Роль греческих буддийских монахов в развитии буддийской веры под покровительством императора Ашоки около 260 г. до н.э. и впоследствии во время правления индо-греческого царя Менандра (годы правления 165 / 155–130 до н.э.) описывается в Махавамсе, важном неканоническом Тераваде буддийском историческом тексте, составленном в Шри-Ланка в VI веке на языке пали.
Махавамса или «Великие хроники» охватывает историю буддизма с 6 века до н.э. до 4 века нашей эры. Он был написан в VI веке монахом Маханамой, братом царя Дхатусены из Анурадхапура, и во многом основывался на Дипавамсе, или «Хрониках острова», написанных пятью веками ранее.
Император Ашока созвал третий буддийский собор около 250 г. до н.э. в Палалипутре (сегодня Патна ). Его провел монах Моггалипутта.
Палийский канон, состоящий из справочных текстов Тхеравады и считающийся непосредственно переданным от Будды, был официально оформлен в то время. Он известен как Типитака или «Три корзины» и содержит доктрину (Сутта Питака ), монашескую дисциплину (Виная Питака ) и сборник философии ( Абхидхамма Питака ).
Другой целью совета было примирение различных школ буддизма и очищение буддизма, особенно от оппортунистических фракций, привлеченных королевским покровительством.
Наконец, совет также сообщил об усилиях по прозелитизму Ашоки, который стремился распространить буддийскую веру по всей Азии и вплоть до. Современные каменные надписи Указов Ашоки также подробно рассказывают об этой деятельности.
После этих усилий буддийская вера, похоже, распространилась среди греческих общин под властью Ашоки, и десятки тысяч были обращены. Примерно 50 лет спустя Греко-Бактрийское царство вторглось в Северную Индию до Падалипутры и основало Индо-греческое царство. Буддизм процветал при индо-греческих королях, и было высказано предположение, что их вторжение в Индию было направлено на то, чтобы продемонстрировать их поддержку Империи Маурьев и защитить буддизм от религиозных преследований новой Шунги. Империя (185–73 до н. Э.). Греческие буддийские монахи продолжали играть ключевую роль во времена Менандра, поскольку Шри-Ланка.
Согласно Указу Ашоки, греческое население (в древние времена во всем Классическом мире обычно описывался как Йона, Йоджанас или Яванас, букв. «ионийцы » [1 ] ) находились под его властью на северо-западе Индии.
Здесь, во владениях царя среди греков, камбоджи, набхаки, набхапамкиты, бходжи, питиники, андхры и Палида, везде люди следуют наставлениям Возлюбленных Богов в Дхамме.
— С. Дхаммика, Указы Ашоки, Рок-эдикт № 13Махавамса не только принимает участие в обращении в буддизм, но и указывает на то, что греки играли активную роль в распространении буддийской веры в качестве посланников Ашока.
Эти греческие миссионеры фигурируют в списке «старейшин» (пали: «тера»), разосланном повсюду императором Ашокой:
Дхаммараккхита (Дхармаракшита на санскрите ), был Йоной (Лит. «Ионический» или «греческий») лидер миссии в Апарантака .
Страна Апарантака была определена как северо-западная часть Индийского субконтинента и включает Северный Гуджарат, Катхиавар, Качч и Синд, место, где, вероятно, были сосредоточены греческие общины. По сей день город в Гуджарате носит название Джунагадх, первоначально «Йонагадх», букв. «Город греков».
Дхармарашита, как говорят, проповедовал Аггиккхандопама Сутту, так что 37 000 человек были обращены в Апарантаке и тысячи мужчин и женщин вступили в Орден (Махавимса XII).
Согласно Милинда Панха (I 32-35), монах Нагасена, который вел знаменитый диалог с греческим королем Менандром I обратил его в буддизм, был учеником Дхармаракшиты и достиг просветления как архат под его руководством.
Тера («старейшина») Махьянтика был отправлен в Кашмир и Гандхара, также районы с сильным эллинским присутствием. Хотя в Махавамсе он не назван греком, его имя, вероятно, означает Маха (великий) + Антика (Антиох), обычное греческое имя.
Тхера («старейшина») Махаракхита (Махараксита на санскрите ), как говорят, был отправлен в страну греков. Вероятно, он тоже был бы греком из-за характера своей миссии, но это не подтверждено.
Индо-греческий царь Менандр I (правил 160-135 г. до н.э.) имел свою столицу в Сагале., в сегодняшнем северном Пенджабе, и описывается Страбоном как один из самых могущественных греческих царей того периода, даже более великий, чем Александр Великий.
Менандр, вероятно, обращенный в буддизм, и, кажется, способствовал распространению веры на Индийском субконтиненте и, возможно, в Средней Азии. Документированный пример влияния греческого буддийского монаха снова встречается в Махавамсе :
Во время Менандра I Йона (Ионийский) Махадхаммаракхита (санскрит : Махадхармаракшита), как говорят, пришел из «Аласандры» (считается Александрия на Кавказе, город, основанный Александром Великим, недалеко от сегодняшнего Кабула ) с 30 000 монахов для церемонии основания Маха Тупа («Великий ступа ") в Анурадхапуре в Шри-Ланке, во 2 веке до н.э.
Эти элементы, как правило, указывают на важность буддизма в греческих общинах на северо-западе Индии и выдающуюся роль, которую играли в них греческие буддийские монахи, а также на всем Индийском субконтиненте и, возможно, до Средиземного моря, в течение последних веков до нашей эры.