2 | Группа оценки при поддержке члена Секретариата проводит оценочный визит на место (до 5 дней), во время которого дополнительная информация собирается посредством обсуждений на высоком уровне с ключевыми отечественные игроки; визит также включает в себя переговоры с представителями гражданского общества (НПО, СМИ, профессиональные организации и т. д.). |
ШАГ 3 | Члены группы оценки представляют свои индивидуальные письменные вклады в проект отчета об оценке, включая предложения по рекомендациям, а первый проект отчета об оценке готовится Секретариатом и передается в Команда оценки за комментарии. |
ШАГ 4 | Второй проект затем составляется Секретариатом и отправляется члену, проходящему оценку, для комментариев. |
ШАГ 5 | Секретариат консультируется с группой оценки по комментариям, сделанным участником. Если мнения оценщиков расходятся, решение обсуждается; при необходимости организуется координационная встреча между национальными представителями, Группой оценки и Секретариатом. |
ШАГ 6 | Затем всем членам GRECO рассылается третий черновик. |
ШАГ 7 | Проекты отчетов об оценке рассматриваются GRECO на пленарных заседаниях, а пересмотренный проект, содержащий любые изменения, требуемые в ходе обсуждения, готовится ко второму чтению перед принятием на пленарном заседании. |
ШАГ 8 | Принятые отчеты публикуются с разрешения соответствующей страны. |
В целом, различные этапы процедуры соответствия аналогичны описанным выше. Ключевым компонентом процедуры является так называемый отчет о ситуации, подготовленный соответствующим членом, который должен быть представлен через 18 месяцев после принятия соответствующего отчета об оценке. На основе Отчета о ситуации готовится Отчет о соответствии, в котором оценивается уровень выполнения каждой рекомендации, выданной GRECO в Отчете об оценке. Оценка может привести к трем возможным выводам, а именно: данная рекомендация
Члены должны отчитываться перед GRECO о предпринятых действиях для выполнения частично или невыполненных рекомендаций в течение следующих 18 месяцев. Представленная дополнительная информация оценивается GRECO и приводит к принятию дополнения к соответствующему отчету о соответствии. Принятие Дополнительного соглашения обычно прекращает процедуру соблюдения в отношении соответствующей страны.
Вся информация, относящаяся к процедурам оценки и соответствия, является конфиденциальной. Тем не менее, это постоянная практика, когда члены разрешают публикацию отчетов об оценке и соблюдении, обычно вскоре после их принятия на пленарном заседании.
Отчеты (отчеты об оценке, отчеты о соответствии и дополнения к отчетам о соответствии), относящиеся к Первому, Второму, Третьему и Четвертому раундам оценки, становятся доступными онлайн в общедоступной части веб-сайта GRECO после получения разрешения на публикацию был предоставлен заинтересованным государством-членом.
Опыт, накопленный в связи с процессом GRECO, предполагает, что в идеале оценки должны быть ограничены по объему, с четкими решениями, которые должны быть приняты относительно актуальности определенные темы и подтемы; ключевые вопросы должны быть тщательно сформулированы. Оценки также должны основываться на четких и идентифицируемых стандартах.
Один из наиболее важных уроков, извлеченных GRECO за все годы работы, заключается в том, что сбор информации из первых рук во время ознакомительных визитов на место (фундаментальная особенность методов работы GRECO) в значительной степени способствует качество оценок. Поездки на места являются важным фактором доверия ко всему процессу, поскольку они позволяют группам по оценке проводить тщательные обсуждения с ключевыми игроками внутри страны (включая представителей гражданского общества), запрашивать дополнительную информацию на месте и распространять освещать часто нечеткие и спорные вопросы.
Визиты на места также могут повысить ценность «простой» оценки законодательства. Вопросы толкования определенных правовых концепций, относящихся к коррупционному правонарушению (например, «неправомерное преимущество», «нарушение обязанностей»), вытекающей из этого судебной практики, а также проблемы, связанные с надлежащим применением рассматриваемого законодательства, не могут быть адекватно решены без возможность обсуждения этих вопросов с отечественными практикующими врачами.
Нормативные стандарты в сфере компетенции GRECO В 1996 году Комитет министров Совета Европы принял комплексную Программу действий против коррупции. и впоследствии выпустил ряд нормативных документов по борьбе с коррупцией:
|