Прощай, Ленин! | |
---|---|
Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Вольфганг Беккер |
Написано | |
Произведено | Стефан Арндт |
В главной роли | |
Кинематография | Мартин Кукула |
Под редакцией | Питер Р. Адам |
Музыка | |
Производственная компания | Творческий пул X-Filme |
Распространяется | X Verleih AG (Германия) |
Дата выхода | |
Продолжительность | 121 мин. |
Страна | Германия |
Язык | Немецкий |
Бюджет | DM 9,6 миллиона долларов ( € 4,8 миллионов) (ок. $ 6,5 миллионов) |
Театральная касса | 79 384 880 долл. США |
Прощай, Ленин! Немецкий фильм-трагикомедия 2003года режиссера Вольфганга Беккера. В ролях: Даниэль Брюль, Катрин Сасс, Чулпан Хаматова и Мария Симон. История рассказывает о семье в Восточной Германии ; мать (Saß) предана делу социализма и впадает в кому в октябре 1989 года, незадолго до ноябрьской революции. Когда она просыпается восемь месяцев спустя, в июне 1990 года, ее сын (Брюль) пытается защитить ее от смертельного шока, скрывая падение Берлинской стены и крах коммунизма.
Большинство сцен снималось на Карл-Маркс-Аллее в Берлине и в окрестностях Платтенбаутена возле Александерплац. Прощай, Ленин! получил множество наград, в том числе 2003 в Европейской премии фильм за лучший фильм и премию немецкого кино за лучший игровой фильм.
Действие фильма происходит в Восточном Берлине, в период с октября 1989 года до нескольких дней после воссоединения Германии в октябре 1990 года.
Алекс Кернер живет со своей матерью Кристиан, сестрой Ариан и ее маленькой дочерью Полой. Отец Алекса якобы бросил семью ради любовницы на Западе в 1978 году. Его мать присоединилась к Социалистической единой партии и посвящает свое время защите интересов граждан. Хотя Кристиана считает, что социализм может улучшить Германию и мир, ее дети циничны. Алекс испытывает отвращение к празднованию 40-летия Восточной Германии и участвует в антиправительственной демонстрации. Там он встречает девушку, но народная полиция разлучает их, прежде чем они могут представиться.
Кристиана, видя, как Алекса арестовывают и избивают, терпит сердечный приступ и впадает в кому. Посетив свою мать в больнице, Алекс обнаруживает, что ее медсестра Лара - девочка с демонстрации. Они с Алексом начинают встречаться.
Эрих Хонеккер уходит в отставку, границы открываются, Берлинская стена падает, в Восточной Германии проводятся свободные выборы, а в Восточный Берлин приходит капитализм. Алекс начинает работать в западногерманской фирме по продаже и установке спутниковых антенн. Он дружит с западным коллегой, начинающим кинорежиссером Денисом Домашке. Университет Арианы закрывается, и она работает в Burger King. Она начинает встречаться с менеджером Райнером, который переезжает в их квартиру.
Через восемь месяцев Кристиана выходит из комы. Врач предупреждает ее семью о том, что она все еще слаба и любое потрясение может вызвать еще один сердечный приступ, возможно со смертельным исходом. Алекс решает скрыть от нее глубокие социальные перемены и поддерживать иллюзию, что Германская Демократическая Республика такая же, какой она была до ее комы. Он, Ариана и Лара забирают свою старую восточногерманскую мебель со склада, одеваются в свою старую одежду и переупаковывают новую западную еду в старые восточногерманские банки. Обман становится все более сложным, поскольку Кристиана становится свидетелем странных событий, таких как гигантский баннер Coca-Cola на соседнем здании. Денис и Алекс создают фальшивые выпуски новостей из старых лент новостей Восточной Германии, чтобы объяснить эти странные события. Алекс и Ариан не могут вовремя найти, где Кристиана хранит свои сбережения (в восточно-германских марках ), чтобы обменять их на западногерманские марки до истечения крайнего срока.
Кристиана становится сильнее и однажды выходит на улицу, пока Алекс спит. Она видит мебель своих соседей, сложенную стопкой на улице, новые западногерманские автомобили на продажу, рекламу западных корпораций и статую Ленина, которую уносит вертолет. Алекс и Ариан забирают ее домой и показывают фальшивый выпуск новостей, в котором объясняется, что Восточная Германия теперь принимает беженцев с Запада после экономического кризиса.
На семейной даче Кристиана раскрывает свой секрет: ее муж сбежал не из-за любовницы, а из-за того, что его отказ присоединиться к правящей партии сильно усложнил его жизнь и работу, и все остальные члены семьи планировали присоединиться к нему.. Кристиана, опасаясь, что правительство заберет ее детей, если что-то пойдет не так, решила остаться. Вопреки тому, что она говорила своим детям, их отец писал много писем, которые она скрывала. Когда она заявляет о своем желании увидеть своего мужа в последний раз, чтобы исправить положение, у нее случается рецидив, и ее снова отправляют в больницу.
Алекс встречает своего отца Роберта, который повторно женился, имеет двоих детей и живет в Западном Берлине. Он убеждает его увидеть Кристиану в последний раз. Под давлением, чтобы раскрыть правду о падении Востока, Алекс создает последний сегмент фейковых новостей, убеждая таксиста (который похож на космонавта Зигмунда Яна, первого немца в космосе и героя детства Алекса) действовать в ложном новостном репортаже как нового лидера Восточной Германии и произнести речь об открытии границ на Запад. Однако, без ведома Алекса, Лара уже рассказала Кристиане об истинных политических событиях ранее в тот же день.
Кристиана умирает через два дня, пережив Германскую Демократическую Республику на три дня после воссоединения Германии. Семья и друзья развеивают ее прах на ветру с помощью игрушечной ракеты, которую Алекс сделал вместе со своим отцом в детстве.
Музыка к фильму была написана Янном Тирсеном, за исключением версии «Лето 78» в исполнении Клэр Пиче. Стилистически музыка очень похожа на более раннюю работу Тирсена над саундтреком к Амели. В обоих фильмах используется одна фортепианная композиция «Comptine d'un autre été: L'après-midi».
Представлены несколько известных восточногерманских песен. Двое детей, члены Пионерской организации Эрнста Тельмана, поют Unsere Heimat (Наша Родина). Друзья Кристианы (живущие в том же здании) следуют за Бау Ауфом! Bau Auf! (Build Up! Build Up!), Еще один гимн Свободной немецкой молодежи. Финальный фальшивый выпуск новостей с участием Зигмунда Йена включает воодушевляющее исполнение государственного гимна Восточной Германии Auferstanden aus Ruinen.
Алекс создает художественные выпуски новостей, чтобы вспомнить о своем прежнем образе жизни в Восточной Германии, а также о коммунистической среде. Он изо всех сил использует продукты Восточной Германии, чтобы обмануть свою мать, например, корнишоны из Шпревальда, и хотя это для его матери, есть также намек на то, что он сам создает фантазию, в которой хотел бы жить. Алекс прожил всю свою жизнь с этим барьером; поэтому резкая перемена дается ему тяжело, в отличие от его старшей сестры Арианы. Ариана быстро перенимает новые западные идеалы и образ жизни, но Алекс испытывает ностальгию по их прежнему образу жизни. Ostalgie - это неологизм ностальгии по коммунистическому прошлому, который является общей темой в « Прощай, Ленин!» Алекс проявляет признаки остальгии, когда начинает все больше критиковать западные изменения в себе.
В 2004 году New York Times прокомментировала «Остальгию», воплощенную в городе Айзенхюттенштадт. Он стал популярным благодаря « Прощай, Ленин!» который имитировал спальню Кристианы. Это пролило свет на остальгийную ситуацию в дополнение к фильму.
Фильм получил очень положительные отзывы и имеет рейтинг 90% на Rotten Tomatoes. Журнал Empire поставил фильму четыре звезды из пяти, заявив: «Маленькая гениальная идея, забавная, трогательная и - ах! - даже заставляющая задуматься». Журнал также занял 91-е место в рейтинге «100 лучших фильмов мирового кино» в 2010 году.
Прощай, Ленин! часто противопоставляется «Жизни других», вышедшей на экраны тремя годами позже, в 2006 году. Оба фильма изображают наследие Восточной Германии, но в совершенно разных тонах.
Прощай, Ленин! был представлен на рассмотрение на премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке, но не номинирован.