Григорий Козинцев | |
---|---|
Григорий Козинцев в 1958 году | |
Родился | Григорий Михайлович Козинцев. (1905-03-22) 22 марта 1905. Киев, Российская Империя. (ныне Украина ) |
Умер | 11 Май 1973 (1973-05-11) (68 лет). Ленинград, Советский Союз. (сейчас Россия ) |
Род занятий | Кинорежиссер. Сценарист |
Годы деятельности | 1924–1971 |
Григорий Михайлович Козинцев (русский : Григо́рий Миха́йлович Ко́зинцев; 22 марта [OS 9 марта] 1905 - 11 мая 1973 г.) был советским театром и кинорежиссером. В 1964 году получил звание народного артиста СССР. 1965 г. - член жюри 4-го Московского международного кинофестиваля . Два года спустя он был членом жюри 5-го Московского международного кинофестиваля. В 1971 г. Председатель жюри 7-й Московской стажировки Фестиваль художественного кино.
Григорий Козинцев родился в семье врача, терапевта. и педиатр Моисей Исаакович Козинцев (1859-1930) и его жена Анна Григорьевна Лурье были из раввинской семьи из Киева. Сестра его матери была известным гинекологом и ученым-врачом Роуз Г. Лурье. Брат матери - дерматолог Александр Григорьевич Лурье (1868–1954), профессор, заведующий кафедрой венерических кожных заболеваний Киевского медицинского института последипломного образования (1919–1954). Родители поженились в 1896 году в Киеве; в том же году отдельным изданием была опубликована диссертация д.м.н. М.И. Козинцева «Производство серных спичек для санитарии» (санитарно-статистическое обследование серно-спичечных фабрик Новозыбковского уезда Черниговской губернии, Стародуб : Типография А.И. Козинцев, 1896 г.). Доктор медицинских наук М. Козинцев также занимался педагогической и краеведческой журналистикой, дополнительно был автором книг «Алкоголизм и социальная борьба с ним» (на открытии «Хранения трезвости», Стародуб: Типография А.И. Козинцев, 1896 г.) и «Князь Николай Дмитриевич Долгоруков.. " (материалы к биографии, Стародуб: Типография А. И. Козинцева, 1903 г.). Ряд медицинских работ М.И. Козинцева по лечению алкоголизма, клинике сифилитической артропатии и другим вопросам клинической медицины были опубликованы в российских и немецких медицинских журналах.
Г.М. Раннее детство Козинцев провел в Новозыбкове Черниговской губернии, где его отец работал участковым санитарным врачом, а также врачом Новозыбковской женской школы и где Г.М. Козинцев поступил в первый класс Новозыбковского училища.
С 1913 г., после переезда из Новозыбкова, учился в Киево-Печерской гимназии, с 1915 г. - в 5-й гимназии на Печерске. Отец принимал пациентов в коммерческую клинику «Квисисана» на Большой Житомирской улице, 19 и в бесплатную амбулаторию в хирургической больнице, построенной меценатом Бабушкиным на Тверской, 7. Семья жила в доме № 22, кв.. 2 на улице Мариинско-Благовещенской (позже улица Саксаганского). В 1919 году вместе с сестрой Любовью посещал частную школу-студию живописи Александры Экстер. Вместе с другими учениками школы он принял участие в праздничном авангардном оформлении киевских улиц.
Больше всего его привлекал театр; Он начал работу с участия в росписи знаменитого спектакля Котэ Марджанишвили Фуэнте Овехуна испанского драматурга Лопе де Вега. Работал в Соловцовском театре. Вместе с Марджановым и его друзьями Сергеем Юткевичем, Михалом Вашинским и Алексеем Каплером он создал театр кукол, а затем экспериментальный театр «Арлекин», в котором поставил пьесу, которую он написал сам, и, наконец, устроил уличный спектакль по народной пьесе «Король Максимилиан». В начале 1920 года он уехал в Петроград и поступил в класс Натана Альтмана в Свободные художественные мастерские (ранее Императорская Академия художеств (ныне Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и Архитектура им. И.Я. Репина) и одновременно руководил Театром-студией Комической Оперы под руководством Котэ Марджанишвили.
В декабре 1921 года Козинцев внес раздел «Спасение в штанах» в «Манифест эксцентрика». Театр (другими участниками были Леонид Трауберг, Г.К. Крыжицкий и Сергей Юткевич ), о котором было объявлено в ходе организованной ими дискуссии. В 1922 году Козинцев и Трауберг организовали театральную мастерскую » [Викиданные ] »(ФЭКС), и в том же году поставили эксцентричное переосмысление пьесы Женитьба по Николая Гоголя. В течение двух лет ставили еще три пьесы, основанные на собственном материале, а в 1924 году перенесли свои эксперименты в область эксцентричной комедии в кино, трансфо преобразование театральной мастерской в Киношколу ФЭКС.
В 1924 году начал работать на киностудии Севзапкино (ныне киностудия Ленфильм ). Приключения Октябриной (1924) - первый короткометражный фильм Козинцева и Трауберга стал продолжением их театральных переживаний по собственному сценарию; это была попытка совместить политику (разоблачить нэпмана, помогавшего империалистам) с откровенным шутовством и, по словам Юрия Тынянова, «безудержной коллекцией уловок, которую накопили режиссеры, голодал по фильмам ". Во втором эксцентричном короткометражном фильме Мишки против Юденича (1925), в котором уже не снимались эстрадные и цирковые артисты, которые присоединились к режиссерам театра (среди них был Сергей Мартинсон ), вместо них были воспитанниками киношколы, в том числе Сергей Герасимов, Янина Жеймо, Андрей Костричкин.
Первый художественный фильм Козинцева и Трауберга - романтическая мелодрама Дьявол Колесо (1926), сценарий Адриан Пиотровский - уже зрелая работа. Любовь к ослепительной эксцентричности сочеталась с убедительной демонстрацией городской жизни. В этом фильме сложился постоянный творческий коллектив ФЭКС; не считая режиссеров, в нее вошли оператор Андрей Москвин и художник Евгений Эней, которые работали с Козинцевым почти во всех его фильмах.
Следующий фильм ФЭКСа Шинель (1926), экранизация «Петербургских рассказов» Николая Гоголя, стал одним из шедевров советского немого кино. кино. Сценарий известного русского писателя Юрия Тынянова помог развить его режиссерское видение, выразительный визуальный выбор и эксцентричность, граничащая с гротескной игрой актеров, привела к созданию фильма, стилистически «похожего на Гоголя ».
Энергичная и организованная рабочая группа FEKS стремилась в каждом фильме искать новое направление, и в 1927 году также выпустила современную комедию Маленький брат (1927) по их собственному сценарию, и сразу же последовала историческая мелодрама Клуб большого дела (1927) по сценарию Юрия Тынянова и Г. Оксман, по материалам восстания декабристов. Оба фильма пользовались успехом у зрителей, особенно «Клуб большого дела», который известный русский критик Виктор Шкловский назвал «самым элегантным фильмом Советского Союза».
С августа 1927 года Козинцев работал преподавателем в Ленинградском театральном институте, который был объединен с киношколой ФЭКС.
Начиная с их первой звуковой картины Alone (1931), в которой использовались экспериментальные звуковые техники монтажа, в творчестве Козинцева и Трауберга начался новый период. Непродолжительное время Козинцев работал в театре, ставя пьесы «Король Лир» (1941), «Отелло» (1943) и «Гамлет» (1954).
С 1944 г. руководил режиссерской мастерской ВГИК (с 1960 г. был профессором). Среди его выпускников Эльдар Рязанов, Станислав Ростоцкий, Вениамин Дорман, Василий Валентинович Катанян.
Его Дон Кихот (1957) стал классической экранизацией. В 1962 году Козинцев выпустил книгу «Наш современник Уильям Шекспир», ставшую теоретической подготовкой к двум его выдающимся шекспировским адаптациям: Гамлет (1964), (Ленинская премия, 1965; Специальный приз Международного кинофестиваля в Венеции, 1964) и Король Лир (1970).
В 1965–71 Козинцев руководил режиссерской мастерской на Ленфильме. Он также написал историко-теоретические монографии «Глубокий экран» (1971 г.) и «Космическая трагедия» (опубликованы посмертно в 1973 г.).
Умер 11 мая 1973 года в Ленинграде. Похоронен на Литераторской пристани Волково кладбище.
Год | Оригинальное название | Английское название | Заметки |
1924 | Похождения Октябрины | Приключения Октябрины | режиссер; сценарист; фильм потерян |
1925 | Мишки против Юденича | Мишки против Юденича | режиссер; сценарист; фильм потерян |
1926 | Чёртово колесо | Колесо дьявола | режиссер |
Шинель | Шинель | режиссер | |
1927 | С. В.Д. | Клуб большого дела | режиссер |
Братишка | Маленький брат | директор; сценарист; фильм утерян | |
1929 | Новый Вавилон | Новый Вавилон | режиссер; сценарист |
1931 | Одна | Одна | режиссер; сценарист |
1934 | Юность Максима | Юность Максима | режиссер; сценарист |
1937 | Возвращение Максима | Возвращение Максима | режиссер; сценарист |
1938 | Выборгская сторона | Выборгская сторона | режиссер; сценарист |
1943 | Юный Фриц | Молодой Фриц | режиссер; фильм потерян |
1946 | Простые люди | Простые люди | режиссер; сценарист |
1947 | Пирогов | Пирогов | режиссер |
1953 | Белинский | Белинский | режиссер; сценарист |
1957 | Дон Кихот | Дон Кихот | режиссер |
1964 | Гамлет | Гамлет | режиссер; сценарист |
1971 | Король Лир | Король Лир | режиссер; сценарист |