Тавантинсуйу («четыре части вместе»; рис. «Земля четырех четвертей») или Империя инков была централизованной бюрократией. Он опирался на административные формы и практики предыдущих Андских цивилизаций, таких как Империя Вари и Тиуанако, и имел общие определенные практики с его современными соперниками, в частности Чимор. Эти институты и практики были поняты, сформулированы и разработаны с помощью андской космологии и мысли. После испанского завоевания Империи инков некоторые аспекты этих институтов и практик были продолжены.
Идеология инков была основана на андской космологии. Эта космология была иерархической и дуалистической, с множеством противостоящих сил, сталкивающихся в своих позициях посредством непрерывного действия. Их мировоззрение было анимистическим, а их амаутакуна (учителя или мудрецы) учили, что мир наполнен камаком, что означает «дыхание» или «жизненная сила». Изменения понимались как происходящие через асимметрию сил между этими силами, в то время как пача, равновесие или баланс, достигалось посредством айни, процесса взаимного обмена. Основные верования и божества пантеона инков были широко распространены в Андах к моменту возникновения империи. Конрад и Демерест утверждают, что эти предустановленные убеждения были ключом к идеологической эффективности более поздних реформ инков. В то время как вера в любое количество «высоких богов», эти выдающиеся аспекты данного пантеона, была распространена до инков, возведение бога Инти на выдающееся положение, следовательно, не было чем-то радикальным. Точно так же культы мертвых были очень древними в Андах, и поэтому поклонение умершим, мумифицированным инкам, которым занимались их потомки группы панака, не было революционным. Однако, как утверждают Конрад и Демерест, «упрощение» этих верований и ритуалов, «подчеркивание солнечных аспектов древнего божественного комплекса» в форме Инти как божества-покровителя империи во время правления Пачакути. Более того, включение мумифицированных правителей не только в ритуалы, но и на фестивали и государственные советы, развивалось на основе существовавшей ранее практики Анд. «Пачакути» - это название, образованное от пача (равновесие) и кути (акт переворачивания); Таким образом, Пачакути был тем, чей динамизм и сила изменили баланс в мире.
Сапа инка был концептуализирован как божественный и фактически был главой государственной религии. Только (или первосвященник) был вторым императором. Было разрешено продолжить местные религиозные традиции, и в некоторых случаях, например, в Оракуле в Пачакамаке на перуанском побережье, официально почитались. Вслед за Пачакути Сапа Инка заявил о своем происхождении от Инти, что придает большое значение имперской крови; к концу империи браки и сестры были обычным делом. Он был «сыном солнца», а его народ - intip churin, или «детьми солнца», и его право на власть и миссия по завоеванию унаследованы от его святого предка. Сапа инки также председательствовали на идеологически важных фестивалях, особенно во время Инти Райми, или «культивирования воинов», на которых присутствовали солдаты, мумифицированные правители, дворяне, священнослужители и все население Куско, начиная с благоприятное июньское солнцестояние и завершающееся через девять дней ритуалом раскола земли самим инкой с помощью ножного плуга. Более того, сам Куско считался космологически центральным, нагруженным вакуумами и излучающими линиями, а также географическим центром Четырех Четвертей; Инка Гарсиласо де ла Вега сам называл его «пупом вселенной».
Земля была концептуализирована как полностью принадлежащая инке и распределена между тремя владениями империи - имперскими церковь, простолюдины и само государство - ради их блага и заботы в соответствии с принципом взаимности. Когда территория была завоевана, ее главная вака была доставлена в Куско и установлена либо в Кориканче, либо в Храме Солнца, либо в своем собственном особом храме, и содержалась жрецами из ее родной провинции. Эта старая андская практика выполняла две функции; во-первых, как божественный заложник, обеспечивающий верность; во-вторых, как знак благочестия со стороны правителей инков.
Оперативный аспект идеологии инков опирался на инструменты ассимиляции знати и увековечения местных разногласий. Формальное образование в Куско детей из благородных семей из недавно приобретенных территорий способствовало свободному владению языком кечуа, имперским законам и бюрократической практике. Семьи, которые ранее занимали политическое положение, были интегрированы в бюрократию инков, а традиционные племенные районы расселения объединились как провинции, их границы до завоевания обычно не нарушались. Поощрялось продолжение провинциальной одежды, выполняющей функцию социального маркера. Население, переселенное в принудительном порядке, также не поощрялось к ассимиляции с соседними коренными народами. Многие из этих административных методов, похоже, были заимствованы из империи Хуари.
Источники колониальной эпохи не совсем ясны или неясны. соглашение о характере структуры правительства инков. Однако есть базовая структура, о которой можно говорить широко, даже если точные обязанности и функции государственных должностей не могут быть описаны. На вершине административной цепочки находился Сапа Инка. Рядом с Сапа Инка с точки зрения могущества мог быть Уиллак Уму, буквально «жрец, который пересчитывает», который был верховным жрецом Солнца. Однако было отмечено, что под Сапа Инкой также сидел Инкап рантин, который был, по крайней мере, доверенным лицом и помощником Сапа Инки, возможно, в духе премьер-министра или наместник. Со времен Топа Инка Юпанки существовал «Совет Королевства», состоящий из шестнадцати дворян: двое из Ханана Куско; два из Хурина Куско; четыре из Чинчайсую; двое из Контисую; четыре из Колласую; и два от Антисую. Такой вес представительства уравновешивал подразделения империи ханан и хурин как внутри Куско, так и внутри кварталов (ханан суюкуна и хурин суюкуна).
Большинство представителей высшего звена администрации инков были инками по классу, если не кровные родственники сапа инков. Помимо Qoya / Coya (основная жена или королева), королевских жен, детей и различных придатков королевской семьи, королевская линия передачи панака имела большое влияние. Каждый раз, когда Сапа Инка умирал, его наследник вступал на престол, в то время как остальные его потомки образовывали панаку, или королевскую родословную, которой было поручено поддерживать покойного короля и его владения, в соответствии с практикой разделенного наследования. Считалось, что сам покойный король, а точнее его mallki (мумия), продолжал общаться с живыми и, следовательно, был вовлечен в государственные дела, будь то политические или церемониальные. Если mallki не может присутствовать на мероприятии, его huaoque, или королевская статуэтка, будет. Благодаря кровным связям, обширным поместьям с янакунами (слугами или слугами), обеспечивающими рабочую силу, и владением тотемными и обожествленными моллками, панака мог обладать значительной политической властью, оказывая влияние на выбор будущих сапа-инков.
<48 Под высшим уровнем правительства в Куско находились суйю, или кварталы. Каждой суйю руководил правитель, известный как апу - титул, который также давали генералам и обожествленным горам. Под каждой суйю находились вамани, или провинции, каждой из которых руководил правитель, известный как токрикок. Эти губернаторы более низкого уровня управляли провинциями с помощью офицеров-мишока, регистраторов кипу камаюков, функционеров курака и вассалов янакунов. Основными функциями токрикока были поддержание государственной инфраструктуры, организация переписи и мобилизация трудовых или военных ресурсов по мере необходимости. Обычно эти губернаторы, будь то апу или токрикок, были этническими инками, но некоторым провинциальным группам все же удавалось подняться на более низкий уровень. С другой стороны, апу, как правило, были близкими родственниками сапа инков.Янакуна (синг. Яна) составляли уникальное поместье в обществе и правительстве инков. Стать частью янакуна означало разорвать традиционные узы и обязательства айллу, служа дворянству, а не своей родословной. Для многих это был способ продвижения по социальной и политической иерархии; будучи наследуемым, это также означало более привилегированное положение для их потомков. Их труд был связан с важными людьми или учреждениями, такими как сапа инка, панака, знать или храмовыми землями.
Куракакуна (поет. Kuraka), с другой стороны, были чинами и -файл провинциальной бюрократии. Обычно это была провинциальная знать, сохранившая свой социальный статус после завоевания инков. Как и янакуна, они были освобождены от налогов и имели наследственный статус. В отличие от янакуны, они выполняли административные, военные и судебные функции, хотя стоит упомянуть, что один из них мог быть и куракой, и яной.
Хурин Коско : «Династия» Нижнего Куско
Ханан Коско : «Династия» Верхнего Куско
Династия после завоевания : правление из Куско или Вилкабамба
Хотя форма, которую инков бюрократия и правительство принимали на провинциальном уровне, сильно различалась, основной (возможно, идеальной) формой организации была десятичная система. В этой системе организации налогоплательщики - мужчины - главы домохозяйств определенного возраста - были организованы в барщинные отряды (которые часто дублировались как воинские части), которые составляли мускулатуру государства в рамках мит'а службы. Каждый уровень юрисдикции выше ста налогоплательщиков возглавлялся куракой, тогда как те, кто возглавляли более мелкие единицы, имели камаюк, более низкий, ненаследственный статус. Однако, хотя статус кураки был наследственным, фактическое положение Ион внутри иерархии (который обычно служил пожизненно) подвергался изменениям в зависимости от привилегий тех, кто был выше их в иерархии; пачака курака (см. ниже) мог быть назначен на их должность с помощью варанка курака. Кроме того, было высказано предположение, что одна курака на каждом десятичном уровне также служила главой одной из девяти групп на более низком уровне, так что одна пачака курака также могла быть варанка куракой, фактически непосредственно отвечающей за одну единицу из 100. налогоплательщики и менее непосредственно несут ответственность за девять других таких единиц.
Ответственный сотрудник | Количество налогоплательщиков |
---|---|
Хуну курака | 10,000 |
Пичкаваранка курака | 5000 |
Варанка курака | 1000 |
Пичкапачака курака | 500 |
Пачака курака | 100 |
Пичкачунка камаюк | 50 |
Чунка камаюк | 10 |
В то время как государство инков взимало налоги натурой - например, на текстиль, зерно, товары и т. Д. - оно также использовали барщинный труд как важный источник силы. Мит'а - это налог на рабочую силу, взимаемый мужчинами - главами домохозяйств. Эти налогоплательщики были призваны построить крупные объекты общественных работ, такие как акведуки, мосты, дороги, а также тампу. склады. Мит'аюк, «тот, кто выполнял обязанности мит'а», также выполнял сельскохозяйственный, добывающий (например, горнодобывающий) и кустарный (например, обработка керамики и металлов) труд для государства. Мита был также основой призыва в армию; в воинских частях использовалась та же десятичная система управления, что и в подразделениях мит'а. Сроки службы разнообразны; особенно интенсивные услуги, такие как добыча полезных ископаемых, были кратковременными, чтобы избежать истощения.
Митмак, или митима, с другой стороны, был практикой перемещения определенных этнических групп в стратегических целях. Их можно было рассматривать как лояльных и, следовательно, пересаживать как гарнизонную колонию, чтобы поддерживать порядок в недавно завоеванной провинции, или, наоборот, считать сомнительно лояльными и, следовательно, поселять среди более лояльного населения. В некоторых случаях колонизирующие группы митмак были использованы для эксплуатации экозон, которые не рассматривались как эффективно или продуктивно используемые местными группами.
Несмотря на переезд, возможно, на сотни миль в новые дома, митмаккуна по-прежнему считались членами своей изначальной, родной группы и земли для целей переписи и мит'а. Митмаккуна были не единственными людьми, переселившимися в империю инков, поскольку государство переселило бесчисленные сообщества на менее защищенные и более продуктивные земли, чтобы повысить эффективность сельскохозяйственного производства и снизить вероятность восстания.
Коско (Центральный) | Сую (Квартал) | Вамани (Провинция) | Десятичное управление |
---|---|---|---|
Сапа Инка, верховный правитель
| Апу, губернатор суйю
| Токрикок, губернатор вамани
| Куракакуна, потомственные бюрократические чиновники
|
Инкап Рантин, наместник
| Сопровождающие вассалы янакуна | Сопровождающие вассалы янакуна | Камаюк, не здесь чиновники-чиновники |
Уиллак Уму, верховный жрец Солнца | Мичок, помощники офицеров | налогоплательщики Митаюк
| |
Совет Царство, состоящее из:
| Кхипу камаюк, хранители документов | ||
Токойрикок, инспекторы, подчиняющиеся Сапа Инка
| Часки, посыльные | ||
Малки, королевские мумии
| |||
Апукуна, военные генералы |
В государстве инков не было отдельной судебной системы или кодифицированный свод законов. В то время как обычаи, ожидания и традиционные местные держатели власти многое сделали для управления поведением, государство также имело юридическую силу, например, через токойрикок (букв. «Тот, кто видит все») или инспекторов. Высший из таких инспекторов, обычно кровный родственник сапа инков, действовал независимо от общепринятой иерархии, обеспечивая точку зрения сапа инков, свободную от бюрократического влияния.
О людях могли судить только те, кто выше ранг. Более того, по мере того, как повышался ранг, возрастала и предоставляемая им свобода поведения; Наказания за действия простолюдинов против дворян были гораздо более суровыми, чем за действия дворян против простолюдинов. И все же была также правовая защита для простых людей, несмотря на их неравный правовой статус. Солдатам, укравшим еду, грозит смертная казнь, как и их капитанам. Также наказанию грозили оскорбительные или халатные должностные лица. Вынесение смертного приговора к смертной казни оставалось только высшим авторитетом: губернаторами провинций, апу четырех суйю и самим сапа-инком. У инков не было тюрем. Вместо этого смертная казнь применялась за преступления, включая убийство, богохульство, прелюбодеяние, воровство, лень, повторные преступления в виде пьянства и бунта. Наказание за меньшие преступления включало ослепление и отрезание конечностей.
Империя инков была федералистской системой, состоящей из центральное правительство во главе с инками и четырьмя кварталами, или суйю: Чинчай Сую (северо-запад), Антисую (северо-восток), Кунтисую (юго-запад), и Кулласую (юго-восток). Четыре угла этих кварталов встретились в центре, Куско. Эти суйю, вероятно, были созданы около 1460 года во время правления Пачакути, до того, как империя приобрела наибольшую территориальную протяженность. Вероятно, в то время, когда были основаны суйю, они были примерно одинакового размера и только позже изменили свои пропорции по мере расширения империи на север и юг вдоль Анд.
Каждая суйю была далее подразделена на вамани, или провинции. Эти вамани были округами, которые примерно географически совпадали с племенными группами до завоевания, которыми управлял токрикок, или губернатор. Однако учитывались различия в населении этих племен, и если обнаруживалось, что они слишком малы для создания собственных вамани, их объединяли с другими небольшими племенами. После создания вамани инки основали административный центр, известный как хатон. Названия этих центров были шаблонными; центром Колла вамани была хатон-колла, а центром Сора вамани была хатонь сора и так далее.
Затем вамани были подразделены на сая, что отражало в основном моетальную структуру Анд. общество. Количество сая на вамани варьировалось от двух до трех, обычно первое. Эти сая имели различный статус: один был выше (ханан сая), а другой - ниже (хурин сая). В идеале в каждом саях должно быть около 10 000 налогоплательщиков. Таким образом, три сая обычно создавались только в тех вамани, где было около 30 000 налогоплательщиков. После подразделения сая империя была разделена на группы линии айллу, которые затем снова были разделены на верхнюю часть ханана и нижнюю часть хурин, а затем на отдельные семейные единицы.
Столица область, Куско, вероятно, не была организована как вамани. Скорее, это было что-то вроде современного федерального округа, например, Вашингтона, округ Колумбия, или Мехико. Город находился в центре четырех суйю и служил выдающимся центром политики и религии. В то время как Куско в основном управлялся Сапа Инкой, его родственниками и королевской линией панака, каждой суйю управлял Апу, термин, которым пользовались с большим уважением для людей очень высокого статуса и почитаемых гор. Как и многие представители андского общества и администрации инков, Куско как район и четыре суйю как административные районы были сгруппированы в верхний ханань и нижний ханан. Поскольку у инков не было письменных источников, невозможно исчерпывающе перечислить составляющие вамани. Однако записи, созданные во время испанского колониального периода, позволяют нам восстановить частичный список. Скорее всего, вамани было более 86, из них более 48 в высокогорье и более 38 на побережье.
Самая густонаселенная суйю, Чинчайсую охватывал бывшие земли Империи Чиму и большую часть северных Анд. В наибольшей степени суйю простиралось через большую часть современного Эквадора и только в современную Колумбию. Второй по величине из суйю, Антисую, был расположен к северо-востоку от Куско в высоких Андах. На самом деле, это корень слова «Анды».
Чинчайсую | Антисую |
---|---|
|
|
Колласую или Колласую, была названа в честь аймара -говорящий народ колла и был самым большим из кварталов по площади. Эта суйю охватывала боливийское Альтиплано и большую часть южных Анд, впадая в Аргентину и доходя до реки Мауле около современного Сантьяго, Чили. Cuntisuyu или Kuntisuyu было самым маленьким суйю из всех, было расположено вдоль южного побережья современного Перу, простираясь в высокогорье к Куско.
Collasuyu | Cuntisuyu |
---|---|
|