Греки в Грузии

редактировать
Понтийские греки в Батуми, Грузия

греческая диаспора в Грузии, которую в академических кругах часто считают частью более широкого исторического сообщества понтийских греков или - более конкретно в этом регионе - Кавказские греки, по оценкам, от 15 000 до 20 000 человек до 100 000 (15 166 по последней переписи населения) по сравнению с примерно 100 000 в 1989 году. Община сократилась из-за большой волны репатриации в Грецию, а также эмиграцию в Россию, и в частности Ставропольский край в Северный Кавказ регион юга России. Сообщество учредило Союз греков в Грузии, здесь есть Культурный центр и газета под названием «Греческая диаспора».

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Античность и средневековые эпохи
    • 1.2 Османы
    • 1.3 Двадцатый век век
  • 2 См. также
  • 3 Ссылки
  • 4 Внешние ссылки

История

Античность и средневековые эпохи

Греческое население 6 век до н.э.

Греки присутствие в Грузии, особенно в ее западной части (древняя Колхида ), засвидетельствовано с VII века до нашей эры как часть древнегреческой диаспоры и традиционно концентрировалось в Черном море побережье. Согласно одной версии, которая в настоящее время не пользуется большой популярностью, английское название страны (которое на грузинском называется Сакартвело) имеет греческое происхождение и означает сельское хозяйство. Греки известны как Бердзени (ბერძენი) на грузинском, уникальный экзоним, происходящий от грузинского слова «мудрый», имени, обычно приписываемого представление о том, что философия зародилась в Греции. Средневековые грузины обычно применяли это имя к византийцам. Греческих художников, ремесленников и греческих православных священнослужителей часто можно было увидеть в средневековой Грузии. Также было много смешанных браков между дворянскими семьями, и несколько грузинских аристократических домов, таких как Андроникашвили, утверждали, что понтийское греческое происхождение.

Османы

Гораздо более важным в увеличении греческого присутствия в Грузии было поселение там понтийских греков и греков Восточной Анатолии. Крупномасштабное поселение понтийских греков в Грузии последовало за османским завоеванием Трапезундской империи в 1461 году, когда греческие беженцы из восточных черноморских прибрежных районов, Понтийских Альп, а затем Восточная Анатолия бежала или мигрировала в соседнюю Грузию и создала раннее ядро ​​тех, которые позже были определены как кавказские греки. Эти понтийские греки и их потомки, поселившиеся в средневековой Грузии, часто вступали в брак со своими собратьями - православными грузинами и с местными армянами и осетинами которые были в основном восточными православными, а также с более поздними волнами греческих беженцев и русских поселенцев после аннексии Грузии Российской империей в 1801 году. Однако это трудно проверить количество всех таких волн понтийских греков от региона Понтийских Альп до Грузии и Южного Кавказа в целом между примерно 1520 и 1800 годами, что, согласно Энтони Брайеру, является самым темным периодом в истории Понта и понтийские греки из-за нехватки современных греческих и османских турецких источников по этому вопросу.

Современные историки предполагают, что после османского завоевания 1461 года многие, если не большинство понтийских греков, отступили в высокогорье, где было легче поддерживать свою культуру и свободу от окружения приказы османских властей. Это движение было усилено в начале 1600-х годов растущей мощью прибрежных долин в районах деребей («лордов долины»), что еще больше побудило понтийских греков отступить от побережья вглубь нагорья и подняться на восточное анатолийское плато. до того, как некоторые двинулись дальше на восток в соседний Малый Кавказ вокруг Карса и южной Грузии. Современные историки также предполагают, что крупное миграционное движение понтийских греков на восточно-анатолийское плато и Малый Кавказ произошло во время правления султана Мехмеда IV (1648–1687), во время которого в Османской империи зародилась общая картина. история: османы и их клиенты крымские татары потерпели ряд серьезных поражений от рук экспансионистской Российской империи, и вслед за этим последовала волна репрессий против греков обеих стран. южные Балканы и регион Понтийских Альп под предлогом того, что греческие государственные деятели и торговцы вступили в сговор с царем. В результате многие понтийские греки почувствовали давление, заставив их последовать за своими двоюродными братьями, которые покинули Понт в качестве беженцев в предыдущих поколениях, и поэтому они тоже решили мигрировать на юг России или в соседнюю Грузию и на Южный Кавказ.

Однако присутствие понтийских греков в Грузии до XIX века было осложнено тем, что после османского завоевания Грузии в 1578 году во время кавказского похода Лала Мустафа-паши многие греческие мусульмане (обычно понтийские греки из северо-восточная Анатолия, «превратившаяся в турка») поселилась в стране как представители османской власти. Эти исламизированные и тюркизированные понтийские греки, как правило, либо ассимилировались с турецко- / азербайджаноязычным населением Грузии (например, те, которые позже были определены как турки-месхетинцы, многие из которых на самом деле были исламизированного грузинского происхождения), либо эмигрировали обратно в качестве беженцев. Анатолия после аннексии Грузии Россией в 1801 году или вернулась к своему греческому православию после аннексии и реинтегрировалась в другие христианские общины страны, в том числе в регионе Южного Кавказа, позже определенном как кавказские греки.

Этнические греки женщины и дети, собирающие чай в Чакве, Грузия, между 1905 и 1915 годами. Фотография Сергея Михайловича Прокудина-Горского

Однако Согласно широко подтвержденным документальным свидетельствам, наибольшее количество понтийских греков, поселившихся в Грузии, сделали это в период раннего Нового времени и в первой половине XIX века. В 1763 году 800 греческих семей из Османской империи провинции Гюмюшхане были переселены королем Ираклием II Грузии для разработки добычи серебра и свинца в Ахтала и Алаверди (ныне в Армении ). Их потомки выживают в Марнеульском районе Грузии. Следующее крупное движение в Грузию понтийских греков, спасающихся от османских репрессий, произошло после греческой войны за независимость. Многие из них были христианами, но в основном тюркоязычными греками, известными как урумы, которые поселились в новом районе Цалка на территории обезлюдевших средневековых грузин. провинция Триалети, затем входившая в Российскую Империю. Но самой большой волной, которая широко засвидетельствована и также традиционно цитируется многими греками в Грузии, была волна понтийских греков из регионов Гюмушане и Эрзурума, которые имели бежали со своими семьями, чтобы избежать возможных репрессалий со стороны Турции после вывода русской армии, которую многие из них приветствовали или поддерживали во время оккупации восточной Анатолии во время русско-турецкой войны 1828–1829 годов. Эти более поздние волны понтийских греческих беженцев в основном селились в деревнях на юге Грузии, где также были сосредоточены основные центры армянских поселений, и ассимилировались с уже существующими общинами понтийских греческих беженцев, которые уже обосновались в стране между концом 15-го и поздним периодом прошлого века 18 век.

Когда эти более поздние переселенцы и беженцы поселились в Грузии, они естественным образом ассимилировались через смешанные браки с меньшим ядром понтийских греков, поселившихся там в поствизантийский и османский периоды, а также с другими христианскими общинами в страны, особенно со своими собратьями греческими православными грузинами и русскими, и в меньшей степени также с теми осетинами и армянами, которые были восточными православными. Но из-за престижа и властного характера византийского и культуры, эти Pontic греческие общины цепко сохранили свою греческую культуру и идентичность и их использование языка Pontic греческого, как правило, не обращая внимания на язык и культуру любого другого Непро- Греческие, но христианские этнические группы Грузии и Южного Кавказа, с которыми они вступили в смешанные браки, за исключением русского языка, который понтийские греки Грузии должны были выучить для официальных и повседневных целей в период Российской Империи.

Понтийские греческие беженцы также поселились в бывшей российско-кавказской провинции Карсской области после того, как Российская империя приобрела у Османской империи большую территорию северо-восточной Анатолии., а также вдоль береговой линии Черного моря Грузии, где они образовали значительную и активную общину в приморских городах. Многие из этих кавказских греков, поселившихся в Карсской области, которая сейчас контролируется Россией, на самом деле происходили из общин, поселившихся в Грузии, а не непосредственно из своих родовых мест на северо-востоке Анатолии. Они поселились в Карсской области в рамках запланированной российской политики по христианизации ранее в основном мусульманской провинции, из которой многие мусульмане покинули свои земли после русского завоевания и переселились на территорию Османской империи. К 1989 году крупнейшие греческие общины Грузии были сосредоточены в Цалке, Тбилиси и Абхазии, что составляло 38,6%, 21,6% и 14,6% всех грузинских греков соответственно. Хотя грузины и греки имеют много общих культурных черт, греческая община Грузии стала более интегрированной с русскими в более поздние века Российской империи и в советскую эпоху. Многие из них ходили в русские школы и говорили на русском как на второстепенном или даже основном языке и часто вступали в брак с партнерами русского происхождения. Постсоветские междоусобицы и экономический кризис вынудили многих греков эмигрировать за границу на постоянное место жительства или на сезонные работы. В результате их число снизилось до 15 166 (3792 из них проживают в Тбилиси) по данным переписи населения Грузии 2002 года (которая не включает данные по большей части сепаратистской Абхазии).

Сухуми когда-то носили греческие названия Севастополь и Диоскуриас, однако греческое население Абхазии в основном восходит к османско-русским войнам 19 века. Они состояли в основном из понтийских греков из юго-восточного края Черного моря, известного как Понта, недалеко от древнего города Трапезунд. Советские власти называли их греками, хотя на своем греческом диалекте они называли себя ромайями, что означает, что они были потомками Римской империи Византии.

двадцатого века

после мировой войны II, этнические греки из Абхазской АССР были депортированы в 1949-1950 годах по приказу Иосифа Сталина, который называл их «космополитами без гражданства». Им разрешили вернуться в конце 1950-х годов, однако их количество так и не достигло уровня до депортации.

Большинство греков бежали из Абхазии (в основном в Греческую Македонию и Южную Россию ) во время и после войны 1992–1993 годов, так что их число упало с 14 664 в 1989 году до всего 1486 в 2003 году. Греция провела гуманитарную операцию Операция «Золотое руно», эвакуируя 1015 греков, которые решили покинуть свои дома в Абхазии 15 августа 1993 года.

Еще тридцать лет назад греки составляли 70% от 30-тысячного населения грузинского города Цалка и деревни на окружающем плато. Многие из них были на самом деле тюркоязычными, но православные греки назывались урумами. Сегодня осталось всего около 2000 цалкских греков, в основном пожилые, поскольку большинство из них решили мигрировать в Грецию, и в частности в Греческую Македонию в Северную Грецию. Многие греческие грузины, возвращающиеся в страну на греческую Пасху, обнаруживают, что их дома разграблены или заняты скваттерами, в основном иммигрантами из других регионов страны, которые отказывают им во въезде. Следовательно, количество возвращающихся в Грузию греков уменьшилось. Некоторые утверждали, что трудности, с которыми они сталкиваются при восстановлении домов, являются частью преднамеренной попытки грузинского правительства искоренить общину в пользу этнических грузин. Случаи насилия, связанные с вышеизложенным, иногда приводили к гибели пожилых греков, в то время как другие были ранены. Правительству Грузии приходилось дважды направлять подразделения спецназа, чтобы предотвратить дальнейшие вспышки межобщинного насилия. В 2005 году Совет греков Грузии обратился во Всемирный совет эллинов (SAE), заявив, что они опасаются учащающихся случаев этнического насилия против них, которые ранее были редкостью. Этот вопрос также обсуждался в парламенте Греции.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

  • პონტოელი ბერძნები და ორთავიანი არწივი (Понтийские греки и двуглавый орел). 24 часа. 2008-03-13 (статья о фотовыставке в Тбилиси, посвященной культуре эмигрантов в Грузии) (на грузинском языке)
Последняя правка сделана 2021-05-22 09:33:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте