Гнейс-2

редактировать

Гнейс-2 был первым советским бортовым радаром. Был представлен в 1942 году и устанавливался на самолетах Петляков Пе-2, Петляков Пе-3 и Douglas A-20 Havoc.

Содержание

  • 1 Разработка
  • 2 Технические характеристики
  • 3 Боевые действия
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки

Разработка

Во время советско-финской войны начальник Научно-исследовательского и испытательного института ВВС генерал С.А. Данилин, получив опыт эксплуатации наземной РЛС Redoubt Radar Redox (РУС-2) в боевых условиях, предложил разработать бортовую радиолокационную систему обнаружения и поражения противника. самолет вне зависимости от условий видимости. Ученые и инженеры Ленинградского радиопромышленного института подтвердили возможность создания такой системы, и под руководством А.Б. Слепушкина началась разработка проекта под кодовым названием «Гнейс-1». В НИИ ВВС выдвигались следующие требования: дальность обнаружения самолета 4-5 км; Зона обнаружения в горизонтальной плоскости 120 °, в вертикальной - около 90 °. Передатчик был основан на клистроне, работающем на длине волны 15-16 см в импульсном режиме. Расчетный вес станции и оборудования составлял около 500 кг. Самолет, выбранный для установки системы, был предложен летчиком-испытателем НИИ ВВС С. Супруном, на котором также мог разместиться оператор РЛС. В начале 1941 г. был создан прототип радара.

В связи с началом Великой Отечественной войны и эвакуацией предприятий-поставщиков возникли трудности с дальнейшими работами на «Гнейсе». -1. Конструкцию РЛС пришлось перенести на передатчики метрового диапазона волн. На базе стационарной РЛС ПВО «Пегматит» (РУС-2с) под руководством его разработчиков А.А. Фина и В. В. Тихомиров, создана РЛС "Гнейс-2", работающая на длине волны 1,5 м.

РЛС установлена ​​на самолете Пе-2 и в июле 1942 г. испытательные полеты показали возможность обнаружения самолет-бомбардировщик на дальность от 300 до 3500 м с точностью ± 5 ° по угловым координатам при высоте полета не менее 2000 м. В НИИ радио завершена опытная партия из 15 станций, которые отправлены в войска для испытаний. В феврале-мае 1943 г. в составе Ленинградского 2-го гвардейского корпуса ПВО прошли официальные военные испытания (председатель комиссии генерал-майор авиации Е. Е. Ерлыкин). По их результатам решением Государственного комитета обороны от 16 июня 1943 года была принята РЛС "Гнейс-2". К концу 1944 г. было выпущено более 230 систем.

В 1943 г. была создана усовершенствованная версия станции «Гнейс-2М». На нем использовались новые антенны, что позволяло обнаруживать как самолеты, так и надводные корабли. Осенью 1943 года радар прошел испытания на Каспийском море, после чего был принят на вооружение и запущен в серийное производство.

Технические характеристики

  • Несущая частота: 200 МГц
  • Частота импульсов: 900 Гц
  • Длительность импульса: от 2 мкс до 2,5 мкс
  • Максимальный диапазон: 3,5 км
  • Пиковая мощность: 10 кВт
  • Погрешность по азимуту: ± 5 °

Боевая операция

Первые оперативные радиолокационные комплексы «Гнейс-2», установленные на самолете Пе-2, применялись в боях под Москвой осенью 1942 года. В начале 1943 года несколько самолетов. использовались в боях с самолетами, снабжавшими немецкие части, окруженные под Сталинградом. С февраля по май 1943 года самолеты с РЛС использовались в системе ПВО Ленинграда - в 24-м гвардейском истребительном авиационном полку 2-го корпуса ПВО. При перехвате истребители наведены на цель с помощью РЛС дальнего действия РУС-2, а с приближением к воздушному противнику авиадесантный «Гнейс-2» был готов к использованию. Обнаружив самолет противника, оператор бортовой РЛС дал пилоту инструкции по приближению к цели.

С февраля по июнь 1943 года Гнейс-2 испытывался с Дугласом А-20, чтобы оценить его использование в качестве радара перехвата ночного истребителя. По сравнению с Пе-2 самолет имел ряд преимуществ, и в результате в июле 1943 года формирование 56-й авиационной дивизии дальних истребителей в двух полках (45 и 173) на самолетах А-20. начал. Дивизия подчинялась ADD. Согласно личному составу, в каждый полк было выделено 32 самолета и 39 экипажей, в составе полка была радиолокационная рота, оснащенная РУС-2. С мая 1944 года дивизии начали выходить на фронт и использовались для защиты крупных транспортных узлов. Самолеты с РЛС «Гнейс-2» также использовались во время войны минно-торпедными авиационными полками для обнаружения кораблей.

Помимо «Гнейса-2» собственного производства, СССР получил авиационные РЛС по ленд-лизу. США направили союзникам по этому договору 54 486 авиационных радаров, в основном для Великобритании. Из этого числа в Советский Союз отправлено 370 станций двух типов: 320 и 50.

Источники

Внешние ссылки

Взгляд Феликса Яновского на ранние разработки радиолокационных систем на Украине и в бывшем Советском Союзе [1 безусловно

Последняя правка сделана 2021-05-21 11:43:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте