Богостроительство, идея, предложенная некоторыми видными ранними марксистами из большевистской фракции Российской социал-демократической рабочей партии, оказалась очень противоречивой. Вдохновленный «религией человечества» Людвига Фейербаха, он имел прецедент во Французской революции с «культом разума ». Идея предполагала, что вместо отмены религии должен быть метарелигиозный контекст, в котором религии рассматривались в первую очередь с точки зрения психологического и социального воздействия ритуала, миф и символизм, и которые пытались использовать эту силу для про коммунистических целей, как путем создания нового ритуала и символизма, так и путем переосмысления существующего ритуала. и символизм в социалистическом контексте. В отличие от атеизма Ленина, Боги-Строители заняли официальную позицию агностицизма.
Анатолий Луначарский входил в состав крыла Впередсть фракции большевиков. Хотя позже он воссоединился с большевиками и действительно стал Народным комиссариатом просвещения после октября 1917 года, изначально он был тесно связан с соперником Ленина, его братом - зять Богданов Александр. В своем двухтомном труде «Религия и социализм» (1908–11) он выдвинул свою теорию богостроительства (богостроительство).
Научный социализм - самая религиозная из всех религий, а настоящий социал-демократ - самая глубоко религиозная из всех человеческих существ.
Он предложил новое религиозное чувство, которое соответствовало бы мировоззрению коммунизма посредством создание новой религии, совместимой с наукой и не основанной на каких-либо сверхъестественных верованиях.
Луначарский утверждал, что, хотя традиционная религия была ложной и использовалась в целях эксплуатации, она по-прежнему культивировала эмоции, моральные ценности, желания и другие аспекты жизни, важные для человеческого общества. Он считал, что эти аспекты должны быть преобразованы в позитивные гуманистические ценности новой коммунистической морали, вместо того, чтобы полностью уничтожать религию, когда она служила психологической и моральной основой для миллионов людей. По его идее, Бог постепенно будет заменен новым видением человечества, и благодаря этому социализм достигнет большого успеха.
Он и его сторонники утверждали, что марксизм слишком механически детерминирован по отношению к людям, и что он сам по себе не сможет вдохновить массы людей. Они также утверждали, что символизм и ритуал играют необходимую социальную и психологическую роль. Относительно социальной ценности религии Луначарский писал:
Фейербаховская религия человечества, на котором это было вдохновлено, считал, что Бог будет заменен человеком как объектом поклонения. Это не означало, что отдельные люди будут поклоняться, а скорее весь потенциал человеческого рода и все его достижения будут объектом поклонения. Вместо того, чтобы проецировать человеческие ценности на небеса и подчинять людей их собственному иллюзорному творению, этим ценностям будут поклоняться в человечестве в целом, которое обладает ими коллективно. Эта религия побуждает людей ценить себя и находить общую цель, общность и универсальный смысл в себе как коллективе.
Наряду с Фейербахом они также черпали вдохновение из Ричарда Авенариуса «Натурфилисофа», эмпириокритицизма Эрнста Маха , а также Фридрих Ницше.
Луначарский также особенно интересовался школами греческих мистерий, особенно элевсинскими мистериями. Луначарский рассматривал Элевсинские мистерии как модель того, как общинный ритуал может использоваться в качестве средства обучения моральным концепциям.
Они понимали термин «религия» как связь между людьми как индивидами, связь между людьми и сообществами, а также связь между людьми и обществами в прошлом, а также в будущем. Луначарский писал: «Ради великой борьбы за жизнь... человечеству необходимо почти органично слиться в единое целое. Не механическое или химическое... а психическое, сознательно эмоциональное соединение вместе... на самом деле является религиозной эмоцией ». Он утверждал, что атеизм сам по себе пессимистичен, потому что жизнь становится бессмысленной, и что для решения этой проблемы необходимо обратиться к удовольствиям религии, чтобы дать смысл. Атеизм не давал людям такого значения в их жизни, как религия, и как только религия будет отброшена, люди будут чувствовать себя пустыми, если что-то не будет заменено на ее место. На его место Луначарский предложил поставить человечество как трансцендентную сущность.
Луначарский хотел изменить заповедь любить Бога превыше всего на: «Вы должны любить и обожествлять материю превыше всего остального, [любить и обожествлять] телесную природу или жизнь вашего тела как первопричину вещей. как существование без начала и конца, которое было и будет всегда ». Он писал: «Бог - это человечество в его высшем потенциале. Но нет человечества в высшем потенциале... Давайте тогда полюбим возможности человечества, наши возможности, и представим их в гирлянде славы, чтобы любить их еще больше.
Луначарский видел в марксизме наличие религиозных компонентов, включая веру в неизбежную победу социализма, а также веру в науку и материальное существование как порождающих все человеческие отношения. Эти элементы могут помочь в Богостроительстве. Луначарский интерпретировал события революции 1905 года как выражение религиозных сил в нации. Религия, которую предстоит создать, будет поклоняться социальному идеалу социализма в его обожествлении человечества.
Луначарский и его сторонники отвергли божественность Христа, но они глубоко уважали его и переосмыслили его как революционного лидера и первого коммуниста в мире. В новой религии будет молитва, обращенная к прогрессу, человечеству и человеческому гению. Особое внимание уделялось коллективной, а не индивидуальной молитве из-за желания использовать духовную практику для поддержки общего революционного действия. В этой новой религии будут храмы и ритуалы, а также театр с символическими пьесами для пробуждения духовных чувств. Луначарский считал, что театр и символизм являются важными инструментами психологической и социологической трансформации и «борьбы человеческой души» против угнетения.
Ленин был взбешен этой идеей и считал Луначарского идеалом Луначарского. положение крайне вредным, якобы превращая марксизм в мягкий либеральный реформизм. Он считал, что это затмевает тот факт, что религия была инструментом идеологической эксплуатации и что эта идея шла на компромисс с реакционными силами.
Победа Ленина в 1917 г. Октябрьская революция привела к отказ от этой школы мысли, за исключением случая с Богдановым.
Ленин имел твердые взгляды на религию еще много лет назад: «Религия - одна из форм духовного угнетения, которая повсюду тяжело давит на массы людей. люди, перегруженные постоянной работой на других, нуждами и изоляцией. Бессилие эксплуатируемых классов в их борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую жизнь после смерти, как бессилие дикаря в его битве с природой порождает веру в богов, дьяволов, чудес и т. Д. Тех, кто трудится и живет в нужде всю свою жизнь, религия учит быть покорными и терпеливыми, пока они здесь, на земле, и находить утешение в надежде на небесную награду. Но тех, кто живет чужим трудом, религия учит заниматься благотворительностью на земле, тем самым предлагая им очень дешевый способ оправдать все свое существование в качестве эксплуататоров и продавая им по умеренной цене билеты к благополучию на небесах. Религия - опиум для народа. Религия - это своего рода духовная выпивка, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свое требование жизни, более или менее достойной человека ».
Маркс также отверг идею Фейербаха о религии человечества., и этот пример послужил аргументом Ленина. Ленин не пойдет на компромисс с религией даже в этой форме, и он чувствовал, что это в конечном итоге выродится в предательство большевистского дела.
Идея Луначарского была принята рядом других ведущих большевиков, в том числе Максимом Горький и Александр Богданов.
Луначарский прогнулся после революции, и в более поздней пропаганде он изменил свои взгляды на Христа, назвав его мифической личностью, а не исторической фигурой.
Представление Луначарского о религии как о сложном и многогранном явлении контрастировало с взглядами других советских лидеров в первые дни существования СССР, которые считали, что религия исчезнет с изменением материальных условий, в Марксистское предположение, что религия и вся идеология были просто продуктом материальных условий. Идеи Луначарского о сложном характере религиозного существования позже были приняты другими советскими лидерами.
Луначарский выступал за критику священнослужителей за несоблюдение библейского учения и других стратегий, основанных на более глубоком понимании религии. Хотя он призывал к умеренности (не из принципа, а из прагматических соображений), а это игнорировалось, упрощенные взгляды на религию как простое классовое явление были отвергнуты в пользу понимания ее как более сложного явления.
Идеи, связанные с Богостроительством, действительно возникли в последующие годы.
Русско-советский писатель и врач В. Вересаев, начиная с 1926 года, выступал за разработку красивых и стандартизированных ритуалов для важных случаев, таких как наименование младенцев, свадьбы и похороны. Он утверждал, что в государстве уже существует множество ритуалов (парады, демонстрации и т. Д.), Но они «удручающе бездарны и несчастны». Он и многие другие утверждали, что люди ходили в церкви из-за разочарования в бюрократическом безразличии и низком качестве советских государственных браков или регистрации рождений. Один сельский учитель-коммунист, который поддерживал его, утверждал, что он не будет проповедовать атеизм крестьянам, потому что, когда их делают атеистами, они лишаются всех ритуалов вместе с религией и не дают им ничего заменить. Поддерживавший его комсомольский активист представил случай человека, чья жена умерла, похоронен эмоционально холодным и безразличным светско-коммунистическим обрядом, и мужчина, сильно подавленный этим, съел полную бутылка водки, плача в слезах. Ленин утверждал, что религия была своего рода духовной выпивкой в том смысле, что она действовала как наркотик для людей, в то время как этот человек обратился к выпивке вместо религии.
Вересаев, однако, подвергся нападкам со стороны марксистских интеллектуалов и его идеи, как и Луначарский, были отвергнуты. Вересаев предупреждал, что в результате «жизнь станет скучной, а человек превратится в пустой сосуд», и что эти люди, которые противостояли ему, были «сутулыми людьми с торчащими лбами, близорукими глазами и толстыми очками», которые не ценили красотой и не нуждались в ритуалах в своей жизни.
Идея Луначарского о «бого-созидании» не получила сколько-нибудь значительного возрождения до 1960-х годов.
Русская Православная Церковь увидела эту совершенно новую религию в категории лжепророков, предсказанных Христом, и связала ее с сатанизмом. Ласковая, советский автор, указала на сходство идей Луначарского с концепцией Смерть Бога западных богословов, таких как Дитрих Бонхёффер и Джон А.Т. Робинсон.
В феврале 1962 года в Москве прошла Всесоюзная конференция по научной пропаганде. Среди обсуждаемых идей предлагалось, что «религиозных людей следует обучать принципам коммунистической морали и этики, религиозные обычаи и традиции должны быть заменены религиозными праздниками и ритуалами для удовлетворения эстетических и эмоциональных потребностей верующих»
В 1965 году, когда нападение Хрущева на религию, казалось, не дало эффективных результатов, в советской прессе стали появляться новые предложения о введении псевдорелигиозных обрядов, которые создали бы мистическую связь между людей и обещанного коммунистического общества будущего, прославленного в труде настоящего. Обряды и службы будут ориентированы на утопическое будущее, обещанное коммунистическим обществом. Будут отмечаться события и дни прославления коммунизма. Будут построены особые храмы с символическим художественным орнаментом, чтобы прославить коммунизм как величайшее достижение человечества, а оратории сочиняются и исполняются в храмах.
Новые сторонники этой схемы Бого-созидания не заходили так далеко, как Луначарский, и пытались чтобы не оспаривать более ранний упрек Ленина. Теоретическая дискуссия мало что дала из того, что предлагалось, но она привела к введению особых ритуалов, создаваемых на определенных официальных мероприятиях. Например, в 1966 году был учрежден «Всесоюзный день работника сельского хозяйства», основанный на ритуалах, связанных с Днем святого Иоанна Крестителя. Новые церемонии должны были призвать людей к «социальному, политическому и идеологическому единству общества при социализме». На Украине он назывался Праздником Серпа и Молота, о котором говорят:
В 1960-х годах были придуманы особые обряды и церемонии для празднования выдачи паспортов на шестнадцатый день рождения. Другой обряд был создан для посвящения в ряды рабочих и крестьян. Еще в конце 1950-х годов государство также проводило более церемониальные гражданские браки, обряды наречения младенцам и похороны, чтобы составить конкуренцию церкви.
На Западной Украине клубы воинствующих атеистов в постхрущевские годы создали новые светские обряды взамен церковных обрядов.
Язычество возродилось там, где церковь была ликвидирована. оттуда, и это использовалось в аргументах тех, кто выступал в пользу богостроительства и необходимости для людей иметь религию.
Официальная советская пропаганда заявляла о большом успехе этих обрядов, отрывающих людей от церкви, однако, возможно, это не было правдой. Официальные данные, свидетельствующие о снижении числа крещений или церковных браков, возможно, отражают большее количество людей, просящих пасторов делать такие вещи тайно, а не реальный спад после введения улучшенных светских обрядов.