Согласно легенде, рассказанной Иорданом в его Гетике, Готискандза была первым поселением готов после их переселения из Скандзы в первой половине I века н.э. Он утверждал, что это имя все еще использовалось в его дни (ок. 551 г.).
Иордана говорится, что восточногерманское племя готов было выведено из Скандзы их король Бериг. Как только они ступили на землю, они назвали местность Готискандза. Самый медленный из трех кораблей нес гепиды, которые обосновались в «провинции Спесис на острове, окруженном мелководьем Вислы. Этот остров они назвали в своей речи их отцов, Гепедойос ".
Вскоре они переселились в поселения ругийцев (Ульмеруги, германское племя, прибывшее в этот район еще до готов), живших на побережье, и прогнали их.. Затем они победили своих новых соседей, вандалов.
. Через некоторое время, когда после Берига прошло не менее четырех поколений королей, и Филимер стал королем готов, их число увеличилось. Филимер решил, что все должны покинуть Готискандзу и переехать в новый регион под названием Ойум (Скифия ).
Надежность Иордана для ранней готической истории была поставлена под сомнение.
Одна из интерпретаций Gothiscandza заключается в том, что это латинизированная форма готского gutisk-an [d] ja, «готский конец (или граница)», поскольку территория готов простиралась до Вот. Другая интерпретация состоит в том, что an [d] ja означает «мыс», так что все это слово означает «готический полуостров». Также возможно, что это слово является продуктом слияния слов готика и Скандинавия. Хервиг Вольфрам упоминает «готический берег» и «готический берег Скандия », но предпочитает второе, считая первое «лингвистически сомнительным».
В I веке нашей эры устье Вислы было указано как земля гутонов (Плиний Старший ) или готонов (Тацит ):
За пределами лигийцев живут готы, под властью короля; оттуда они находятся в подчинении несколько строже, чем другие германские [ic] народы, но не настолько строги, чтобы уничтожать Непосредственно рядом находятся руги и лемовцы на берегу океана, и характерными чертами этих нескольких народов являются круглый щит, короткий меч и царское правительство. 140>Тацит, Германия, глава 44
Имена, данные Плинием и Тацитом, кажутся идентичными * Gutaniz, реконструированной протогерманской форме гутанов, готов ' и готландцы '.
Тема Gothiscandza была возрождена в немецкой науке Густавом Косинной. Некоторые археологи и историки выдвинули теорию о том, что название Готискандза лингвистически эволюционировало в кашубский и другие западнославянские языки ', интерпретируя различные исторические названия Гданьск ( Немецкий : Данциг).
. В I веке в устье Вислы появилась новая культура, названная Вильбаркская культура. замена местной оксивской культуры. Наиболее заметным компонентом скандинавского влияния в I веке нашей эры является введение скандинавских погребальных традиций, таких как каменные круги и стелы, что свидетельствует о том, что те, кто хоронили своих мертвецов, предпочитали это делать. в соответствии со скандинавскими традициями.
Однако есть также археологические свидетельства предыдущего скандинавского влияния в этом районе во время скандинавского бронзового века и доримского железного века, возможно, соответствует приходу ругов и вандалов.
. В III веке нашей эры культура Вильбарка распространилась на Скифию, где сформировала готическую черняховскую культуру..
Скандинавская мифология представляет как минимум две традиции, которые могут быть связаны с Готискандзой. Первый, Гутасага, может относиться к миграции готов, а второй, легенда Дага Мудрого, о набегах из Скандзы.
В Гутасага говорится о том, что когда готландцы умножились так, что остров (Готланд, то есть готическая земля) больше не мог поддержали их, они нарисовали жребий, так что треть жителей острова была вынуждена уехать и поселиться на юге. В конце концов они поселились на земле греков.
Легенда о Даге Мудром может передавать традиции нападений со стороны Suiones во II или III веке. В скандинавских источниках территория называется Рейдготаланд, название, которое последовало за готами во время их переселений в скандинавских сагах.