Григол Перадзе

редактировать
Григол Перадзе, c. 1933

Святой Григол Перадзе (Грузинский : გრიგოლ ფერაძე) (Св. Священномученик Григол), (13 сентября 1899 г. - 6 декабря 1942 г.) был видным грузинским церковным деятелем, филологом, богословом, историк, профессор патристики в межвоенный период.

Содержание

  • 1 Жизнь и творчество
  • 2 Некоторые основные научные труды Григола Перадзе
  • 3 Примечания и ссылки
  • 4 Литература о Григоле Перадзе
  • 5 Внешние ссылки

Жизнь и творчество

Интерьер православной часовни Святого Григола Перадзе, входящей в состав Варшавского музея икон.

Родился Григол Перадзе в селе Бакурцихе, в Гурджаанском районе Кахетии, в Восточной Грузии. Второй из трех сыновей местного православного священника Романоза Перадзе и бывшей Мариам Самадалашвили. Юный Григол был назван в честь грузинского святого Григория Хандзтинского 11 века - Григол был родственником Григория. Его отец умер, когда ему было шесть лет, и семья переехала в Тифлис (ныне Тбилиси ), затем в столицу провинции, а затем в независимую Грузию. Он посещал православную церковно-приходскую школу, а с 1913 года Тбилисскую духовную семинарию.

В 1918 году Перадзе окончил школу одним из лучших в своем классе, а затем учился в Тбилисский государственный университет до 1921 года. В 1919–21 также служил в армии. Воевал против большевиков в защиту Демократической Республики Грузия. Позже недолгое время он был учителем в небольшой деревне недалеко от Гори.

25 февраля 1921 года Грузия была оккупирована Советской Россией. Григол Перадзе уехал в изгнание в Германию в ноябре того же года. Однако он сохранит паспорт павшего правительства на всю оставшуюся жизнь. В отличие от многих, кто уехал после советского переворота, Перадзе фактически получил законное разрешение на выезд из страны благодаря усилиям одного из своих бывших профессоров. Несмотря на это, ему дважды отказывали в разрешении на возвращение в Грузию в 1921 и 1927 годах. При последнем отказе он написал «не знаю почему. Я не принадлежу к политическим партиям. Я не работал против Советской власти. Моей целью всегда было служение нашей науке и культуре. Таким образом, он фактически стал лицом без гражданства, путешествуя по паспорту Нансена. После аннексии Грузии ему пригрозили тюремным заключением, поэтому Церковь отправила Григоли в село Манхи в Кахети в качестве учителя.

В обычное время Перадзе учился бы в России; этот маршрут был теперь закрыт для него и других талантливых учеников; Грузинская Церковь стремилась отправить студентов в Германию. На местном церковном соборе в Гелати в 1921 году было решено отправить Перадзе для продолжения учебы за границу. Его ободряли его наставник Корнелиус Кекелидзе и глава Грузинской Православной Церкви, Католикос-Патриарх Амвросий. Это было сделано с помощью немецкого картволога Артура Лейста и главы восточной миссии в Потсдаме, Иоганнеса Лепсиуса, через Посол Германии в Грузии. Григол смог учиться в Берлине, а позже Бонне. В 1926 году окончил Боннский университет (Германия). В декабре 1927 года он получил степень доктора исторических наук (его докторская диссертация называлась «История грузинского монашества с момента его создания до 1064 года»).

С 1927 по 1932 год Перадзе был доцентом Боннского университета.. С 1933 по 1942 год он был профессором патрологии на факультете православного богословия Варшавского университета в Польше. Весной 1927 года Перадзе проводил время, исследуя рукописи в Британском музее и Бодлинской библиотеке в Оксфорде.

. Около Рождества 1930 года Перадзе стал серьезно болен, и пообещал, что посвятит себя Богу, если выздоровеет. 18 апреля 1931 года Перадзе был пострижен в монах в Греческом православном соборе Святой Мудрости в Лондоне, а на следующий день был назван иеродиаконом. Через пять недель, 24 мая, он был рукоположен в священники по Св. Греческий православный собор Стефана в Париже. В 1931 году он стал первым постоянным священником грузинской православной церкви Святой Нино в Париже, основанной мирянами в 1929 году, где 31 мая совершил свою первую литургию. В том же году он начал издавать грузинский научный журнал «Джвари Вазиса» («Винный крест»). Обь 5 января 1934 г., снова в Святой Премудрости, он был возведен в сан архимандрита в знак признания его пастырской работы с грузинской общиной.

В 1930-е гг., Перадзе обнаружил многочисленные важные письменные рукописи грузинской христианской культуры в Румынии, Болгарии, Греции, Италии, Германии и Австрии (грузинские рукописи Типикона Грузинский монастырь Петрицони (Бачково, Болгария), так называемые Тишендорф рукописи Апаге монастыря Святого Креста в университетской библиотеке Университета Лейпцига, Германия и др.). В это время Перадзе жил в маленькой квартирке в Варшаве в Прага районе на улице Бруковей 22 (ныне улица Окжеи), где хранил свою большую коллекцию грузинских древностей.

вторжение немецких войск в Польшу в 1939 году сделало положение Перадзе шатким. Для него было само собой разумеющимся быть солидарным с евреями в опасности; и он помогал, где мог. Не постеснялся он и посетить заключенного польского митрополита Дионисия. Нацистские оккупанты относились к этой деятельности с растущим подозрением, и плодотворная церковная и научная деятельность Перадзе была прекращена в 1942 году, когда 4 мая он был арестован немецким гестапо. 6 декабря 1942 г. Перадзе был убит в нацистском концентрационном лагере в Освенциме (Освенцим ), когда он взял на себя вину за убийство немецкого офицера пощадить своих сокамерников, или, согласно другому сообщению, когда он вошел в газовую камеру на месте еврейского заключенного, у которого была большая семья.

Перадзе увековечен его мемориальной часовней в Варшаве, музей в его родном городе, мемориальные доски в Варшавском университете и на церкви Святого Георгия в Бакурцихе, где он был крещен.

Его главная сферами научной деятельности были история Грузинской Православной и Апостольской Церкви, источниковедение истории Грузии и Грузинской Церкви, патрология, история грузинской литературы, Руставелология и др.

Григол Перадзе канонизирован Грузинской Православно-Апостольской Церковью в сентябре 1995 года. Праздник святого мученика Григола - 6 декабря (или 23 ноября, по старому стилю ). В 2013 году он был посмертно удостоен звания и ордена Национального героя Грузии.

Некоторые основные научные труды Григола Перадзе

  • Die Anfänge des Mönchtums in Georgien.- «Zeitschrift für Kirchengeschichte», 47, Heft 1, Stuttgart, 1928, pp. 34–75 (на немецком языке)
  • L'activité littéraire des moines géorgiens au monastère d'Iviron au mont Athos.- "Revue d'histoire ecclésiastique ", 23, фас. 3, Paris, 1927, pp. 530–539 (на французском языке)
  • Über das georgische Mönchtum.- «Internationale Kirchliche Zeitschrift», 34, Heft 3, Bern, 1926, pp. 152–168 (на немецком языке.)
  • Die Probleme der ältesten Kirchengeschichte Georgiens.- "Oriens Christianus", 29, Bd. 7, Wiesbaden, 1932, стр. 153–171 (на немецком языке)
  • Zur vorbyzantinischen Liturgie Georgiens.- "Le Muséon", 42, Fasc. 2, Louvain, 1929, pp. 90–99 (на немецком языке)
  • Les Monuments liturgiques prebyzantins en langue géorgienne. - «Le Muséon», 45, Fasc. 4, Лувен, 1932, стр. 255–272 (на французском языке)
  • Литургия святого Петра.- «Кириос», 2, Fasc. 3, 1937, pp. 260–262
  • Отчет о грузинских монахах и монастырях в Палестине, обнаруженный в трудах негеоргийских паломников. - «Георгика», 2, том. 4-5, Лондон, 1937, стр. 181–246
  • Über die Georgischen Handschriften в Österreich.- "Wiener Zeitschrift für die Kunde des Morgenlandes", 47, Heft 3-4, Wien, 1940, стр. 219–232 (на немецком языке)
  • Im Dienste der Georgischen Kultur.- «Aus der Welt des Ostens», Кенигсберг, 1940, стр. 30–50 (на немецком языке)
  • Ираклий Джинджолава : Экуменическое призвание Православной Церкви по мнению грузинского богослова и святого священномученика Григола Перадзе. В: Ostkirchliche Studien 65 (2016) S. 237–270.
  • Ираклий Джинджолава: Портрет Григола Перадзе на фоне экуменического призвания в Православной церкви. В: Про Грузия, 2019, т. 29, с. 287–291.

Примечания и ссылки

Литература о Григоле Перадзе

  • Виктор Нозадзе. «Григол Перадзе».- Грузинский журнал «Мамули», Буэнос-Айрес, № 5, 1952 г.
  • Тамар Дуларидзе. О жизни и смерти Григола Перадзе. - «Русская Мисль», Нью-Йорк, 13–19. VII, 1995 (на русском языке)
  • «Артануджи» (Грузинский историко-научный журнал), Тбилиси, № 11, 2003 г. (Спецвыпуск: Григол Перадзе), 120 с. (На грузинском языке)
  • Давид Колбая (редактор) "Св. Григол (Перадзе) труд № 1, в: Журнал картвелологических исследований Pro Georgia № 13, 200.
  • Ираклий Джинджолава: Экуменическое призвание Православной церкви по мнению грузинского богослова и священномученик Григол Перадзе. В: Ostkirchliche Studien 65 (2016) S. 237–270.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-22 10:53:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте