Гжегож Павел из Бжезин (английский: Грегори Пол из Бжезин, Латинское: Gregorius Paulus Brzezinensis) (1525–1591), был социнианский (унитарианский ) писатель и богослов, один из главных создателей и пропагандистов радикального крыла Польские братья, автор нескольких первых богословских работ на польском языке, которые помогли развитию литературного польского языка.
Павел получил образование в Кенигсбергском университете, где познакомился с идеями лютеранства и кальвинизма. По возвращении он стал ректором школы при католическом соборе святой Марии Магдалины в Познани. Но позже ему пришлось отказаться от должности из-за исповедания кальвинизма. Примерно с 1550 г. он начал открыто пропагандировать Реформацию, а с 1552 г. стал проводить протестантское богослужение для жителей Кракова. Он был назначен пастором церкви Пелшницы, а в 1557 году был избран пастором церкви в Кракове. С этого времени его убеждения стали более радикальными, и в 1562 году он порвал с кальвинизмом и стал открыто нетринитарным. В 1569 году Павел переехал в Раков, в год основания поселения кастеляном, и Павел стал лидером радикального крыла. Он умер до основания Раковской академии (польский: Akademia Rakowska) в 1602 году Якубом Сененским.
Он проповедовал раннюю форму социалистического утопизма, в том числе активы и совместная работа. Он утверждал, что истинным христианам, то есть польским братьям, не нужно государство, которое было создано только для злых людей, чтобы контролировать их и наказывать их. Хотя он подчеркивал необходимость подчиняться светским властям, он считал, что ариане не должны участвовать в управлении государством и разрешать споры в судах. Он был безоговорочным пацифистом (как Мартин Чехович ).
В религиозной сфере он отрицал бессмертие души, утверждая, что душа не может существовать вне тела. Он также отрицал Троицу, Иисус был всего лишь совершенным человеком, чудесным образом рожденным для спасения человечества, а после воскресения превознесенным Богом из-за святости его жизни. Он видел в Святом Духе аллегорию, олицетворение всего, что находится «под Богом».
В 1567 году между Братьями произошел раскол. Большинство придерживалось взглядов Фаусто Соццини, отстаиваемых Гжегожем Павлом из Бжезина и силезца Георга Шоманна, который отрицал предсуществование Христа, хотя они по-прежнему принял непорочное зачатие Иисуса, в отличие от более позднего унитаризма. Меньшинство отделилось, придерживаясь божественности Христа и предсуществования Христа (деизм ). В 1568 году Гжегож Павел з Бжезин перевел на польский язык комментарий к первой главе Евангелия от Иоанна Фаусто Соццини.