ПК, отображающий рабочий стол GEM в EGA на монохромном мониторе | |
Разработчик (и) | Digital Research / |
---|---|
Первый выпуск | 28 февраля 1985 г.; 35 лет назад (1985-02-28) |
Стабильный выпуск | GEM / 3 3.11 / 3 ноября 1988 г.; 31 год назад (1988-11-03) |
Операционная система | DOS, Concurrent DOS, FlexOS. CP / M-68K, GEMDOS, TOS |
Платформа | Intel 8088, Motorola 68000 |
Тип | Оконная система |
Лицензия | GPL |
Веб-сайт | www.deltasoft.com |
GEM (для Graphics Environment Manager ) - это операционная среда, созданная Digital Research (DRI) с 1984 года для использования с DOS операционной системой на Intel 8088 и Motorola 68000 микропроцессорах.
GEM известен в первую очередь как графический интерфейс пользователя (GUI) для компьютеров серии Atari ST, а также поставлялся с серией IBM PC -совместимых компьютеров от Амстрад. Он также был доступен для стандартного IBM PC в то время, когда 6 МГц IBM PC AT (и сама концепция графического интерфейса пользователя) были совершенно новыми. Это было ядро для небольшого числа программ DOS, наиболее заметной из которых была Ventura Publisher. Он был перенесен на ряд других компьютеров, на которых ранее не было графических интерфейсов, но так и не получил популярности на этих платформах. DRI также произвел X / GEM для своей FlexOS операционной системы реального времени с адаптациями для OS / 2 Presentation Manager и X Window System также находится в стадии подготовки.
В конце 1984 года GEM начал свою жизнь в DRI как продукт, выросший из графической библиотеки более общего назначения, известной как GSX (Graphics System Extension), написанной команда во главе с примерно в 1982 году (в Graphic Software Systems, Inc.), который недавно покинул Xerox PARC (место рождения современного графического интерфейса пользователя), написал большую часть кода. GSX был, по сути, специфичной для DRI реализацией графического стандарта GKS, предложенного в конце 1970-х годов. GSX был предназначен для того, чтобы DRI мог писать графические программы (графики и т. Д.) Для любой из 8-битных и 16-битных платформ CP / M-80, Concurrent CP / M, CP / M-86 и MS-DOS (NEC APC-III ) будут работать, задача, которая в противном случае потребовала бы значительных усилий для переноса из-за к большим различиям в графическом оборудовании (и концепциях) между различными системами той эпохи.
GSX состоял из двух частей: набора процедур для общих операций рисования и драйверов устройств, отвечающих за обработку фактический выход. Первая была известна как GDOS (Операционная система графического устройства), а вторая - как GIOS (Система ввода / вывода графики), игра на разделении CP / M на машины. независимый BDOS (базовая дисковая операционная система) и машинно-зависимый BIOS (базовая система ввода / вывода). GDOS представлял собой набор процедур, обрабатывающих чертеж GKS, в то время как GIOS фактически использовал базовое оборудование для создания вывода.
Версия GSX для DOS поддерживает загрузку драйверов в формате CP / M-86 CMD. Следовательно, один и тот же двоичный файл драйвера может работать как под CP / M-86, так и под DOS.
16-битной версией GSX 1.3 превратился в часть того, что позже будет известно как GEM, который был попыткой создать полноценную систему с графическим интерфейсом пользователя, используя более раннюю работу GSX в качестве своей основы. Первоначально известный как Crystal как игра над проектом IBM под названием Glass, позже название было изменено на GEM .
Под GEM GSX стал GEM VDI (Интерфейс виртуального устройства), отвечает за базовую графику и рисование. VDI также добавил возможность работы с несколькими шрифтами и добавил набор команд рисования raster к ранее использовавшимся командам рисования vector только на основе GKS. VDI также добавил несколько видовых экранов, ключевое дополнение для использования с окнами.
Новый модуль, GEM AES (Application Environment Services), обеспечивал управление окнами и пользовательский интерфейс. элементы и GEM Desktop использовали обе библиотеки в сочетании для обеспечения графического интерфейса. Версия 8086 всей системы была впервые продемонстрирована на COMDEX в ноябре 1984 г. и отправлена как GEM / 1 28 февраля 1985 г.
GEM Desktop 1.0 был выпущен 28 февраля 1985 года. GEM Desktop 1.1 был выпущен 10 апреля 1985 года с поддержкой CGA и Отображается EGA. Версия для Apricot Computers F-Series, поддерживающая 640 × 200 и до 8 цветов, также была доступна как GEM Desktop 1.2 .
Digital Research также позиционировала Concurrent DOS 4.1 с GEM в качестве альтернативы для IBM TopView.
DRI, изначально разработанного GEM для DOS, так что он будет проверять и работать только на компьютерах IBM, а не совместимых с ПК как и у Compaq, поскольку компания надеялась получить лицензионные сборы от совместимых производителей. Разработчики отреагировали тем, что BYTE назвал «небольшим взрывом»; он сообщил, что на семинаре, организованном DRI в феврале 1985 г., более половины участников согласились с тем, что несовместимость GEM с Compaq является серьезным ограничением. Позже в том же месяце компания сняла ограничение. Среди приложений, поддерживающих GEM, были GEM Write.
компании Lifetree Software. На этом этапе Apple Computer подала в суд на DRI, что вылилось в долгий спор по поводу внешнего вида системы GEM / 1., который был почти прямой копией Macintosh (с некоторыми элементами, имеющими более близкое сходство с элементами более раннего Lisa, доступного с января 1983 года). В конечном итоге это привело к тому, что DRI была вынуждена изменить несколько основных функций системы. (См. Также: Apple против Digital Research.) Apple позже подала в суд на другие компании по аналогичным вопросам, включая их иск о нарушении авторских прав против Microsoft и HP.
Помимо принтеров и системы также содержались драйверы для некоторых более необычных устройств, таких как Polaroid Palette.
DRI ответила «дружественным к судебным разбирательствам» GEM Desktop 2.0, выпущенным 24 марта 1986 года, с поддержкой VGA отображает. Это позволило отображать только два фиксированных окна на «рабочем столе» (хотя другие программы могли делать то, что они хотели), изменить значок корзины и удалить анимацию для таких вещей, как открытие и закрытие окон. В остальном он был похож на GEM / 1, но также содержал ряд исправлений ошибок и косметических улучшений.
В 1988 году Стюарт Олсоп II сказал, что GEM был среди нескольких графических интерфейсов пользователя, которые «уже вытеснили» рынок Apple, IBM / Microsoft и другими.
GEM XM с «GEM Desktop 3.0» был обновленной версией GEM / 2 в 1986/1987 для DOS (включая DOS Plus ), что позволяло переключение задач и возможность запускать до десяти программ GEM и DOS одновременно с переключением на расширенную память (XM) через EMS / EEMS или на диск (включая RAM-диски, что также позволяет использовать расширенную память ). Данные можно было копировать и вставлять между приложениями через буфер обмена с функцией фильтрации (функция, позже также найденная в TaskMAX в DR DOS 6.0 ). Компания Digital Research планировала предложить GEM XM в качестве опции для пользователей GEM и через каналы OEM.
Исходный код GEM XM теперь находится в свободном доступе на условиях Стандартной общественной лицензии GNU.
Последним розничным выпуском был GEM / 3 Desktop, выпущенный 3 ноября 1988 г., с улучшенной скоростью и поставляемым с номером основных приложений. Коммерческие продажи GEM завершились с GEM / 3; впоследствии исходный код был предоставлен ряду ведущих клиентов DRI.
Хотя GEM / 2 для ПК по-прежнему предоставлял GSX API в дополнение к GEM API; GEM / 3 больше не работает.
GEM / 4, выпущенный в 1990 году, включал возможность работы с кривыми Безье, функцией по-прежнему редко встречается за пределами мира PostScript. Эта версия была создана специально для Artline 2, программы рисования от немецкой компании.
В систему также были внесены изменения в систему управления шрифтами, которые сделали ее несовместимой с подобными Timeworks Publisher.
Artline 1 все еще работала на GEM 3.1.
Другая версия GEM под названием GEM / 5 была создана Программные продукты GST для Timeworks Publisher 2.1. Он содержал обновленный внешний вид с трехмерными кнопками, а также такие функции, как масштабирование шрифта на лету. Он поставляется в комплекте со всеми стандартными инструментами GEM 3.1. Эта версия была произведена из GEM 3.13 только с обработкой Безье, взятой из GEM / 4.
Сам GEM Desktop был выделен в 1990 году как продукт, известный как ViewMAX, который использовался исключительно как оболочка управления файлами под DR DOS. В этой форме система не могла запускать другие программы GEM. Это привело к ситуации, когда ряд приложений (включая ViewMAX) мог существовать, все со своей собственной статически связанной копией системы GEM. На самом деле этот сценарий был редкостью, так как было опубликовано мало собственных программ GEM. В 1991 году был выпущен ViewMAX 2.
В этих формах GEM существовал до тех пор, пока DRI не был куплен Novell в июне 1991 года, и вся разработка GEM была прекращена.
Все это время DRI также работала над тем, чтобы сделать систему GEM способной к многозадачности. Это началось с X / GEM на основе GEM / 1, но для этого потребовалось использование одной из многозадачных операционных систем на основе CP / M. DRI также произвел X / GEM для своей FlexOS операционной системы реального времени с адаптациями для OS / 2 Presentation Manager и X Window System тоже в стадии подготовки.
Ли Лоренцен ушел вскоре после выпуска GEM / 1, когда стало ясно, что DRI не проявляет особого интереса к разработке приложений. Затем он вместе с двумя другими бывшими сотрудниками DRI, Доном Хейскеллом и Джоном Мейером, основал Ventura Software. Они разработали Ventura Publisher (который позже был продан Xerox и, в конечном итоге, Corel ), который впоследствии стал очень популярным настольным издательством программа на некоторое время.
Разработка производственной версии GEM 68000 началась в сентябре 1984 года, когда Atari прислала команду по вызову «Монтерей Групп» в Digital Research, чтобы начать работу по переносу GEM. Первоначально планировалось запустить GEM поверх CP / M-68K, которые якобы были портированы на Motorola 68000 компанией DRI до создания проекта ST. Фактически, эти порты были непригодны для использования и потребовали значительного развития. Компания Digital Research также предложила GEMDOS (первоначально написанную как GEM DOS), операционную систему, подобную DOS, предназначенную для переноса GEM на различные аппаратные платформы. Он был доступен для процессоров 8086 и 68000 и был адаптирован к Apple Lisa 2/5 и Motorola Система разработки VME / 10 уже. В конце концов Atari решила отказаться от существующего кода CP / M-68K и вместо этого перенести GEMDOS на платформу Atari ST, обозначив его как TOS.
Поскольку Atari обеспечивала большую часть разработки версии 68000, они получили полные права на продолжение разработки без необходимости обратной лицензии на нее обратно в DRI. В результате иск Apple-DRI не распространялся на версии GEM для Atari, и им было разрешено сохранить пользовательский интерфейс, более похожий на Mac.
В течение следующих семи лет, с 1985 по 1992 год, с каждым новым поколением линейки ST выпускались новые версии TOS. Обновления включали поддержку большего количества цветов и более высоких разрешений на растровой стороне системы, но в целом оставались аналогичными оригиналу с точки зрения поддержки GKS. В 1992 году Atari выпустила TOS 4, или MultiTOS, вместе со своей последней компьютерной системой, Falcon030. В сочетании с MiNT, TOS 4 допускает полную поддержку многозадачности в GEM.
Когда Caldera приобрела оставшиеся активы Digital Research у Novell 23 июля 1996 года, первоначальные планы заключались в возрождении технологий GEM и ViewMAX для компактного пользовательского интерфейса для OpenDOS в мобильных приложениях как Caldera View, но Caldera UK отказалась от этих планов в пользу DR- WebSpyder и РОСТ. Тонкие клиенты Caldera (позже известные как Lineo ) предоставили исходный код для GEM и GEM XM в соответствии с условиями Стандартной общественной лицензии GNU (GPL) в апреле 1999 года. Разработка GEM для ПК продолжается под названиями FreeGEM и OpenGEM.
. На платформу Atari ST исходные исходные коды DRI были снова перенесены для использования в бесплатных TOS с открытым исходным кодом. клон EmuTOS. Новые реализации AES-частей GEM были реализованы с нуля в форме XaAES и MyAES, оба из которых полностью реентерабельны и поддерживают многозадачность поверх FreeMiNT многозадачные расширения для TOS.
«Полная» система GEM состояла из трех основных частей:
GEM VDI было основной графической системой всего движка GEM. Он отвечал за отрисовку «низкого уровня» в виде «линии отсюда сюда». VDI включал независимый от разрешения и координат набор команд векторного рисования, которые вызывались из приложений через довольно простой интерфейс. TVDI также включал информацию о среде (состояние или контекст), текущий цвет, толщину линии, устройство вывода и т. Д.
Эти команды затем были проверены GDOS, задача которого заключалась в отправке команд соответствующему драйверу для фактический рендеринг. Например, если конкретная среда GEM VDI была подключена к экрану, инструкции VDI затем направлялись в драйвер экрана для рисования. Простое изменение среды так, чтобы оно указывало на принтер, - это все, что требовалось (теоретически) для печати, что значительно сокращало рабочую нагрузку на разработчиков (раньше им приходилось печатать «вручную» во всех приложениях). GDOS также отвечал за загрузку драйверов и любых запрошенных шрифтов при первой загрузке GEM.
Одним из основных преимуществ VDI по сравнению с Macintosh был способ обработки нескольких устройств и контекстов. В Mac такая информация хранилась в памяти внутри приложения. Это привело к серьезным проблемам при попытке заставить Mac обрабатывать упреждающую многозадачность, поскольку слой рисования (QuickDraw ) должен иметь прямой доступ к памяти для всех программ. Однако в GEM VDI такая информация хранилась в самом устройстве, а GDOS создавал «виртуальные устройства» для каждого контекста - например, для каждого окна.
GEM AES предоставил оконную систему, оконный менеджер, стиль пользовательского интерфейса и другие элементы графического интерфейса (виджеты). По соображениям производительности многие виджеты графического интерфейса были нарисованы с использованием символьной графики. По сравнению с Macintosh, AES имела довольно спартанский вид, а система поставлялась с одним моноширинным шрифтом.
AES выполняет свои операции, вызывая VDI, но в более общем смысле две части GEM часто были полностью разделены в приложениях. Приложения обычно вызывают команды AES для настройки нового окна, а остальная часть приложения использует вызовы VDI для фактического рисования в этом окне.
GEM Desktop была прикладной программой, которая использовала AES для предоставления файлового менеджера и средства запуска, традиционной среды «рабочего стола», которую пользователи ожидали от Macintosh. В отличие от Macintosh, GEM Desktop был основан на DOS (MS-DOS, DOS Plus или DR DOS на ПК, GEMDOS на Atari), и в результате фактический дисплей был загроможден компьютерными элементами, включая имена путей и подстановочные знаки. В общем, GEM был гораздо более «гиковским», чем Mac, но простой запуск удобной оболочки в DOS сам по себе был огромным достижением. В остальном у GEM есть свои преимущества перед Mac OS, такие как пропорциональные ползунки.
Родные приложения GEM для ПК используют расширение файла.APP для исполняемых файлов, тогда как настольные аксессуары GEM используют расширение файла.ACC. Все аксессуары для настольных ПК (а также несколько простых приложений) можно запускать под ViewMAX без изменений.
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Graphics Environment Manager. |