Евангелие от Марка (Греческий : Εὐαγγέλιον κατὰ Μᾶρκον, романизированный : Euangélion katà Mârkon), также называемый Евангелием от Марка, или просто Марк, является второе из четырех канонических евангелий и трех синоптических евангелий. В нем рассказывается о служении Иисуса от его крещения Иоанном Крестителем до его смерти и захоронения и открытия пустой гробницы Иисуса. Нет ни чудесного рождения, ни доктрины божественного предсуществования, ни, в исходной концовке (Марка 16: 1-8 ), каких-либо явлений Иисуса после воскресения.. В нем Иисус изображен как героический человек действия, экзорцист, целитель и чудотворец. Он также Сын Божий, но хранит свою мессианскую природу в секрете, и даже его ученики не могут понять его. Все это согласуется с пророчеством, предсказывающим судьбу мессии как страдающего раба. Евангелие заканчивается в своей первоначальной версии открытием пустой гробницы, обещанием снова встретиться в Галилее и игнорируемым указанием распространять благую весть о воскресении.
Большинство ученых датируют Марка почти сразу после 70 г. н.э. Они отвергают традиционное приписывание Марка Евангелиста, сподвижника апостола Петра, которое, вероятно, возникло из-за желания ранних христиан связать произведение с авторитетной фигурой, и считаю, что это работа автора, работающего с различными источниками, включая сборники рассказов о чудесах, противоречивых историй, притч и рассказов о страстях. Оно традиционно занимало второе, а иногда и четвертое место в христианском каноне как низшее сокращение того, что считалось наиболее важным Евангелием, Матфея. Церковь, следовательно, взяла свое видение Иисуса в первую очередь из Матфея, во вторую очередь из Иоанна и только отдаленно от Марка. Лишь в 19 веке Марка стали рассматривать как самое раннее из четырех Евангелий и как источник, используемый как Матфеем, так и Лукой. Гипотеза о приоритете Маркана (что Марк был написан первым) по-прежнему поддерживается большинством ученых, и есть новое признание автора как художника и богослова, использующего ряд литературных приемов для передать его концепцию Иисуса как авторитетного, но страдающего Сына Божьего.
Евангелие от Марка анонимно. Большинство ученых датируют его сразу после 70 г. н. Э., Когда Тит (римский полководец, впоследствии император) разрушил храм; он был написан по-гречески для языческой аудитории и, вероятно, в Риме, хотя также упоминались Галилея, Антиохия (третий по величине город в Римской империи, расположенный в северной Сирии) и южная Сирия. Раннехристианская традиция, впервые засвидетельствованная Папием Иераполисским (ок. 60–130 н. Э.), Приписывает его Иоанну Марку, упомянутому в Деяниях, но ученые обычно отвергают это как попытаться связать Евангелие с авторитетной фигурой. Автор использовал различные ранее существовавшие источники, такие как истории о конфликтах (Марка 2: 1–3: 6), апокалиптический дискурс (13: 1–37) и сборники высказываний (хотя и не Евангелие от Фомы, а не источник Q ).
Современные ученые считают, что Евангелия являются подмножеством древнего жанра биографии или древней биографии. Древние биографии были связаны с предоставлением читателям примеров для подражания при сохранении и продвижении репутации и памяти субъекта, а также включали в свои произведения мораль, риторику, пропаганду и керигму (проповедь).
Евангелия от Матфея, Марка и Луки поразительно похожи друг на друга, так что их содержание можно легко установить в параллельных столбцах. Тот факт, что они дословно разделяют так много материала, но при этом демонстрируют важные различия, привел к ряду гипотезы, объясняющие их взаимозависимость, явление, получившее название синоптической проблемы. Широко признано, что это было первое Евангелие (Marcan Priority ) и использовалось в качестве источника как Мэтью, так и Люком, которые согласны друг с другом в своей последовательности историй и событий. только когда они также согласны с Марком.
В 19 веке стало широко признано, что Марк был самым ранним из евангелий и, следовательно, самым надежным источником исторического Иисуса, но с тех пор Примерно в 1950 г. все шло понимание, что основной целью автора Марка было объявить сообщение, а не рассказать историю. Идея о том, что Евангелие может быть использовано для воссоздания исторического Иисуса, понесла два серьезных удара в начале 20-го века, во-первых, когда Уильям Вреде убедительно доказал, что «мессианская тайна » мотив в Марке был творением ранней церкви, а не отражением исторического Иисуса, и в 1919 году, когда Карл Людвиг Шмидт еще больше подорвал его историчность, заявив, что связи между эпизодами являются изобретением писателя, а это означает, что это не может быть взяты как надежный путеводитель по хронологии миссии Иисуса: оба утверждения широко приняты сегодня. Тем не менее, Евангелие по-прежнему считается наиболее надежным из четырех с точки зрения его общего описания жизни и служения Иисуса.
Христианство зародилось в иудаизме с христианской «церкви» ( или ἐκκλησία, ekklesia, что означает «собрание»), возникшие вскоре после смерти Иисуса, когда некоторые из его последователей утверждали, что были свидетелями его воскресения из мертвых. С самого начала христиане сильно полагались на еврейскую литературу, поддерживая свои убеждения еврейскими писаниями. Эти убеждения включали ядро ключевых понятий: мессия, сын Божий и сын человеческий, страдающий раб, День Господь и Царство Божье. Объединение этих идей было общей нитью апокалиптических ожиданий: и евреи, и христиане верили, что конец истории близок, что Бог очень скоро придет, чтобы наказать их врагов и установить свое собственное правление, и что они были в центре его планы. Христиане читают еврейское Священное Писание как образ или прообраз Иисуса Христа, так что целью христианской литературы стало переживание живого Христа. Новое движение распространилось по восточному Средиземноморью, в Рим и дальше на запад и приобрело отчетливую идентичность, хотя группы внутри него оставались чрезвычайно разнообразными.
Евангелия были написаны, чтобы укрепить веру тех, кто уже верил, не обращать неверующих. Христианские «церкви» были небольшими общинами верующих, часто основанными на домашних хозяйствах (самодержавный патриарх плюс расширенная семья, рабы, вольноотпущенники и другие клиенты), и евангелисты часто писали на двух уровнях, один из которых - «историческое» представление истории Иисус, другой - о проблемах, которые были в дни автора. Таким образом, провозглашение Иисуса в Марка 1:14 и следующих стихах, например, смешивает термины, которые Иисус использовал бы как еврей 1-го века («Царство Божье») и термины ранней церкви («веруй», « Евангелие »). В более фундаментальном смысле причиной написания Марка было противодействие верующим, которые видели Иисуса по-гречески, как чудотворца (греческий термин - «божественный человек»); Марк видел страдания мессии как существенные, так что титул «Сын Божий» (эллинистический «божественный человек») должен быть исправлен и дополнен титулом «Сын человеческий», который передал страдания Христа. Некоторые ученые полагают, что Марк мог писать как галилейский христианин против тех христиан-евреев в Иерусалиме, которые видели в восстании евреев против Рима (66–73 гг. Н. Э.) Начало «конца времен »: для Марка, Второе пришествие произойдет в Галилее, а не в Иерусалиме, и только после поколения, следующего за восстанием.
Богословские споры во время написания Марка очевидны в том, как Марк принижает учеников Иисуса. Это высмеивание учеников контрастирует с другими религиями, в которых почитаются соратники основателя. Оскорбление «отцов-основателей» движения Иисуса - это мотив, который звучит во всех канонических текстах и во всей традиции.
Нет соглашение о структуре Марка. Однако есть широко известный перерыв в Марка 8: 26–31 : до 8:26 есть множество историй о чудесах, действие происходит в Галилее, и Иисус проповедует толпе, а после 8: 31 почти не бывает чудес, действие перемещается из Галилеи в языческие районы или враждебную Иудею, и Иисус учит учеников. Признание Петра в Евангелии от Марка 8: 27–30 о том, что Иисус является Мессией, таким образом, является водоразделом для всего Евангелия. Еще один общепризнанный поворотный момент наступает в конце 10 главы, когда Иисус и его последователи прибывают в Иерусалим и начинается предполагаемая конфронтация с властями Храма, ведущая Р.Т. Франция, чтобы охарактеризовать Марка как трехактную драму. Джеймс Эдвардс в своем комментарии 2002 года указывает, что Евангелие можно рассматривать как серию вопросов, в первую очередь спрашивающих, кто такой Иисус (ответ - он мессия), а затем, какую форму принимает его миссия (миссия страданий, завершающаяся распятием на кресте). и воскресение - события, которые можно понять только после того, как будут даны ответы на вопросы), в то время как другой ученый, К. Майерс, привел то, что Эдвардс называет «убедительным аргументом» в пользу признания случаев крещения Иисуса, преображения и распятие в начале, середине и конце Евангелия, как три ключевых момента, каждый из которых имеет общие элементы и каждый изображен в апокалиптическом свете. Стивен Х. Смит отметил, что структура Марка аналогична структуре греческой трагедии.
Самые ранние и самые надежные рукописи Марка заканчиваются на Марка 16: 8, где женщины в страхе убегают из пустой гробницы: большинство недавних ученых считают, что это был исходный финал, и это подтверждается заявлениями отцов ранней церкви Евсевия и Иеронима. В более поздних рукописях были сделаны две попытки дать более удовлетворительное заключение. У меньшинства есть так называемый «более короткий конец», дополнение к Марка 16: 8, в котором рассказывается, как женщины рассказали «окружающим Петра» все, что повелел ангел, и как послание вечной жизни (или «провозглашение вечного спасения») было послано самим Иисусом. Это дополнение отличается от остальной части Марка как по стилю, так и по пониманию Иисуса. Подавляющее большинство рукописей имеют «более длинный конец», возможно, написанный в начале 2-го века и добавленный позже в том же веке, Марка 16: 9–20, с рассказами о воскресшем Иисусе, введении ученики провозглашают Евангелие и вознесение Христа.
Автор представляет свое произведение как «евангелие», что означает «благая весть», дословный перевод греческого «евангелион» - он использует это слово чаще, чем любой другой писатель Нового Завета, кроме Павла. Павел использует это слово для обозначения «благой вести (спасительного значения смерти и воскресения) Христа»; Марк распространяет его на деятельность Христа, а также на его смерть и воскресение. Как и другие Евангелия, Марк был написан для подтверждения личности Иисуса как эсхатологического избавителя - цель таких терминов, как «мессия » и «сын Божий ". Как и во всех евангелиях, мессианская идентичность Иисуса поддерживается рядом тем, включая: (1) изображение его учеников тупыми, пугающими и непонятливыми; (2) опровержение обвинений врагов Иисуса в том, что он был магом; (3) тайна, окружающая его истинную личность (последнее отсутствует у Иоанна).
У Марка ученики, особенно Двенадцать, движутся из-за недостатка восприятия Иисус к отказу от «пути страданий» к бегству и отрицанию - даже женщин, получивших первое провозглашение Его воскресения, можно рассматривать как неудачников из-за того, что они не сообщили благую весть. Эта тема широко обсуждается среди ученых. Некоторые утверждают, что автор Марка использовал учеников для исправления «ошибочных» представлений в своей общине о реальности страдающего мессии, другие утверждают, что это нападение на иерусалимское отделение церкви за сопротивление распространению Евангелия на язычники, или зеркало обычного переживания новообращенного первоначального энтузиазма, за которым следует растущее осознание необходимости страдания. Это, безусловно, отражает сильную тему в Марка Иисуса как о «страдающем единственном», изображенном во многих книгах еврейских Священных Писаний, от Иеремии до Иова и Псалмов, но особенно в «Страдающем Слуге "отрывки в Исаии. Он также отражает тему еврейского Священного Писания о том, что любовь Бога встречает неверность и неудачи только для того, чтобы быть обновленным Богом. Неудача учеников и отрицание Иисуса самим Петром были бы могущественными символами веры, надежды и примирения для христиан.
Марк содержит двадцать рассказов о чудесах и исцелениях., составляя почти треть Евангелия и половину первых десяти глав, больше, чем в любом другом Евангелии. В Евангелиях в целом чудеса, пророчества Иисуса и т. Д. Представлены как свидетельство Божьего правления, но описания исцелений Иисуса, сделанные Марком, являются частичным исключением из этого, поскольку его методы, использующие слюну для исцеления слепоты (Марка 8 : 22–26) и магические формулы («Talitha cumi», 5:41, «Ephphatha», 7:34) принадлежали магу. Это обвинение, которое иудейские религиозные лидеры выдвигают против Иисуса: они говорят, что он совершает экзорцизм с помощью злого духа (Марка 3:22) и призывает дух Иоанна Крестителя (Марка 6:14). «В истории [...] империи не было периода, когда маг не считался врагом общества», - говорит ученый-классик Рамзи МакМаллен. Все евангелия защищают Иисуса от обвинений, которые, если они верны, противоречат их окончательным утверждениям о нем. Суть Вельзевула в Евангелии от Марка (Марка 3: 20–30) состоит в том, чтобы изложить утверждения Иисуса о том, что он является орудием Бога, а не сатаны.
В 1901 году Уильям Вреде определил «мессианскую тайну» - тайну Иисуса о своей личности как мессии - как одну из центральных тем Марка. Вреде утверждал, что элементы тайны - то, что Иисус заставил демонов замолчать, тупость учеников в отношении своей личности и сокрытие истины в притчах - были выдумками и возникли из-за противоречия между мессианской верой Церкви после воскресения и историческая реальность Иисуса. До сих пор продолжаются споры о том, как далеко эта «тайна» возникла от Марка и насколько далеко он ушел от традиции, и насколько далеко, если вообще, он представляет самопонимание и практики исторического Иисуса.
Христология означает учение или понимание, касающиеся личности или природы Христа. В писаниях Нового Завета это часто передается через титулы, относящиеся к Иисусу. Большинство ученых согласны с тем, что «Сын Божий» - самый важный из этих титулов в Евангелии от Марка. Он появляется на устах самого Бога во время крещения и преображения, и является самоназванием Иисуса (Марка 13:32). Эти и другие примеры являются надежным свидетельством того, как евангелист воспринимал Иисуса, но не совсем ясно, что означало это название для Марка и его аудитории I века. В еврейских писаниях оно означало Израиль как народ Божий, или царя во время его коронации, или ангелов, а также страдающего праведника. В эллинистической культуре эта же фраза означала «божественный человек», сверхъестественное существо. Существует мало свидетельств того, что «сын Божий» был титулом мессии в иудаизме 1-го века, и атрибуты, которые Марк описывает в Иисусе, в большей степени принадлежат эллинистическому чудотворцу «божественному человеку», чем еврейскому мессии Давида.
Марк прямо не указывает, что он имеет в виду под «Сыном Божьим» и когда было присвоено сыновство. Новый Завет в целом представляет четыре разных понимания:
Марк также называет Иисуса «christos» (Христос), переводя с иврита «мессия» (помазанный человек). В Ветхом Завете термин «мессия» («помазанник») описывал пророков, священников и царей; ко времени Иисуса, когда царство давно исчезло, оно стало обозначать эсхатологического царя (царя, который придет в конце времен), того, кто будет полностью человеком, хотя и намного более великим, чем все Предыдущие посланники Бога в Израиль, наделенные чудесными силами, свободные от греха, правящие в справедливости и славе (как описано, например, в Псалмах Соломона, еврейском произведении того периода). Наиболее важные события происходят в контексте смерти и страданий Иисуса, предполагая, что для Марка Иисуса можно полностью понять только в этом контексте.
Третий важный титул: «Сын Человеческий ", уходит своими корнями в Иезекииль, Книгу Еноха (популярный еврейский апокалиптический труд того периода), и особенно в Даниил 7 : 13–14, где Сыну Человеческому отводятся царские роли владычества, царствования и славы. Марка 14:62 сочетает в себе больше библейских намеков: прежде, чем он сойдет на облаках (Даниил 7:13), Сын Человеческий будет восседать одесную Бога (Псалом 110: 1), указывая на эквивалентность трех титулов: Христос., Сын Божий, Сын Человеческий, общим элементом которого является ссылка на царскую власть.
Эсхатология означает изучение последних времен и евреев ожидал, что мессия будет эсхатологической фигурой, избавителем, который появится в конце эпохи, чтобы возвестить земное царство. Самая ранняя еврейская христианская община считала Иисуса мессией в еврейском смысле слова, человеком, назначенным Богом своим земным регентом; но они также верили в воскресение и вознесение Иисуса на небеса, и по этой причине они также рассматривали его как представителя Бога («сына Божьего»), который вернется в славе, возвестив Царство Божье.
Термин «Сын Божий » также имел особое еврейское значение или диапазон значений, одним из наиболее значительных из которых был земной царь, которого Бог усыновил своим сыном при возведении на престол, узаконив его правление над Израилем. Напротив, в эллинистической культуре эта фраза означала «божественный человек», охватывая легендарных героев, таких как Геракл, богов-королей, таких как египетские фараоны, или известных философов, таких как Платон.. Когда Евангелия называют Иисуса «Сыном Божьим», намерение состоит в том, чтобы поместить его в разряд эллинистических и греческих божественных людей, «сыновей Бога», «наделенных сверхъестественной силой для исцеления, изгнания нечистой силы и других чудесных дел. Марка» Сын Давида »является эллинистическим, его Иисус предсказывает, что его миссия включает в себя страдания, смерть и воскресение, и, косвенно, не военную славу и завоевание. Это отражает отход от иудейско-христианской апокалиптической традиции к эллинистической идее, проповедуемой Павел, для которого смерть и воскресение Христа, а не установление апокалиптического еврейского царства, является смыслом спасения, «евангелием».
Все четыре Евангелия рассказывают история, в которой смерть и воскресение Иисуса являются решающими событиями искупления. Однако между этими четырьмя существенными различиями: в отличие от Иоанна, Марк никогда не называет Иисуса «Богом» и не утверждает, что Иисус существовал до его земной жизни; в отличие от Матфея и Луки, автор не упоминает непорочное зачатие и, очевидно, считает, что Иисус имел нормальные человеческие отцовство и рождение; в отличие от Матфея и Луки, он не пытается проследить происхождение Иисуса до царя Давида или Адама с генеалогией.
Христиане времен Марка ожидали возвращения Иисуса как Мессия в своей жизни - Марк, как и другие евангелия, приписывает обетование самому Иисусу (Марка 9: 1 и 13:30), и это отражено в письмах Павла, в послание Иакова, в Евреям и в Откровении. Когда возвращение не удалось, первые христиане пересмотрели свое понимание. Некоторые признали, что Второе пришествие было отложено, но все же ожидали этого; другие пересмотрели фокус обещания, например Евангелие от Иоанна, говоря о «вечной жизни» как о чем-то доступном в настоящем; в то время как третьи пришли к выводу, что Иисус вообще не вернется (2 Петра выступает против тех, кто придерживался этой точки зрения).
Отчаявшаяся смерть Иисуса Марка была изменена на более победоносную в последующих евангелиях.. Христос Марка умирает с криком: «Боже мой, Боже мой, почему Ты оставил меня? »; Матфей, следующее Евангелие, которое будет написано, повторяет это слово в слово, но умудряется прояснить, что смерть Иисуса является началом воскресения Израиля; У Луки есть еще более позитивная картина, когда он заменяет крик отчаяния Марка (и Матфея) криком подчинения Божьей воле («Отец, в твои руки я предаю дух мой»); а в последнем Евангелии от Иоанна Иисус умирает без видимых страданий во исполнение божественного плана.
Wikiquote has quotations related to: Gospel of Mark |
Wikimedia Commons has media related to Gospel of Mark. |
Gospel of Mark Synoptic Gospel | ||
Preceded by. Gospel of. Matthew | New Testament. Books of the Bible | Succeeded by. Gospel of. Luke |