Великие переселения сербов (сербский : Велике сеобе Срба), также известные как Великие Исходы сербов, относится в основном к двум крупным миграциям сербов с различных территорий под властью Османской империи в регионы, находящиеся под властью Габсбур g Монархия в 17-м и 18-м веках.
Первое Великое переселение народов произошло во время Габсбургско-османской войны (1683-1699) при сербском патриархе Арсении III Црноевиче в результате отступления Габсбургов и повторной оккупации османами южных сербских регионов, которые временно находились под властью Габсбургов между 1688 и 1690 годами.
Второе Великое переселение народов произошло во время Габсбургов - Османская война (1737-1739) при сербском патриархе Арсении IV Йовановиче, также параллельно с уходом Габсбургов из сербских регионов; между 1718 и 1739 годами они были известны как Королевство Сербия.
Массы более ранних мигрантов из Османской империи считаются этническими сербами, а люди Первого Великого переселения - национально сербами. Первая Великая миграция принесла окончательный индикатор сербства, православия и его лидера, патриарха.
Некоторые сербские историки со ссылкой на документ, изданный императором Леопольдом I в 1690 году, утверждают, что массы были «приглашены» в Венгрию. Исходный текст на латыни показывает, что сербам действительно посоветовали восстать против османов и «не покидать» свои исконные земли.
Во время австро-турецкой войны (1683–1699) отношения между мусульманами и христианами в европейских провинциях Османской империи были чрезвычайно радикализированы. В результате проигранного восстания и подавления сербские христиане и их церковные лидеры во главе с сербским патриархом Арсением III встали на сторону австрийцев в 1689 году. Албанские католики также были частью исхода.. Они поселились в основном в южных частях Венгерского королевства. Наиболее важные города и места, где они поселились: Сентендре, Буда, Мохач, Печ, Сегед, Баха, Токай, Орадя, Дебрецен, Кечкемет, Сатмар.
В 1690 г., Император Леопольд I разрешил беженцам, собравшимся на берегах Савы и Дуная в Белграде, пересечь реки и поселиться в Габсбургской монархии.. Он признал патриарха Арсения III Черноевича своим духовным лидером. Император признал Патриарха своим наместником - воеводой (гражданским лидером переселенцев), что со временем превратилось в этимологию северной сербской провинции Воеводина (это происхождение названия Воеводины связано с тем фактом, что патриарх Арсений III и последующие религиозные лидеры сербов в Габсбургской монархии имели юрисдикцию над всеми сербами в Габсбургской монархии, включая сербов Воеводины, и что сербы Воеводины приняли идею отдельного сербского воеводства в эту территорию, которую им удалось создать в 1848 году).
В 1694 году Леопольд I, император Священной Римской империи назначил Арсения III Черноевича главой новообразованной Православной церкви в монархии. Патриархальное право наследования было обеспечено майским собранием сербского народа в Карловцах в 1848 году после провозглашения сербской Воеводины во время сербской революции в землях Габсбургов 1848–49. Сербы получили от императора привилегии, которые гарантировали им национальную и религиозную самобытность, а также совокупность прав и свобод в Габсбургской монархии.
Прорыв Габсбургов - Османская война (1737-1739) вызвала второе великое переселение сербов. В 1737 году, в самом начале войны, сербский патриарх Арсений IV Йованович встал на сторону Габсбургов и поддержал восстание сербов в районе Рашки против османов. Во время войны армии Габсбургов и сербское ополчение не смогли добиться существенных успехов и впоследствии были вынуждены отступить. К 1739 году вся территория Габсбургского Королевства Сербия была потеряна для османов. Во время войны большая часть христианского населения из области Рашка и других сербских земель мигрировала на север после отступления армий Габсбургов и сербской милиции. Они поселились в основном в Сирмии и соседних регионах, в пределах Габсбургской монархии. Среди них было также католическое албанское племя клименте, которое поселилось в трех деревнях в Сирмии.
Источники предоставляют разные данные о количестве людей в первая миграция, относящаяся к группе во главе с Патриархом Арсением III:
сербы из этих миграций поселились в южных частях Венгрии (хотя и на севере до города Сентендре, в котором они составляли большинство населения в 18 веке, но в меньшей степени также в городе Комаром ) и Хорватии.
. Крупные сербские миграции с Балкан на Паннонская равнина началась в 14 веке и продолжалась до конца 18 века. Великие миграции 1690 и 1737–1739 годов были самыми крупными и явились важной причиной выдачи привилегий, регулирующих статус сербов в Габсбургской монархии. Сербы, которые во время этих миграций поселились в Воеводине, Славонии и частях, принадлежащих военной границе, увеличили (частично) существующее сербское население в этих регионах и со временем сделали сербов важным политическим фактором в Габсбургской монархии.
Массы более ранних переселенцев из Османской империи считаются этнически сербскими, а те, что были в ходе Первого Великого переселения, - сербами по национальности. Первое Великое переселение народов явилось окончательным признаком сербства, православия и его лидера, патриарха.
Рассказ о миграции является частью нарративов сербской идентичности. Это национально-религиозный миф с героической тематикой. Фредерик Анскомб предполагает, что он, вместе с другими нарративами косовского мифа, составляет основу сербского национализма и разжигает конфликты. По словам Фредерика Анскомба, Великая миграция примиряет романтическую национальную историю с поздней современной реальностью, изображая косовских албанцев как потомков трансплантатов, спонсируемых османами, которые поселились после изгнания сербского населения и якобы взяли на себя контроль территории, таким образом воспроизводя «вторую битву за Косово » и непрерывную борьбу за свободу. Малькольм и Элси заявляют, что различные миграции имели место из-за Война Священной лиги (1683-1699), когда тысячи беженцев нашли убежище на новой Габсбургской границе. Саггау утверждает, что современная адаптация и популяризация миграции черпают вдохновение у Вука Караджича и Петра II Петровича-Негоша и до этого еще не стали компонентом сербской национальной идентичности.. По словам Мароша Меличарека, миграция также была изображена с сербской национальной символикой. знаменитую картину художника Пая Йовановича, заказанную в 1896 году патриархом Георгием Бранковичем, сравнивали с известной американской картиной Эмануэля Лойце Вашингтон пересекает Делавэр. Изображение и символика Великого переселения сербов все еще очень сильны и актуальны. Профессор истории Марош Меличарек упоминает, что Великие переселения людей сравнивали и с Великим отступлением, и с фотографией сербов, бегущих из Республики Сербской Краины. Среди беженцев, которые перебрались на территории, где в то время преобладали австрийцы, было также значительное количество албанцев, как православных, так и католиков. Тема Великого переселения народов является источником споров между некоторыми сербскими и албанскими историками, каждая из которых имеет свою точку зрения. Иштван Деак из Колумбийского университета заявляет, что сербы, которые были несколько лучше образованы, чем албанцы, были готовы переехать в поисках лучших экономических возможностей, что способствовало демографическим изменениям на территории Косово на протяжении веков.
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Великими переселениями сербов. |