The Gogo / Gongwe (единственное число: mgogo, множественное число: Wagogo ) - это банту этническая и языковая группа, проживающая в регионе Додома центральной Танзании. В 1992 году население гого оценивалось в 1 300 000 человек. [1] Исторически гого были преимущественно скотоводами и патрилинейными (прослеживание происхождения и наследования по мужской линии), но многие современные Гого сейчас практикуют оседлое сельское хозяйство, мигрировали в городские районы или работают на плантациях по всей Танзании.
Их имя было изобретено где-то в 19 веке караванами Ньямвези, проходившими через этот район, когда он был еще приграничная территория. Ричард Фрэнсис Бертон утверждал, что это очень маленькая популяция, сказав только, что человек может ходить две недели и находить только разбросанные Тембес. Была и остается проблема недостаточного количества осадков для сельскохозяйственных культур и людей, поскольку сезон дождей был коротким и непостоянным с частыми засухами. В 18 веке вагого были в основном колонистами-первопроходцами из Унямвези и Ухехе, и их часто путают с сандаве и кагуру. Половина правящей группы вышла из Ухехе. У них была давняя традиция охоты и собирательства, что позволяло ньямвези носить слоновую кость на побережье, но к 1890 году они стали земледельцами с крупным рогатым скотом. Однако они по-прежнему не относились к обработке земли. и, как говорят, плохо обращались со своими сельскохозяйственными рабами.
Вагго пережили голод в 1881, 1885 и 1888–1889 годах (незадолго до прибытия каравана Стокса), а затем снова в 1894–95 и 1913–14 годах. Основной причиной исключительной серии голода в Угого были ненадежные осадки и последовавшая за этим серия засух.
У Угого была смешанная экономика из сельского хозяйства и скотоводства, но наиболее сильно зависела от зерна, выращиваемого в сельском хозяйстве. Традиционно с января по март проводились рабочие группы самосовершенствования с участием около двадцати мужчин и женщин, которые продолжались весь день с пивной вечеринкой в конце. Люди пришли из района менее пяти миль; в основном они были ближайшими соседями. Однако в целом земледелие играет второстепенную роль по сравнению с животноводческим циклом.
Поскольку птицы, кустарниковые свиньи, бородавочники и бабуины могут серьезно повредить зерно, мужчины и мальчики несут ответственность за защиту полей даже в ночное время. Некоторые лекарственные и сверхъестественные методы также использовались для защиты полей от дикой природы и злого влияния людей.
В традиционных земледельческих практиках средний вагго не владел очень большим стадом скота. Образцы изменились, но следует помнить, что этот скот также принадлежал родственникам, родственникам и членам клана.
Под влиянием Ньямвези, Масаи и Хе-хе, вагго исторически описывались как грубые, дерзкие и безгранично любознательные пастухи, с манерами и суровыми взглядами из грубого, грубого образа жизни, физически смешанные с рабами с запада. Они пользовались поистине жалкой репутацией среди европейцев, путешествующих через Угого, их считали подозрительными, лживыми лжецами, наглыми и трусливыми. Эмин-паша в письме своей сестре сообщил: «Сейчас мы находимся на границе Угого, страны, печально известной своими ветрами, пылью, нехваткой воды и дерзостью своих жителей». (Он не упоминает об использовании смерти Аскари в качестве предлога для уничтожения девятнадцати деревень и разграбления около 2000 голов крупного рогатого скота.)
Кланы Вагого передвигались. хорошая сделка, отказ от связей со старыми группами, принятие новых связей и семьи, новые названия кланов, вещи, которых следует избегать, присоединения и новые ритуальные функции. Короче говоря, Gogo стали отличаться от того, чем были раньше.
В то время как ранние европейские писатели подчеркивали политических вождей Wagogo, называя их "султанами", как это было принято на побережье, и подчеркивали, что они собирают очень прибыльные налоги (хонго) на скудную еду и воду, это действительно были ритуальные лидеры, оказавшие влияние на всю страну. Они контролировали выпадение дождя и плодородие, лекарства для защиты от стихийных бедствий или опасностей и предотвращали чрезмерное использование определенных ресурсов. Они не должны были покидать свою "страну", они должны были быть богатыми скотом, решились на обрезание и обряды инициации, дать сверхъестественную защиту для всех начинаний и быть арбитрами в убийствах, колдовство обвинения и серьезные нападения.
Вагго очень ценили добрососедство. После того, как его физические потребности были удовлетворены, странного путешественника на много миль сопровождали молодые люди из усадьбы, чтобы благополучно отправить его в путь. Группа приусадебных участков была настолько важной для общества Гого, что людей, которые умерли особым образом (пораженные молнией или заразной болезнью), бросали в кусты или в ствол баобаба дерева, поскольку такой человек имел нет усадьбы и мог стать «злым духом», который связан с колдунами или ведьмами.
Большинство братьев пошли на многое, чтобы помочь своим сестрам, которые часто жили со своими больными братьями до выздоровления, поскольку братья несут строгие моральные и юридические обязательства выполнять свои обязанности в сотрудничестве с мужьями своих сестер. Даже в более зрелом возрасте сестры и братья продолжают навещать друг друга, и жена никогда полностью не включается в группу своего мужа.
В то время как большинство Вагго имеют только одну жену в любой момент времени, большинство считает, что полигиния высоко ценится и имеет высокий приоритет. Это была прерогатива пожилых, солидных мужчин. Достаточно обеспеченный мужчина мог надеяться иметь двух, а иногда и трех жен, а иногда и вместе.
Большинство браков заключаются в пределах одного дня ходьбы после достижения соглашения о количестве скота, которое должно быть включено в брачный выкуп, только после этого осуществляется передача. Даже сто лет спустя выкуп за невесту все еще обычно полностью выдается скотом, и значительная часть судебных дел связана с выдачей или возвратом выкупа. Уровень разводов в Угого был очень низким, так как немногие браки заканчивались разводом. Даже после развода все дети, рожденные в браке, принадлежали бывшему мужу, «откуда пришел скот». «Если вы пойдете куда-нибудь и выйдете замуж за чужого ребенка, то все родственники вашей жены станут вашими родственниками, потому что вы вышли замуж за ребенка, и поэтому вы будете любить даже их» («Из книги Ригби« Крупный рогатый скот и родство »»). Любители замужних женщин. Однако никогда не могли требовать своего потомства. Если муж дал выкуп за свою жену, которая была беременна до того, как женился на ней, он все равно должен признать отцовство ребенка.
Защита от Кисонго, масаи и вахехе были организованы и основаны на возрастных группах воинов, как и масаи. Эта «военная» организация в основном использовалась для местной обороны, хотя ее можно было использовать для набегов скота против других Когда звучала тревога, все здоровые мужчины должны были взяться за оружие и бежать навстречу зову (это не всегда работало гладко).
«26-го мы вошли в Мухалалу, а 8-го ноября мы прошли через Угого. Нет страны в Африке, которая вызывала бы у меня больший интерес, чем эта. Это брожение беспокойства и отвлечения., и крысиное гнездо мелких неприятностей, которые изо дня в день преследуют путешественников, находясь в нем. Ни один туземец так хорошо не знает, как огорчать путешественников и быть неприятными для них. Можно подумать, что где-то в Угого была школа, где учили низкому хитрости и злобе вождям, которые являются мастерами лисичьего ремесла. Девятнадцать лет назад я смотрел на эту землю и людей желающими глазами. Я увидел на ней поле, которое стоит некоторых усилий, чтобы его вернуть. Через шесть месяцев я был уверен, что Угого можно сделать прекрасным и красивым. аккуратно, благословение для жителей и незнакомцев, без каких-либо больших затрат или проблем. стать приятной дорогой для общения людей с дальними народами, приносящей богатство туземцам и утешением для караванов. По прибытии в Угого я узнал, что навсегда лишен надежды. Это удел немцев - выполнять эту работу, и я им завидую. Это худшая новость из всех, что я никогда не смогу осушить эту выгребную яму нечестивой страсти, погасить дерзость вождей Вагого и сделать землю чистой, здоровой и даже красивой. В то время как мои наилучшие пожелания будут сопровождать усилия Германии, мой разум омрачен сомнением, что это когда-либо будет та прекрасная страна отдыха и приема, о которой я мечтал сделать ».
Wagogo произвел на свет несколько громких имен в танзанийской политике, музыке и обществе.