Греческий культ героя

редактировать
Преданность герою в древнегреческой религии Руины святилища героя или герой в Сагалассос, Турция

Культы героев были одной из самых отличительных черт древнегреческой религии. В гомеровском греческом языке «герой » (ἥρως, hḗrōs) относится к смертному потомству человека и бога. Однако к историческому периоду это слово стало обозначать конкретно мертвого человека, которого почитали и умилостивляли у его могилы или в назначенном святилище, потому что его слава при жизни или его необычный образ смерти давали ему силу поддерживать и защищать живых. Герой был чем-то большим, чем человек, но менее чем богом, и различные виды сверхъестественных фигур стали ассимилироваться к классу героев; различие между героем и богом было менее чем определенным, особенно в случае Геракла, наиболее выдающегося, но нетипичного героя.

Великие руины и курганы оставшиеся от бронзового века дали древним грекам X и IX веков до н.э. ощущение великой и ушедшей эпохи; они отразили это в устной эпической традиции, которая выкристаллизовалась в Илиаде. После перерыва в таких местах, как Лефканди, начинают появляться обильные обновленные подношения, хотя имена величественно похороненных мертвецов почти не помнят. «Начали рассказывать истории, чтобы выделить людей, которые, как теперь полагали, были похоронены в этих старых и величественных местах», - отмечает Робин Лейн Фокс.

Содержание
  • 1 Природа культа героя
  • 2 Герои и героини
  • 3 типа культа героев
  • 4 Герои, политика и боги
  • 5 Список героев
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
Природа культа героя

Греческие культы героев отличались от кланового поклонения предкам, из которого они развились, тем, что по мере развития полиса они стали скорее гражданским, чем семейным делом., и во многих случаях ни один из прихожан больше не прослеживал свое происхождение до героя: ни одна святыня героя не может быть прослежена непрерывно с микенских времен. В то время как предок был чисто местным, заметил Льюис Фарнелл, за героем могли ухаживать более чем в одной местности, и он пришел к выводу, что на культ героя более глубокое влияние оказала эпическая традиция, которая «предложила множество имен. к забытым могилам », и даже дорийцев связывает с микенскими героями, согласно Колдстриму. «Колдстрим полагал, что валюта эпоса будет учитывать голоса в дорийских областях, где в противном случае можно было ожидать, что инопланетное иммигрантское население не будет проявлять особого почтения к микенским предшественникам». Большие микенские гробницы толосов, свидетельствующие о более великом прошлом, часто были местом культов героев. Не всех героев знали даже по именам.

Культ Эдипа на луканской амфоре, ок. 380-70 гг. До н.э. (Лувр, CA 308)

Помимо эпической традиции, в которой герои изображены живыми и действующими, а не как объекты культа, самое раннее письменное упоминание Культ героя приписывается Дракону, афинскому законодателю конца седьмого века до н.э., который предписал почитать богов и местных героев в соответствии с традициями предков. Таким образом, обычай был уже установлен, и было несколько местных героев. Письменные источники подчеркивают важность гробниц героев и теменос, или святилища, где хтонические обряды умиротворяли их дух и побуждали их продолжать благосклонно относиться к людям, которые смотрели на них как на основателей, о котором связаны мифы об основании. В ограниченном и локальном масштабе героя он «сохранил ограниченные и партийные интересы своей смертной жизни. Он будет помогать тем, кто жил поблизости от его могилы или принадлежал к племени, основателем которого он сам был», - отмечает Роберт Паркер., с оговоркой, что Геракл с его пан-эллинским размахом снова был исключением.

Уитли истолковал заключительную стадию, на которой культ героя был принят городом-государством как политический жест в архаическом аристократическом кургане, окруженном стелы, воздвигнутые Афинами кремированным гражданам-героям Марафона (490 г. до н.э.), которым был посвящен хтонический культ, о чем свидетельствуют траншеи для жертвоприношений. С другой стороны, греческие герои отличались от римского культа мертвых императоров, потому что герой не считался взошедшим на Олимп или богом: он был ниже земля, а его власть чисто местная. По этой причине культы героев были хтоническими по своей природе, и их ритуалы больше напоминали ритуалы Гекаты и Персефоны, чем ритуалы Зевса и Аполлон : возлияния в темные часы, жертвы, которые не были разделены между живыми.

Двумя исключениями из вышеперечисленного были Геракл и Асклепий, которых можно было почитать как героев или богов с хтоническим возлиянием или всесожжением. Герои культа вели себя совсем не так, как герои мифов. Они могли равнодушно выглядеть как люди или змеи, и они редко появлялись, если не были разгневаны. Пифагорейская поговорка советует не есть упавшую на пол пищу, потому что «она принадлежит героям». Герои, если их проигнорировать или оставить без внимания, могут стать злонамеренными: в отрывочной пьесе Аристофана хор анонимных героев называет себя отправителями вшей, лихорадки и нарывов.

Некоторые из самых ранних культов героев и героинь, хорошо подтвержденные археологическими находками в материковой Греции, включают Менелай, посвященный Менелаю и Елене в Терапне около Спарты, святыня в Микенах, посвященная Агамемнону и Кассандре, еще одна в Амиклаю, посвященная Александра, и еще один в Полисском заливе Итаки, посвященный Одиссею. Все они, кажется, датируются 8 веком до нашей эры. Культ Пелопа в Олимпии восходит к архаическому периоду.

Герои и героини

Культы героев предлагались в первую очередь мужчинам, хотя на практике опыт служителя заключался в умилостивлении группы семейных фигур, в которую входили женщины, бывшие женами героя -муж, матери сына-героя (Алкмена и Семела ) и дочери отца-героя. Как Финли наблюдал за миром Одиссея, который он читал как ностальгическое воспроизведение традиций восьмого века из культуры Древней Греции

, Пенелопа стала нравственной героиней для последующие поколения, олицетворение доброты и целомудрия, противопоставлены неверной, убивающей Клитемнестре, жене Агамемнона; но «герой» не имеет женского пола в эпоху героев.

Там, где местный культ почитал такие фигуры, как жертвенная дева Ифигения, архаичная местная нимфа была сведена к смертная фигура легенды. Остальные изолированные женские фигуры изображали жриц-инициаторов местного культа. Иконографические и эпиграфические свидетельства собраны вместе, чтобы изобразить героинь похожими по натуре на героев, но в андроцентрической греческой культуре, как правило, меньшего роста.

Типы культа героя
Подношения обожествленному герою и другому божеству, изображенные на греческом мраморном рельефе ок. 300 г. до н.э.

Уитли выделяет четыре или пять основных типов культов героев:

  • ойкистские культы основателей. Такие культы возникли в колониях эллинского мира в Великой Греции и Сицилии на могиле основателя, ойкиста. В случае культов в гробницах недавно героизированных людей следует предположить, что личность обитателя гробницы была однозначно известна. Фукидид (V.11.1) приводит пример Брасида в Амфиполис. Батт из Кирена также может быть упомянут. «Такие исторические примеры, - предупреждает Уитли, - явно окрашивают интерпретацию некоторых культов гробниц в архаический период». Такие архаические памятники, как «героон» в Лефканди и недалеко от Западных ворот в Эретрии, нельзя отличить археологическими методами от семейных обрядов в гробницах (культов гробниц) и культа предков.
  • Культы именованных героев. Ряд культовых памятников, известных в классические времена, были посвящены известным героям в греческом и современном смысле, особенно Илиады и других эпизодов Эпический цикл. Уитли подчеркивает здесь два момента: во-первых, самая ранняя иерия связывает мужского героя с более ранним и более сильным женским присутствием, а во-вторых, что такие фигуры, как Одиссей, Агамемнон и Менелай, имеют сильные местные связи. Примеры культов Эдипа в Афинах и Пелопа в Олимпии.
  • Культы местных героев. Такие местные фигуры не фигурируют среди панэллинских фигур эпоса. Примерами могут служить Академ и Эрехтей в Афинах.
  • Культы в гробницах бронзового века. Археологически они представлены отложениями железного века в микенских гробницах, которые трудно интерпретировать. Из-за разрыва во времени между коллапсом бронзового века и самыми ранними вотивными объектами преемственность, похоже, нарушена. Осколок сверху Могильный круг A в Микенах просто начертан «герою», и Уитли предполагает, что могла быть вызвана безымянная раса Серебряного века. В Аттике такие культы связаны с гробницами толоса в Торикос и Мениди.
  • культами оракульных героев. Уитли не обращается к этой группе местных культов, где появился оракул, как в случае с Амфиараем, который был поглощен зияющей трещиной в земле. Незначительные культы приписывались некоторым фигурам, умершим насильственной или необычной смертью, как в случае с мертвыми в Марафонской битве, и пораженным молнией, как в нескольких подтвержденных случаях в Magna Graecia.
Герои, политика и боги

Культы героев могли иметь огромное политическое значение. Когда Клисфен разделил афинян на новые демы для голосования, он посоветовался с Дельфами относительно того, в честь каких героев он должен назвать каждое подразделение. Согласно Геродоту, спартанцы приписали свое завоевание Аркадии кражей костей Ореста из аркадского города Тегея. Герои мифов часто имели близкие, но противоречивые отношения с богами. Таким образом, имя Геракла означает «слава Геры», хотя его всю жизнь мучила царица богов. Это было еще более справедливо для их культовых образов. Пожалуй, наиболее ярким примером является афинский царь Эрехтей, которого Посейдон убил за то, что он избрал Афину богом-покровителем города. Когда афиняне поклонялись Эрехтею на Акрополе, они называли его Посейдоном Эрехтеем.

Список героев
См. также
Примечания
Ссылки
  • Карла Антоначчо, Археология предков: гробница и культ героя в Древней Греции, 1994
  • Льюис Р. Фарнелл, Греческие культы героев и идеи бессмертия (Оксфорд), 1921.
  • Э. Кернс, Герои Аттики (приложение 57 к BICS), Лондон, 1989 г.
  • Карл Керени, Герои греков, 1959
  • Грегори Надь, Лучшие из ахейцев: концепции героя in Archaic Greek Poetry, 1979.
  • Эрвин Роде, Психея: культ души и вера в бессмертие у греков, 1925
  • Дженнифер Ларсон, Греческие культы героинь (1995)
  • Дженнифер Ларсон, Древнегреческие культы: Путеводитель (2007). Рутледж. ISBN 978-0-415-32448-9
  • D. Лион, Пол и бессмертие: героини в древнегреческих мифах и культах (1996)
  • Д. Boehringer, Heroenkulte in Griechenland von der geometrischen bis zur klassischen Zeit: Attika, Argolis, Messenien (2001)
  • G. Экрот, Жертвенные ритуалы греческих героев-культов (2002)
  • Б. Карри, Пиндар и культ героев (2005)

.

Последняя правка сделана 2021-05-22 09:30:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте