Золотые Рога Галлеуса были двумя рогами, сделанными из листа золота, обнаруженного в Галлехусе, к северу от Мёгельтёндера в Южной Ютландии, Дания. Рога датируются началом V века, т. Е. Началом германского железного века.
. Рога были найдены в 1639 и 1734 годах, соответственно, на расстоянии примерно 15–20 метров друг от друга. Они состояли из сегментов двойного листового золота. Два рога были признаны неполными; более длинный, найденный в 1639 году, имел семь сегментов с орнаментом, к которым были добавлены шесть простых сегментов и простой обод, возможно, реставратором 17 века. У более короткого рога, найденного в 1734 году, было шесть сегментов, один узкий с надписью прото-норвежский старейшина Футарк на ободе и пять с орнаментом. Неизвестно, предназначались ли рога как рога для питья или как рога для дуновения, хотя рожки для питья имеют более выраженную историю как предметы роскоши, сделанные из драгоценных металлов.
Оригинальные рога были украдены и переплавлены в 1802 году. Также были утеряны слепки, сделанные с рогов в конце 18 века. Таким образом, реплики рогов должны основываться исключительно на рисунках 17 и 18 веков и, соответственно, чреваты неопределенностью. Тем не менее, копии оригинальных рогов были изготовлены и выставлены в Национальном музее Дании, Копенгагене и Музее Месгаарда, недалеко от Орхуса, Дания. Эти реплики также были украдены и возвращены дважды, в 1993 и 2007 годах.
Рога являются предметом одного из самых известных стихотворений в датской литературе «Золотые рога» (Guldhornene), автор Адам Оленшлегер.
Оба рога состояли из два слоя золотого листа, внутренний лист более низкого качества, амальгамированный с серебром, внешний лист из чистого золота. Внешний лист состоял из нескольких колец, каждое из которых покрыто литыми фигурами, припаянными к кольцам, с еще большим количеством фигур, вставленных в кольца между большими фигурами. На втором роге была надпись Старшего Футарка на прото-норвежском, которая имеет большое значение для германской лингвистики.
Оба рога когда-то были одинаковой длины, но составляли часть узкий конец второго (более короткого) рога, который отсутствовал, когда он был найден (1734 г.), уже был вспахан и восстановлен до 1639 г. Он также был впоследствии переплавлен и утерян. Более длинный рог в восстановленном состоянии имел длину 75,8 см, измеренную по внешнему периметру; диаметр отверстия 10,4 см, вес рупора 3,2 кг.
Поскольку слепки, сделанные из рогов, были утеряны, неясно, были ли рога просто изогнутыми или они имели извилистую спиралевидную кривизну, как у естественного бычьего рога.
Фрагмент рунических надписей, найденный на одной из копий, хранящихся в Музее Месгаарда. Чтение надписи на втором роге на пра-норвежском языке.Вторая На роге была следующая надпись Старейшина Футарк (DR 12 † U ):
Это читается как предложение в праскандинавском, ek Hlewagastiz Holtijaz horna tawidō, перевод к «Я Хлевагастиз Холтиджаз сделал рог». Эта надпись является одной из самых ранних надписей в Старом Футарке, в которых записано полное предложение, и самой ранней, сохраняющей строку аллитерационного стиха.
Значение данного имя Хлевагастис обсуждается: оно может означать либо «подветренный гость», либо «знаменитый гость». Холтиджаз может быть отчество, «сын (или потомок) Холта», либо выражать такую характеристику, как «лесной».
Два ряда изображений в верхнем сегменте более длинного рога были приняты как шифр, кодирующий рунический текст из 22 букв, хотя общепринятой расшифровки не существует. Хартнер (1969) прочитал luba horns ens helpa hjoho, «апотропное предложение», переведенное Хартнером как «могу ли я, зелье этого рога, принести помощь клану».
Фигуры, тисненые на рогах, сочетают в себе изображения многочисленных антропоморфных, зооморфных и гибридных мотивов. В дополнение к основным фигурам, припаянным к рогу, выступающим из поверхности рога, есть ряд дополнительных фигур и орнаментов, реализованных чеканкой.
. Имеются многочисленные попытки их интерпретации, все они умозрительные. Интерпретация особенно трудна, поскольку приходится полагаться на неточные рисунки, сделанные до потери оригинальных рогов. Интерпретации обычно пытаются привести иконографию в соответствие с германской мифологией, хотя упоминаются и средиземноморские (византийские ) элементы.
Очевидные параллели с германским искусством периода переселения довольно ограничены. Существует большое количество змей, некоторые из них переплетаются в стиле более широкого звериного стиля Европы Темных веков. Фигура, держащая рог, можно сравнить с «валькирией», изображенной на камне с изображениями Tjängvide. Две замаскированные фигуры, вооруженные мечом и щитом на меньшем роге, напоминают другие германские изображения танцев с мечами, например. на шлеме Саттон-Ху. Две другие вооруженные фигуры с большими рогами или рогами можно сравнить с иконографией рогатого шлема или с фигурой «Цернуннос » на котле Гундеструп. Своеобразный образ трехглавой фигуры был взят как языческий предшественник изображений трехцефального Христа, символизирующего Троицу в христианской иконографии, но его трудно поместить в современный контекст. Тем не менее, Олрик (1918) обнаружил среди фигур несколько норвежских богов, включая Тира, Одина, Тора и Фрейра..
Франкфуртский историк науки Вилли Хартнер в 1969 г. опубликовал интерпретацию, касающуюся гематрии и археоастрономии, приняв многие цифры как представляющие созвездия, утверждая, что иконография относится к лунному затмению 4 ноября 412 года и солнечному затмению 16 апреля 413 года.
В первом роге (A) фигуры расположены в семи сегментах, во втором роге (B) - шесть сегментов, в том числе узкий с рунической надписью по краю.
рог | сегмент | в рельефе | в погоне |
A | 1 | за двумя рядами антропоморфных и териоморфных фигур, включая змей и рыб (шифруны Хартнера ) | Две переплетающиеся змеи и пять четырехконечных звезд |
A | 2 | Пять фигур, четыре антропоморфных, в том числе одна верхом на лошади, одна вооружена луком, одна держит рог для питья, кроме лошади без всадника. | пять мифологических гибридных фигур, |
A | 3 | вооруженная фигура, стоящая за распростертым телом (аналогично расположению на 4-м сегменте второго рога), кентавр и две фигуры с головами собак. | переплетающаяся змея. фигуры, одна с человеческим торсом |
A | 4 | другая вооруженная фигура и три животных. | пять змей, одна четырехконечная звезда |
A | 5 | две фигуры, играющие в настольную игру, с существом под доской сидят две змеи и рыба. | четыре змеи и несколько маленьких звезд |
A | 6 | пять изображений подряд, два из которых собаки (из которых одно обращено лицом к солнцу или звезде), другие возможно, растения. | |
A | 7 | три символа неясного значения, два в виде растений и один в виде двух досок или флажков с тройными точками или отверстиями | вертикальная пунктирная линия и расположение вертикальных волнистых и зигзагообразных линий |
B | 1 | надпись Старшего Футарка | |
B | 2 | четыре антропоморфные фигуры, все вооруженные, две из них с большими рогами или рогами. Между ними и под ними несколько териоморфных фигур, одна из которых с рогами. у двух «танцоров с мечами» было отверстие, вероятно, предназначенное для цепи для переноски рога | Среди фигур разбросаны звездные символы от трех до восьми точек и несколько животных, включая рыбу |
B | 3 | два антропоморфные фигуры: одна вооружена луком, нацеленным на фигуру животного, а другая с тремя головами держит топор в одной руке и веревку, прикрепленную к рогатому или рогатому животному, возможно, козлу. Три змеи, одна большая держит во рту мяч, а две поменьше кусают живот большей. Линкольн (1976) рассматривает трехглавую фигуру, привязанное рогатое животное и трех «лежащих мертвыми» змей как германский рефлекс индоевропейского дракона убийства и угона скота миф. | другие териоморфные фигуры и звездные символы. |
B | 4 | всадник на коне, другая фигура с мечом, стоящая перед распростертым телом, и кентавр. Лошадиное животное с головами на каждом конце и без хвоста. Вьющаяся змея смотрит или пожирает похожий на растение предмет, который может изображать змея (дракона) Нидхёггра, пожирающего корни Иггдрасиль | рыб и звездных символов. |
B | 5 | фигура, держащая в левой руке большой серп или меч, а в правой - лошадь на привязи. Две собаки. | фигуры кабана, птицы и рыбы |
B | 6 | четыре антропоморфные фигуры, одна вооружена луком, другая - двумя кинжалами, одна держит правую ногу в правой руке, а одна, очевидно, обезглавлена, | четыре фигуры рыб и восемь четырехконечных звезд. |
Более длинный рог был обнаружен 20 июля 1639 года крестьянской девушкой по имени Кирстен Свендсдаттер в деревне Галлехус, недалеко от Møgeltønder, Дания, когда она увидела, что он торчит над землей. Она написала письмо королю Дании Кристиану IV, который забрал его и, в свою очередь, передал датскому принцу Кристиану, который переделал его в рог для питья, добавив к нему золотое навершие. быть прикрученным к узкому концу, чтобы закрыть его.
Датский антиквар Олаус Вормиус написал трактат под названием De aureo cornu на первом Золотом Роге в 1641 году. Первый сохранившийся эскиз рога взят из этого трактата. Вормиус отмечает, что он не видел рог в том состоянии, в котором он был найден, и теперь невозможно определить, были ли ободок и узкие сегменты, лишенные орнамента, современными дополнениями, такими как навершие.
В 1678 году рог был описан в Journal des Savants.
Примерно 100 лет спустя, 21 апреля 1734 года, другой (более короткий, поврежденный) рог был найден Эрихом Лассеном недалеко от первого рога. Он передал его графу Шакенборгу, который, в свою очередь, передал его королю Дании Кристиану VI и получил взамен 200 ригсдалеров. С этого момента оба рога хранились в Det kongelige Kunstkammer (Королевская палата искусств) по адресу Christiansborg, в настоящее время датский Rigsarkivet (национальный архив). Более короткий рог был описан в трактате архивариуса Ричарда Иоахима Паулли в том же году.
4 мая 1802 года рога были украдено ювелиром и часовщиком по имени Нильс Хайденрайх из Фулума, который вошел в складское помещение с рогами с помощью поддельных ключей. Хайденрайх забрал рога домой и расплавил их, чтобы переработать золото. Кража была обнаружена на следующий день, и в газетах была объявлена награда в размере 1000 ригсдилеров.
гроссмейстер гильдии ювелиров , Андреас Холм, подозревал, что Хайденрайх был замешан в этом, поскольку он пытался продать Холма поддельные «пагоды »(Индийские монеты с мотивами богов), сделанные из плохого золота, смешанного с латуни. Холм и его коллеги наблюдали за Хайденрайхом и видели, как он бросал монеты в городской ров. Он был арестован 27 апреля 1803 года и сознался 30 апреля. 10 июня Хайденрайх был приговорен к тюремному заключению и освобожден только в 1840 году. Он умер четыре года спустя. Его покупатели вернули переработанное золото, которое превратилось в монеты, а не в копии рогов.
Однако набор гипсовых слепков рогов был сделан для кардинала в Риме, но они уже были потеряны в кораблекрушение у корсиканского побережья. Вместо этого были созданы приблизительные копии по эскизам. Изображенные выше рога являются более новыми копиями, сделанными в 1980 году.
В 1993 году из музея Месгаарда были украдены копии рогов, которые вскоре после извлечения были выброшены. в лесу около Хасселагера. Эти копии сделаны из позолоченной латуни.
17 сентября 2007 г. набор современных позолоченных серебряных копий был украден из музея Конгернес Еллинг в 4:30 в утром, но были обнаружены вскоре после этого, 19 сентября 2007 года.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Золотыми рогами Галлехуса. |
Координаты : 55 ° 42′36 ″ N 9 ° 32′00 ″ В.д. / 55,71000 ° с.ш., 9,53333 ° в.д. / 55,71000; 9.53333