A Евангелие гармонии - это попытка составить канонические евангелия из христианского Нового Завета в единую учетную запись. Это может быть либо единое, объединенное повествование, либо табличный формат с одной колонкой для каждого Евангелия, технически известный как синопсис, хотя слово гармония часто используется для и то и другое.
Гармонии созданы для различных целей: предоставить простой религиозный текст для прихожан, создать читаемый и доступный литературный материал для широкой публики, установить научную хронологию событий в жизни Иисуса, описанной в канонических евангелиях, или чтобы лучше понять, как рассказы соотносятся друг с другом.
Среди ученых всегда отдавалось предпочтение построению гармонии более консервативными учеными. Исследователи высшей критики считают, что расхождения между евангельскими повествованиями отражают создание традиций ранними христианскими общинами. Современные ученые отказались от попыток построить единую историю в пользу размещения счетов в параллельных столбцах для сравнения, чтобы можно было критически изучить различия между ними.
Самая ранняя известная гармония - это Диатессарон Татиана в 2 веке, а вариации, основанные на Диатессароне, продолжали появляться в средние века. 16 век стал свидетелем значительного увеличения введения гармоний Евангелия, и параллельная структура колонн стала широко распространенной. В это время также начали появляться визуальные изображения, изображающие жизнь Христа в терминах «изобразительной евангельской гармонии», и эта тенденция продолжалась в 19–20 веках.
Евангельская гармония - это попытка сопоставить христианские канонические евангелия в единое целое. Некоторые писатели создают гармонии, чтобы сделать евангельскую историю доступной для более широкой аудитории, как религиозной, так и светской. Ученые могут изучать гармонии, чтобы установить последовательную хронологию событий, описанных в четырех канонических евангелиях из жизни Иисуса, чтобы лучше понять, как рассказы связаны друг с другом, и критически оценить их различия.
Термины гармония и синопсис использовались для обозначения нескольких различных подходов к консолидации канонических евангелий. Технически, «гармония» сплетает части Священного Писания в единое повествование, объединяя четыре Евангелия. Есть четыре основных типа гармонии: радикальная, синтетическая, последовательная и параллельная. Напротив, «синопсис», очень похожий на параллельную гармонию, сопоставляет похожие тексты или отчеты в параллельном формате, синхронизированном по времени, при сохранении их индивидуальной идентичности, обычно в столбцах. Гармония также может принимать визуальную форму и использоваться для создания повествований в художественных целях, например, при создании картинных композиций, изображающих жизнь Христа.
Самый старый подход к гармонизации состоит в объединении историй в единое повествование., создавая текст длиннее любого отдельного Евангелия. Это создает наиболее простой и подробный отчет, который, вероятно, будет наиболее доступен для неакадемических пользователей, таких как миряне или люди, читающие Евангелия как литературное или философское произведение.
Однако существуют трудности в создании единого повествования. Как указывает Джон Бартон, невозможно составить единое повествование из четырех Евангелий без изменения хотя бы некоторых частей отдельных рассказов.
Одна проблема с любой формой согласования заключается в том, что события иногда описываются в другом порядке в разных источниках - например, в Синоптических Евангелиях описывается, как Иисус переворачивал столы в Иерусалимском храме в последнюю неделю своей жизни, тогда как в Евангелии от Иоанна есть аналог событие только к началу служения Иисуса. Гармонисты должны либо выбрать, какое время они считают правильным, либо сделать вывод, что описаны отдельные события. Лютеранский богослов Андреас Осиандер, например, предположил в Harmonia evangelica (1537), что Иисуса, должно быть, дважды короновали терновым венцом и что было три отдельных эпизода очищения Храма. С другой стороны, комментаторы давно отметили, что отдельные Евангелия не написаны в строго хронологическом формате. Это означает, что событие можно описать как падение в два разных времени и при этом оставаться одним и тем же событием, так что основные детали могут быть должным образом объединены в гармонию, хотя гармонисту по-прежнему будет стоять задача решить, какой из двух времен более вероятно.
Менее распространенная, но более серьезная трудность возникает, если евангелия расходятся в своем содержательном описании события. Примером может служить случай с центурионом, слуга которого исцелился на расстоянии. В Евангелии от Матфея центурион лично приходит к Иисусу; в версии от Луки он посылает еврейских старейшин. Поскольку эти отчеты явно описывают одно и то же событие, гармонист должен решить, какое описание более точное, или же разработать составное описание.
Современная академическая точка зрения, основанная на общепринятом принципе, что Матфей и Лука были написаны используя Марка в качестве источника, стремится объяснить различия между текстами с точки зрения этого процесса композиции. Например, Марк описывает Иоанна Крестителя как проповедующего прощение грехов, деталь, которую Матфей опускает, возможно, полагая, что прощение грехов было исключительным для Иисуса.
Современный популяризаторский взгляд на С другой стороны, признавая эти трудности, недооценивает их важность. Эта точка зрения предполагает, что расхождения в Евангелиях составляют относительно небольшую часть целого, и что рассказы демонстрируют большое общее сходство. Таким образом, расхождения могут быть достаточно подробно обсуждены в сносках в ходе консолидированного повествования, и они не должны мешать передаче лучшего общего взгляда на жизнь Иисуса или сделать этот материал более доступным для более широкой аудитории.
Чтобы проиллюстрировать концепцию параллельной гармонии, здесь показан простой пример «фрагмента синопсиса», состоящего всего из четырех эпизодов из Страсти. Более полная параллельная гармония представлена в разделе ниже.
Влиятельный Диатессарон Татиана, который датируется примерно 160 г. н.э., был, возможно, самой первой гармонией. Диатессарон сократил количество стихов в четырех Евангелиях с 3780 до 2769, не пропуская ни одного события учения в жизни Иисуса из любого из Евангелий. Некоторые ученые полагают, что Татиан, возможно, использовал одно или несколько неканонических евангелий. Евангелие эбионитов, составленное примерно в то же время, считается гармонией Евангелия.
Вариации, основанные на Диатессароне, продолжали появляться в средние века, например Codex Sangallensis (на основе Codex Fuldensis 6 века) датируется 830 годом и имеет латинский столбец, основанный на Вульгате и древневерхненемецкий столбец, который часто напоминает Diatessaron, хотя в нем часто появляются ошибки. Льежская гармония на лимбургском диалекте (элемент библиотеки Льежского университета 437) является ключевым западным источником Диатессарона и датируется 1280 годом, хотя опубликована гораздо позже. Две сохранившиеся редакции Диатессарона на средневековом итальянском языке - это единственный рукописный венецианский манускрипт XIII или XIV веков и 26 тосканских рукописей XIV – XV веков.
В III веке Аммоний Александрийский разработал предшественника современного синопсиса (возможно, основанного на Диатессароне) как Аммонийские разделы, в которых он начал с текста Матфея и копировал параллельные события. Не существует сохранившихся копий гармонии Аммония, и она известна только из единственного упоминания в письме Евсевия Карпиану. В письме Евсевий также обсуждает свой собственный подход, то есть Евсевийские каноны, в которых тексты Евангелий показаны параллельно, чтобы облегчить сравнение между четырьмя евангелиями.
В V веке, Августин Гиппопотам много писал на эту тему в своей книге Гармония Евангелий. Августин рассматривал вариации евангельских повествований с точки зрения различных фокусов авторов на Иисусе: Матфей о царственной власти, Марк о человечестве, Лука о священстве и Иоанн о божественности.
Климент Ллантонский в Unum ex Quatuor («Один из четырех») в то время считался улучшением предыдущих канонов, хотя современные ученые иногда полагают, что никаких серьезных достижений, помимо Августина, в этой теме не было до 15 века. На протяжении Средневековья продолжали появляться гармонии, основанные на принципах Диатессарона, например гармония Льежа Плооя в среднеголландском и гармония Пеписа в среднеанглийском. Пепизианская гармония (Колледж Магдалины, Кембридж, предмет Pepys 2498) датируется 1400 годом, и ее название происходит от того, что она принадлежала Самуэлю Пепису.
В 15-16 веках начали появляться некоторые новые подходы к гармонии, например Жан Жерсон создал гармонию, в которой приоритет отдавался Евангелию от Иоанна. Корнелиус Янсен (епископ Гентский) также опубликовал свою гармонию (1549 г.), сосредоточив внимание на четыре Евангелия и даже со ссылкой на Деяния апостолов. С другой стороны, подход Жана Кальвина сосредоточился на трех синоптических Евангелиях и исключил Евангелие от Иоанна.
К этому времени также начали появляться визуальные изображения, например, художник 15 века Ливен де Витте создал набор из примерно 200 гравюр на дереве, изображающих Жизнь Христа. в терминах «живописной гармонии Евангелия», которая затем появилась в гармонии Виллема ван Брантегема, опубликованной в Антверпене в 1537 году. Важность образов отражена в названии известного произведения Брантегема: Жизнь Иисус Христос, искусно изображенный в элегантных картинах из повествований четырех евангелистов
16 век стал свидетелем значительного увеличения распространения евангельских гармоний. В этот период структура параллельных столбцов получила широкое распространение, отчасти в ответ на рост библейской критики. Этот новый формат использовался, чтобы подчеркнуть достоверность Евангелий. Неясно, кто произвел самую первую параллельную гармонию, но система 1569 года Герхарда Меркатора является хорошо известным примером. С точки зрения содержания и качества, синопсис Иоганна Якоба Грисбаха 1776 года был примечательным случаем.
В то же время рост современной библейской критики сыграл важную роль в упадке традиционной апологетическая евангельская гармония. Писатель эпохи Просвещения Готтхольд Эфраим Лессинг заметил:
О, эта превосходнейшая Гармония, которая может согласовать только два противоречащих друг другу сообщения, оба исходящие от евангелистов, путем изобретения третьего сообщения, ни единого слова из которого можно найти в каждом отдельном евангелисте!
W. Синоптикон Дж. Рашбрука 1880 года иногда считается поворотным моментом в истории синопсиса, поскольку он был основан на приоритете Марка, то есть на предположении, что Евангелие от Марка было написано первым. Тринадцать лет спустя Джон Брод использовал исторические свидетельства для определения приоритетов в своей гармонии, в то время как предыдущие подходы использовали праздники как главные вехи для разделения жизни Христа.
К концу нашей эры. 19 век, после обширных путешествий и исследований по Ближнему Востоку Джеймс Тиссо создал набор из 350 акварелей, на которых жизнь Христа изображена как визуальная гармония Евангелия.. Тиссо синтезировал четыре Евангелия в единое повествование, состоящее из пяти глав: «Святое детство, служение, Страстная неделя, страсти и воскресение». Он также сделал портреты каждого из четырех евангелистов, чтобы почтить их память.
В 20-м веке появился «Синопсис четырех Евангелий» Курта Аланда некоторыми как «возможно, эталон для углубленного изучения Евангелий». Ключевой особенностью работы Аландских островов является включение полного текста Евангелия от Иоанна. Синопсис Джона Бернарда Орчарда (имеющий то же название) отмечен тем, что в нем использовался необычный подход отказа от Маркан с приоритетом и предположим, что синопики были написаны в следующем порядке: Матфей, Люк, Марк.
Следующая таблица является примером параллельной гармонии, основанный на списке ключевых эпизодов канонических Евангелий. Порядок событий, особенно в период служения, был предметом спекуляций и научных дебатов. Хотя эта гармония сравнивает работы нескольких ученых, другие гармонии могут существенно отличаться в месте расположения некоторых событий. Структура эпизодов в таблице основана на «Гармонии Евангелий на греческом языке» Эдварда Робинсона, а также на «Гармонии Евангелий» Стивена Л. Кокса и Кенделла Изли. (Главы, составляющие Марка 16: 9-20, исключены, поскольку практически очевидно, что они были более поздним дополнением к Евангелию).
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Gospel Harmony. |
На Викискладе есть медиафайлы по теме Гармония Евангелия (Sweet Publishing). |