Золотое правило является руководством для применения фискальной политики. Золотое правило гласит, что в течение экономического цикла правительство будет брать займы только для инвестирования, а не для финансирования текущих расходов. С точки зрения непрофессионала это означает, что в среднем в периоды взлетов и падений экономического цикла правительство должно брать взаймы только для оплаты инвестиций, которые приносят пользу будущим поколениям. Повседневные расходы, которые приносят пользу сегодняшним налогоплательщикам, должны оплачиваться сегодняшними налогами, а не инвестициями за счет заемных средств. Следовательно, в течение цикла (то есть за вычетом инвестиций) необходимо уравновесить или превратить в профицит.
Суть концепции «золотого правила» состоит в том, что, как правило, политика должна разрабатываться таким образом, чтобы поддерживать стабильное распределение ресурсов государственного сектора в течение бизнес-цикла. Стабильность определяется с помощью следующих коэффициентов:
Если национальный доход растет, а чистая стоимость активов положительна, это правило подразумевает, что в среднем должно быть чистое превышение дохода над расходами.
Обоснование Золотого правила происходит из макроэкономической теории. При прочих равных условиях увеличение государственных заимствований повышает реальную процентную ставку, следовательно, вытесняет (снижает) инвестиции из-за более высокой нормы прибыли требуется для того, чтобы инвестиции были прибыльными. Если правительство не использует заемные средства для инвестирования в проекты с аналогичной доходностью частных инвестиций, накопление капитала падает с отрицательными последствиями для экономического роста.
Золотое правило было одним из нескольких принципов налогово-бюджетной политики, установленных новым лейбористским правительством в 1997 г.. Впервые они были изложены министром финансов Гордоном Брауном в его бюджетной речи на 1997 год. Впоследствии они были формализованы в Законе о финансах 1998 года и в Кодексе финансовой стабильности, утвержденном Палатой общин в декабре 1998 года.
В 2005 году возникло предположение, что канцлер манипулировал ими. правил, поскольку казначейство переместило систему отсчета для начала экономического цикла на два года раньше (с 1999 по 1997 год). Последствиями этого являются дополнительные заимствования на 18–22 млрд фунтов стерлингов.
Другое налоговое правило правительства - это правило устойчивого инвестирования, которое требует от правительства удержания долга на уровне «расчетливый уровень». В настоящее время он установлен на уровне ниже 40% ВВП в каждый год текущего цикла.
С 2009 года Золотое правило было отменено.
Во Франции нижняя палата парламента проголосовала за изменение статей 32, 39 и 42 конституции французской конституции 12 июля 2011 г. Чтобы поправки вступили в силу, их необходимо принять большинством 3/5 голосов объединенной верхней и нижней палаты (Конгресса).
В 2009 году в статьи 109, 115 и 143 конституции Германии были внесены поправки с целью введения Schuldenbremse («долгового тормоза»), положения сбалансированного бюджета. Реформа вступит в силу в 2016 году для государства и в 2020 году для регионов.
7 сентября 2011 года Сенат Испании одобрил поправку к статье 135 конституции Испании, вводящую ограничение на структурный дефицит государства (национальный, региональный и муниципальный). Поправка вступит в силу с 2020 года.
7 сентября 2011 года нижняя палата Италии одобрила конституционную реформу, вводящую сбалансированное бюджетное обязательство в соответствии со статьей 81 итальянского закона. конституция. Правило вступит в силу в 2014 году. Эта реформа основана на Европейском пакте о стабильности и росте и в s.c. фискальный договор. Это привело к отказу от идеологического нейтралитета, который характеризовал фискальную конституцию Италии, в пользу ясного неоклассического вдохновения.