Оценка - это термин, используемый в антропологии для социальных систем при котором люди повышаются до статуса и авторитета, выполняя серию церемоний. Сдача оценок была системой руководства в доколониальных обществах северного Вануату, обычно предполагавшей умерщвление ценных свиней; в некоторых областях он все еще активно практикуется.
С каждой ступенью участник получает именное звание и право демонстрировать определенные знаки различия или выполнять определенные ритуалы. Специфика различается в зависимости от культуры. Младшие оценки обычно принимаются в юности и предполагают умерщвление только одной или нескольких малоценных свиней. Однако на высших сортах могут быть убиты сотни свиней, в том числе ценные «бивенькие кабаны». Хотя существует четкая иерархия оценок, их необязательно сдавать в строгой последовательности, и люди с достаточными ресурсами могут иногда пропускать оценки и сразу переходить на более высокие уровни.
Сдача оценок - это в первую очередь мужское занятие, но в некоторых областях существуют параллельные системы оценки, применяемые женщинами.
Концепция «вождя » - человека с особым авторитетом над сообществом, а не с определенным набором мужчин с разной степенью власти и влияние, пришло на Вануату после контакта с европейцами. Высокий ранг в системе оценки технически не то же самое, что быть начальником, хотя эти два понятия широко смешаны, и руководители, как правило, являются лицами высокого ранга в системе оценки.
Лица, занимающие высокое положение в обществах, принимающих оценки, обычно обладают властью только в своих местных сообществах. Хотя некоторые могут заседать в качестве представителей в национальных и региональных советах вождей, традиционной концепции «верховного вождя» с властью над всем регионом не существует.
На языках Торрес и островов Бэнкс Система оценивания известна под разными именами, все они произошли от одного корня * subʷe. Орфография suqe [suk͡pʷe] чаще встречается в литературе из-за особого внимания, уделяемого языку мота, поскольку работы Кодрингтона.
На острове Малекула система оценки известна как нимангки, а в некоторых районах она чрезвычайно сложна, насчитывая до 35 оценок.
Оценка оценок активно практикуется в англиканских и католических областях на острове Пятидесятницы, а также в традиционных деревень кастом, хотя он был подавлен в районах, где преобладали Церкви Христа. В день Пятидесятницы практика не имеет особого названия, а обозначается просто такими терминами, как «свиноводческое дело».
В Северной и Центральной Пятидесятнице титулами основных степеней являются Тари, Мол или Моли, Ливус или Ливуси и Вии или Вира. Некоторые из этих классов состоят из нескольких этапов. Каждая оценка присваивается на церемонии, на которой оценка «покупается» у человека, который уже имеет это звание. С каждой ступенью мужчина получает дополнительное имя (известное в Raga как ихан боэ «свиное имя»), которое отражает его ранг. Например, мужчине, получившему оценку Мол, можно дать такое имя, как Молбага, Молтоо или Молбвет. В зависимости от степени, он также может получить право носить определенные знаки различия и право танцевать под определенные удары барабана. Vii или Vira - это человек со значительной властью, или «начальник», который имеет право налагать штрафы на других. В Центральной Пятидесятнице тех, кто достигает самого верхнего уровня ступенчатого общества, называют Танмвонок (буквально «отделка земли»); Те, кто делает это, имея в запасе ресурсы, известны как Мвариак («оставшиеся»).
Кроме того, существует параллельная иерархия для женщин, достигающая высшей точки в ранге Мотаа или Мотари.
Система в Южной Пятидесятнице в целом похожа, хотя детали ступеней различаются.