Богостроительство

редактировать
Идея, предложенная некоторыми видными ранними марксистами большевистской фракции Российской социал-демократической рабочей партии

Богостроительство, идея, предложенная некоторыми видными ранними марксистами из большевистской фракции Российской социал-демократической рабочей партии, оказалась очень противоречивой. Вдохновленный «религией человечества» Людвига Фейербаха, он имел прецедент во Французской революции с «культом разума ». Идея предполагала, что вместо отмены религии должен быть метарелигиозный контекст, в котором религии рассматривались в первую очередь с точки зрения психологического и социального воздействия ритуала, миф и символизм, и которые пытались использовать эту силу для про коммунистических целей, как путем создания нового ритуала и символизма, так и путем переосмысления существующего ритуала. и символизм в социалистическом контексте. В отличие от атеизма Ленина, Боги-Строители заняли официальную позицию агностицизма.

Содержание
  • 1 Луначарский
  • 2 Неприятие
  • 3 Наследие Луначарского
  • 4 Возрождение богостроительства
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания и ссылки
Луначарский

Анатолий Луначарский входил в состав крыла Впередсть фракции большевиков. Хотя позже он воссоединился с большевиками и действительно стал Народным комиссариатом просвещения после октября 1917 года, изначально он был тесно связан с соперником Ленина, его братом - зять Богданов Александр. В своем двухтомном труде «Религия и социализм» (1908–11) он выдвинул свою теорию богостроительства (богостроительство).

Научный социализм - самая религиозная из всех религий, а настоящий социал-демократ - самая глубоко религиозная из всех человеческих существ.

Он предложил новое религиозное чувство, которое соответствовало бы мировоззрению коммунизма посредством создание новой религии, совместимой с наукой и не основанной на каких-либо сверхъестественных верованиях.

Луначарский утверждал, что, хотя традиционная религия была ложной и использовалась в целях эксплуатации, она по-прежнему культивировала эмоции, моральные ценности, желания и другие аспекты жизни, важные для человеческого общества. Он считал, что эти аспекты должны быть преобразованы в позитивные гуманистические ценности новой коммунистической морали, вместо того, чтобы полностью уничтожать религию, когда она служила психологической и моральной основой для миллионов людей. По его идее, Бог постепенно будет заменен новым видением человечества, и благодаря этому социализм достигнет большого успеха.

Он и его сторонники утверждали, что марксизм слишком механически детерминирован по отношению к людям, и что он сам по себе не сможет вдохновить массы людей. Они также утверждали, что символизм и ритуал играют необходимую социальную и психологическую роль. Относительно социальной ценности религии Луначарский писал:

С социалистической точки зрения отношение пролетарского движения к религиозным организациям строится на основе их позиций в классовой борьбе. Социализм смотрит на религиозные движения с точки зрения общего блага, а также физического, морального и умственного развития, что подразумевает следующее:
1. Социализм борется с религиозными суевериями и предрассудками, основанными на эмпирических знаниях объективной и субъективной науки.
2. Социализм борется против религиозных интеллектуалов, служащих буржуазии, так же как и светские интеллектуалы, поддерживающие буржуазию.
3. Социализму чужд воинствующий атеизм, основанный на противодействии предрассудкам и насилию над людьми.
4. Социалистическая свобода подразумевает также свободу вероисповедания и независимый поиск истины для каждого человека.
5. Социализм не может догматически придерживаться какой-либо одной позиции по утверждениям «Бог есть» или «Бога нет» и занимает позицию агностицизма или «открытых возможностей».
6. Социализм объединяет светские и религиозные идеологические группы в борьбе за пролетариат. Любые действия, направленные на слияние социализма с религиозным фанатизмом или воинствующим атеизмом, являются действиями, направленными на раскол класса пролетариев, и имеют формулу «разделяй и властвуй», что играет на руку буржуазной диктатуре.

Фейербаховская религия человечества, на котором это было вдохновлено, считал, что Бог будет заменен человеком как объектом поклонения. Это не означало, что отдельные люди будут поклоняться, а скорее весь потенциал человеческого рода и все его достижения будут объектом поклонения. Вместо того, чтобы проецировать человеческие ценности на небеса и подчинять людей их собственному иллюзорному творению, этим ценностям будут поклоняться в человечестве в целом, которое обладает ими коллективно. Эта религия побуждает людей ценить себя и находить общую цель, общность и универсальный смысл в себе как коллективе.

Наряду с Фейербахом они также черпали вдохновение из Ричарда Авенариуса «Натурфилисофа», эмпириокритицизма Эрнста Маха , а также Фридрих Ницше.

Луначарский также особенно интересовался школами греческих мистерий, особенно элевсинскими мистериями. Луначарский рассматривал Элевсинские мистерии как модель того, как общинный ритуал может использоваться в качестве средства обучения моральным концепциям.

Они понимали термин «религия» как связь между людьми как индивидами, связь между людьми и сообществами, а также связь между людьми и обществами в прошлом, а также в будущем. Луначарский писал: «Ради великой борьбы за жизнь... человечеству необходимо почти органично слиться в единое целое. Не механическое или химическое... а психическое, сознательно эмоциональное соединение вместе... на самом деле является религиозной эмоцией ». Он утверждал, что атеизм сам по себе пессимистичен, потому что жизнь становится бессмысленной, и что для решения этой проблемы необходимо обратиться к удовольствиям религии, чтобы дать смысл. Атеизм не давал людям такого значения в их жизни, как религия, и как только религия будет отброшена, люди будут чувствовать себя пустыми, если что-то не будет заменено на ее место. На его место Луначарский предложил поставить человечество как трансцендентную сущность.

Луначарский хотел изменить заповедь любить Бога превыше всего на: «Вы должны любить и обожествлять материю превыше всего остального, [любить и обожествлять] телесную природу или жизнь вашего тела как первопричину вещей. как существование без начала и конца, которое было и будет всегда ». Он писал: «Бог - это человечество в его высшем потенциале. Но нет человечества в высшем потенциале... Давайте тогда полюбим возможности человечества, наши возможности, и представим их в гирлянде славы, чтобы любить их еще больше.

Луначарский видел в марксизме наличие религиозных компонентов, включая веру в неизбежную победу социализма, а также веру в науку и материальное существование как порождающих все человеческие отношения. Эти элементы могут помочь в Богостроительстве. Луначарский интерпретировал события революции 1905 года как выражение религиозных сил в нации. Религия, которую предстоит создать, будет поклоняться социальному идеалу социализма в его обожествлении человечества.

Луначарский и его сторонники отвергли божественность Христа, но они глубоко уважали его и переосмыслили его как революционного лидера и первого коммуниста в мире. В новой религии будет молитва, обращенная к прогрессу, человечеству и человеческому гению. Особое внимание уделялось коллективной, а не индивидуальной молитве из-за желания использовать духовную практику для поддержки общего революционного действия. В этой новой религии будут храмы и ритуалы, а также театр с символическими пьесами для пробуждения духовных чувств. Луначарский считал, что театр и символизм являются важными инструментами психологической и социологической трансформации и «борьбы человеческой души» против угнетения.

Неприятие

Ленин был взбешен этой идеей и считал Луначарского идеалом Луначарского. положение крайне вредным, якобы превращая марксизм в мягкий либеральный реформизм. Он считал, что это затмевает тот факт, что религия была инструментом идеологической эксплуатации и что эта идея шла на компромисс с реакционными силами.

Победа Ленина в 1917 г. Октябрьская революция привела к отказ от этой школы мысли, за исключением случая с Богдановым.

Ленин имел твердые взгляды на религию еще много лет назад: «Религия - одна из форм духовного угнетения, которая повсюду тяжело давит на массы людей. люди, перегруженные постоянной работой на других, нуждами и изоляцией. Бессилие эксплуатируемых классов в их борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую жизнь после смерти, как бессилие дикаря в его битве с природой порождает веру в богов, дьяволов, чудес и т. Д. Тех, кто трудится и живет в нужде всю свою жизнь, религия учит быть покорными и терпеливыми, пока они здесь, на земле, и находить утешение в надежде на небесную награду. Но тех, кто живет чужим трудом, религия учит заниматься благотворительностью на земле, тем самым предлагая им очень дешевый способ оправдать все свое существование в качестве эксплуататоров и продавая им по умеренной цене билеты к благополучию на небесах. Религия - опиум для народа. Религия - это своего рода духовная выпивка, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свое требование жизни, более или менее достойной человека ».

Маркс также отверг идею Фейербаха о религии человечества., и этот пример послужил аргументом Ленина. Ленин не пойдет на компромисс с религией даже в этой форме, и он чувствовал, что это в конечном итоге выродится в предательство большевистского дела.

Идея Луначарского была принята рядом других ведущих большевиков, в том числе Максимом Горький и Александр Богданов.

Луначарский прогнулся после революции, и в более поздней пропаганде он изменил свои взгляды на Христа, назвав его мифической личностью, а не исторической фигурой.

Наследие Луначарского

Представление Луначарского о религии как о сложном и многогранном явлении контрастировало с взглядами других советских лидеров в первые дни существования СССР, которые считали, что религия исчезнет с изменением материальных условий, в Марксистское предположение, что религия и вся идеология были просто продуктом материальных условий. Идеи Луначарского о сложном характере религиозного существования позже были приняты другими советскими лидерами.

Луначарский выступал за критику священнослужителей за несоблюдение библейского учения и других стратегий, основанных на более глубоком понимании религии. Хотя он призывал к умеренности (не из принципа, а из прагматических соображений), а это игнорировалось, упрощенные взгляды на религию как простое классовое явление были отвергнуты в пользу понимания ее как более сложного явления.

Идеи, связанные с Богостроительством, действительно возникли в последующие годы.

Русско-советский писатель и врач В. Вересаев, начиная с 1926 года, выступал за разработку красивых и стандартизированных ритуалов для важных случаев, таких как наименование младенцев, свадьбы и похороны. Он утверждал, что в государстве уже существует множество ритуалов (парады, демонстрации и т. Д.), Но они «удручающе бездарны и несчастны». Он и многие другие утверждали, что люди ходили в церкви из-за разочарования в бюрократическом безразличии и низком качестве советских государственных браков или регистрации рождений. Один сельский учитель-коммунист, который поддерживал его, утверждал, что он не будет проповедовать атеизм крестьянам, потому что, когда их делают атеистами, они лишаются всех ритуалов вместе с религией и не дают им ничего заменить. Поддерживавший его комсомольский активист представил случай человека, чья жена умерла, похоронен эмоционально холодным и безразличным светско-коммунистическим обрядом, и мужчина, сильно подавленный этим, съел полную бутылка водки, плача в слезах. Ленин утверждал, что религия была своего рода духовной выпивкой в ​​том смысле, что она действовала как наркотик для людей, в то время как этот человек обратился к выпивке вместо религии.

Вересаев, однако, подвергся нападкам со стороны марксистских интеллектуалов и его идеи, как и Луначарский, были отвергнуты. Вересаев предупреждал, что в результате «жизнь станет скучной, а человек превратится в пустой сосуд», и что эти люди, которые противостояли ему, были «сутулыми людьми с торчащими лбами, близорукими глазами и толстыми очками», которые не ценили красотой и не нуждались в ритуалах в своей жизни.

Идея Луначарского о «бого-созидании» не получила сколько-нибудь значительного возрождения до 1960-х годов.

Русская Православная Церковь увидела эту совершенно новую религию в категории лжепророков, предсказанных Христом, и связала ее с сатанизмом. Ласковая, советский автор, указала на сходство идей Луначарского с концепцией Смерть Бога западных богословов, таких как Дитрих Бонхёффер и Джон А.Т. Робинсон.

Возрождение богостроительства

В феврале 1962 года в Москве прошла Всесоюзная конференция по научной пропаганде. Среди обсуждаемых идей предлагалось, что «религиозных людей следует обучать принципам коммунистической морали и этики, религиозные обычаи и традиции должны быть заменены религиозными праздниками и ритуалами для удовлетворения эстетических и эмоциональных потребностей верующих»

В 1965 году, когда нападение Хрущева на религию, казалось, не дало эффективных результатов, в советской прессе стали появляться новые предложения о введении псевдорелигиозных обрядов, которые создали бы мистическую связь между людей и обещанного коммунистического общества будущего, прославленного в труде настоящего. Обряды и службы будут ориентированы на утопическое будущее, обещанное коммунистическим обществом. Будут отмечаться события и дни прославления коммунизма. Будут построены особые храмы с символическим художественным орнаментом, чтобы прославить коммунизм как величайшее достижение человечества, а оратории сочиняются и исполняются в храмах.

Новые сторонники этой схемы Бого-созидания не заходили так далеко, как Луначарский, и пытались чтобы не оспаривать более ранний упрек Ленина. Теоретическая дискуссия мало что дала из того, что предлагалось, но она привела к введению особых ритуалов, создаваемых на определенных официальных мероприятиях. Например, в 1966 году был учрежден «Всесоюзный день работника сельского хозяйства», основанный на ритуалах, связанных с Днем святого Иоанна Крестителя. Новые церемонии должны были призвать людей к «социальному, политическому и идеологическому единству общества при социализме». На Украине он назывался Праздником Серпа и Молота, о котором говорят:

«Ранним декабрьским утром трактористы [из окрестностей] съезжаются в Житомир. На въезде в город их встречают представители городских заводов, которые докладывают им о ходе социалистического соревнования и приглашают водителей на свои заводы, где крестьяне и рабочие сердечно занимаются. -поиск и деловые дискуссии. Затем на площади Ленина проходит парад аграрной техники. Торжественно в сопровождении оркестра лучшие рабочие и крестьяне получают призы и грамоты. Затем все они объявляют публичные квоты на постановку на предстоящий год в городском театре.

В 1960-х годах были придуманы особые обряды и церемонии для празднования выдачи паспортов на шестнадцатый день рождения. Другой обряд был создан для посвящения в ряды рабочих и крестьян. Еще в конце 1950-х годов государство также проводило более церемониальные гражданские браки, обряды наречения младенцам и похороны, чтобы составить конкуренцию церкви.

На Западной Украине клубы воинствующих атеистов в постхрущевские годы создали новые светские обряды взамен церковных обрядов.

Язычество возродилось там, где церковь была ликвидирована. оттуда, и это использовалось в аргументах тех, кто выступал в пользу богостроительства и необходимости для людей иметь религию.

Официальная советская пропаганда заявляла о большом успехе этих обрядов, отрывающих людей от церкви, однако, возможно, это не было правдой. Официальные данные, свидетельствующие о снижении числа крещений или церковных браков, возможно, отражают большее количество людей, просящих пасторов делать такие вещи тайно, а не реальный спад после введения улучшенных светских обрядов.

См. Также
Примечания и ссылки
  1. ^ Анатолий Луначарский. Религия и социализм, Москва (1908)
  2. ^Тумаркин, Нина (1981). «Религия, большевизм и истоки культа Ленина». Русское обозрение. 40 (1): 35–46. DOI : 10.2307 / 128733. JSTOR 128733.
  3. ^ Димитрий Васильевич Поспиловский. История советского атеизма в теории, на практике и верующий, том 1: История марксистско-ленинского атеизма и советской антирелигиозной политики, St Martin's Press, Нью-Йорк (1987) с. 20
  4. ^Димитрий Васильевич Поспиловский. История советского атеизма в теории и на практике и верующий, том 1: История марксистско-ленинского атеизма и советской антирелигиозной политики, St Martin's Press, Нью-Йорк (1987) с. 93
  5. ^ Димитрий Васильевич Поспиловский. История советского атеизма в теории и на практике и верующий, том 1: История марксистско-ленинского атеизма и советской антирелигиозной политики, St Martin's Press, Нью-Йорк (1987) с. 94
  6. ^Димитрий Васильевич Поспиловский. История советского атеизма в теории и на практике, и верующий, том 1: История марксистско-ленинского атеизма и советской антирелигиозной политики, St Martin's Press, Нью-Йорк (1987) стр. 94–95
  7. '^Ласковая, Богоискательство и богостроительство сегодня и сейчас . М.: Московский рабочий, 1976.
  8. ^Н. Валентинов в «Лениным» Встречи (Н-Й: Чеховское изд-во, 1953) с. 283–304
  9. ^В. И. Ленин, «Социализм и религия, 1905 г. Репродукция: http://www.marxists.org/archive/lenin /works/1905/dec/03.htm
  10. ^Димитрий Васильевич Поспиловский. История советского атеизма в теории и на практике, и верующий, том 1: История марксистско-ленинского атеизма и советской антирелигиозной политики, St Martin's Press, Нью-Йорк (1987) стр. 21
  11. ^ Димитрий В. Поспиловский. История советского атеизма в теории и на практике и верующий, том 1: История марксистско-ленинского атеизма и советской антирелигиозной политики, St Martin's Press, Нью-Йорк (1987) с. 95
  12. ^ Димитрий Васильевич Поспиловский. История советского атеизма в теории и на практике, и верующий, том 1: История марксистско-ленинского атеизма и советской антирелигиозной политики, St Martin's Press, Нью-Йорк (1987) стр. 92
  13. ^Вересаев, Обь обрядах ', Красная новь', вып. 11 (ноябрь 1926) с. 174–85
  14. ^Вересаев, Художественному оформлению быта, Там же, № 2, с. 1 (январь 1926 г.) и Обских брядах старых и новых
  15. ^Дмитрий Васильевич Поспиловский. История советского атеизма в теории и на практике, и верующий, том 1: История марксистско-ленинского атеизма и советской антирелигиозной политики, St Martin's Press, Нью-Йорк (1987) стр. 91
  16. ^Д Ушинин (псевдоним Дмитрия Поспиловского), «Новые веяния в атеистической пропаганде СССР», Грани №. 60 (1966) с. 206
  17. ^Пауэлл, Антирелигиозный, стр. 69 et passim; «Новые советские обряды и ритуалы», Исследовательский бюллетень Радио «Свобода» (Мюнхен, 16 августа 1974 г., № 258/74)
  18. ^Г. Чеботарь, Новые обряды в древнем Полоцке, Наувка и религия, № 1, с. 7 (1970) стр. 33–4; Лобачева Н.П. О процессе формирования новой семейной обрядности // Советская этнография. 1 (1972), с. 3-13.
  19. ^ Дмитрий Васильевич Поспиловский. История советского атеизма в теории и на практике, и верующий, том 1: История марксистско-ленинского атеизма и советской антирелигиозной политики, St Martin's Press, Нью-Йорк (1987) стр. 96
  20. ^П.П. Кампарс, Советская гражданская обрядность (М.: Мысль, 1967) пассим
  21. ^Димитрий Васильевич Поспиловский. История советского атеизма в теории и на практике, и верующий, том 1: История марксистско-ленинского атеизма и советской антирелигиозной политики, St Martin's Press, Нью-Йорк (1987) стр. 115
  22. ^Димитрий В. Поспиловский. История советского атеизма в теории, на практике и верующий, том 1: История марксистско-ленинского атеизма и советской антирелигиозной политики, St Martin's Press, Нью-Йорк (1987)
Последняя правка сделана 2021-05-21 12:06:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте