Славное первое июня

редактировать
Морское сражение Французских революционных войн

Славное первое июня
Часть Войны за независимость. Первая коалиция
Два больших корабля плывут бок о бок, сражаясь друг с другом, под ними катится бурное море, а облака дыма от других судов на заднем плане сливаются в кадр. На переднем плане десятки мужчин цепляются за обломки в воде или дрейфуют на небольших лодках. . Действия лорда Хау, или Славное первое июня, Филип Джеймс де Лутербург
Дата1 июня 1794 года
Местоположение400 морских миль (740 км) к западу от Ushant, Атлантический океан 47 ° 24'N 17 ° 27'W / 47,400 ° N 17,450 ° W / 47,400; -17,450 Координаты : 47 ° 24'N 17 ° 27'W / 47,400 ° N 17,450 ° W / 47,400; -17.450
РезультатТактическая победа Великобритании. Стратегическая победа Франции
Воюющие стороны
Великобритания Франция
Командиры и лидеры
Ричард Хоу Вилларе- Джойез
Сила
25 линейных кораблей. 7 фрегатов. 2 боевых корабля. 2 катера. 1 шлюп26 линейных кораблей. 5 фрегатов. 2 корвета
Жертвы и потери
1200 убитыми и ранеными6 линейных кораблей захвачены. 1 линейный корабль потоплен. ~ 4000 убитыми и ранеными. 3000 захвачено

Славное первое июня, также известное как Четвертая битва при Ушанте или, во Франции, как Bataille du 13 prairial an 2 или Combat de Prairial ) 1794 года было первым и крупнейшим действием флота военно-морского конфликта между Королевством Великобритании и Первой Французской Республикой во время Французских революционных войн.

Это мероприятие стало кульминацией кампании, которая пересекла залив Бискайский в течение предыдущего месяца, в котором обе стороны захватили многочисленные торговые и второстепенные военные корабли и участвовали в двух частичных, но безрезультатных действиях флота. Британский флот Ла-Манша под командованием адмирала лорда Хау попытался предотвратить проход жизненно важного французского зернового конвоя из Соединенных Штатов., который защищал французский атлантический флот, которым командовал контр-адмирал Вилларе-Жуайез. Эти две силы столкнулись в Атлантическом океане, примерно в 400 морских милях (700 км) к западу от французского острова Ушант 1 июня 1794 года.

Во время битвы Хоу бросил вызов военно-морским конвенциям. приказал своему флоту повернуться к французам и каждому из его судов разгромить и вступить в бой с их непосредственным противником. Не все его капитаны поняли этот неожиданный приказ, и в результате его атака была более частичной, чем он планировал. Тем не менее его корабли нанесли тяжелое тактическое поражение французскому флоту. После битвы оба флота остались разбитыми; не в состоянии продолжить бой, Хоу и Вилларет вернулись в свои порты. Несмотря на потерю семи из своих линейных кораблей, Вилларе выиграл достаточно времени для французского зернового конвоя, чтобы добраться до безопасного места без помех со стороны флота Хоу, обеспечив стратегический успех. Однако он был также вынужден отвести свой боевой флот обратно в порт, предоставив британцам возможность провести кампанию блокады до конца войны. Сразу после этого обе стороны заявили о своей победе, и исход битвы был воспринят прессой обеих стран как демонстрация доблести и храбрости их флотов.

«Славное первое июня» продемонстрировало ряд основных проблем, присущих французскому и британскому флоту в начале революционных войн. Оба адмирала столкнулись с непослушанием своих капитанов, а также с плохой дисциплиной и плохой подготовкой своих сокращенных команд, и им не удалось эффективно контролировать свой флот в разгар боя.

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 Флот
    • 2.1 Королевский флот
    • 2.2 Французский флот
    • 2.3 Конвой
  • 3 мая 1794 года
  • 4 Первое июня
  • 5 Британский перерыв линия
    • 5.1 Фургонная эскадрилья
    • 5.2 Центр
    • 5.3 Задний
  • 6 Ближний бой
  • 7 Французское восстановление
  • 8 Прибытие конвоя
  • 9 Последствия
    • 9.1 Франция
    • 9.2 Великобритания
  • 10 примечаний
  • 11 источников
  • 12 Библиография
Общие сведения

С начала 1792 года Франция вела войну с четырьмя своими соседями на двух фронтах, сражаясь с монархией Габсбургов и Пруссия в австрийских Нидерландах, а австрийцы и пьемонтцы в Италии. 2 января 1793 года, почти через год Французской войны за независимость, республиканские форты в Бресте в Бретани обстреляли британский бриг HMS Childers. Спустя несколько недель после казни заключенного в тюрьму короля Людовика XVI дипломатические отношения между Великобританией и Францией были прерваны. 1 февраля Франция объявила войну Великобритании и Голландской республике.

. Защищенная от немедленного вторжения Ла-Маншем, Великобритания подготовилась к обширной военно-морской кампании и отправила войска в Нидерланды для обслуживания. против французов. На протяжении оставшейся части 1793 года британские и французские военно-морские силы проводили незначительные операции в северных водах, Средиземном море и Западе и Ост-Индии, где обе страны содержали колонии. Ближе всего к бою Флот под Ла-Маншем подошел к бою, когда 2 августа он едва не перехватил французский конвой из Карибского моря в сопровождении 15 линейных кораблей. Единственным крупным столкновением была Осада Тулона, запутанная и кровавая битва, в которой британские войска удерживали город вместе с испанцами, сардинцами, австрийцами и французами. Войска роялистов должны были быть эвакуированы Королевским флотом, чтобы предотвратить его неминуемое поражение от рук французской республиканской армии. Последствия этой осады были отмечены взаимными обвинениями и обвинениями в трусости и предательстве со стороны союзников, что в конечном итоге привело к тому, что Испания перешла на верность после подписания Сан-Ильдефонсского договора двумя годами позже. Тем не менее, осада принесла один крупный успех: сэр Сидней Смит с отрядами моряков отступающего британского флота завершил уничтожение значительных французских военно-морских складов и кораблей в Тулоне. Можно было бы добиться большего, если бы испанские рейдовые группы, сопровождавшие Смита, не получили секретный приказ остановить уничтожение французского флота.

Ситуация в Европе оставалась нестабильной до 1794 года. У северной Франции, у французской Атлантики. Флот взбунтовался из-за ошибок в поставках и оплате. Как следствие, офицерский корпус ВМС Франции сильно пострадал от последствий правления террора, когда многие опытные моряки были казнены, заключены в тюрьмы или уволены со службы за предполагаемую нелояльность. Однако нехватка продовольствия была больше, чем проблемой флота; Сама Франция голодала, потому что социальные потрясения прошлого года в сочетании с суровой зимой испортили урожай. К тому времени, когда Франция находилась в состоянии войны со своими соседями, ей некуда было обратиться за сухопутным импортом свежих продуктов. В конце концов, решение продовольственного кризиса было согласовано Национальной конвенцией : продукты питания, произведенные в заморских колониях Франции, будут сосредоточены на борту флота торговых судов, собранных в Чесапикском заливе, и дополнены продукты питания и товары, приобретенные в США. В течение апреля и мая 1794 года торговые суда переправляли припасы через Атлантику в Брест, защищенный частями французского Атлантического флота.

Флот

В 1794 году флот Великобритании и Франции находился в очень разные стадии развития. Хотя британский флот численно превосходил, французские корабли были крупнее и сильнее и несли более тяжелую дробь. Самые большие французские корабли были трехпалубными первоклассными, на борту которых находилось 110 или 120 орудий, против 100 орудий на крупнейших британских судах.

Королевский флот

Ричард Хоу, 1-й граф Хау; 1794 год. Картина Джона Синглтона Копли

После Испанского вооружения 1790 года Королевский флот находился в море в состоянии готовности более трех лет. Верфи военно-морского флота под командованием Первого лорда Адмиралтейства Чарльза Миддлтона были полностью оборудованы и подготовлены к конфликту. Это было совершенно не похоже на бедствия Войны за независимость США десятью годами ранее, когда плохо подготовленный Королевский флот потребовал слишком много времени, чтобы достичь полной эффективности и, следовательно, был неспособен поддержать североамериканскую кампанию, которая закончилась в поражение в битве при Йорктауне из-за нехватки припасов. Теперь, когда британские верфи с готовностью выпускают пушки, дробовики, паруса, провизию и другое необходимое оборудование, единственной оставшейся проблемой было укомплектовать несколько сотен кораблей в списке ВМФ.

К несчастью для британцев, сбор достаточного количества рабочей силы было трудным и никогда не было удовлетворительно выполнено на протяжении всей войны. Нехватка моряков была такова, что пресс-банды были вынуждены брать тысячи человек без опыта работы в море, а это означало, что их обучение и подготовка к морской жизни потребовали бы довольно много времени. Отсутствие королевской морской пехоты было еще более острым, и солдаты из британской армии были призваны во флот для службы на море. Мужчины 2-го. Пехотный полк - Королевский (Королевский Западный Суррейский полк) и 29-й пеший полк служили на борту кораблей Королевского флота во время кампании; их потомки полки до сих пор поддерживают боевую честь «1 июня 1794».

Несмотря на эти трудности, Флот Ла-Манш обладал одним из лучших флотских командиров того времени; его главнокомандующий, Ричард Хоу, 1-й граф Хоу, изучил свое ремесло под сэром Эдвардом Хоуком и участвовал в битве при Киберон-Бей в 1759 г. Весной 1794 г., когда неизбежно прибытие французского конвоя в европейские воды, Хоу разделил свой флот на три группы. Джордж Монтегю в HMS Hector был отправлен с шестью линейными кораблями и двумя фрегатами для охраны британских конвоев в Ост-Индию, Вест-Индию и Ньюфаундленд до мыса Финистерре. Питер Ренье, на HMS Suffolk и командующий шестью другими кораблями, должен был сопровождать конвои до конца их перехода. Третья сила состояла из 26 линейных кораблей с несколькими вспомогательными судами под прямым командованием Хоу. Они должны были патрулировать Бискайский залив для прибывающих французов.

Французский флот

Луи Томас Вильярэ де Жуайез, 1839 г. картина Герена

В отличие от своих британских коллег, Французский флот был в замешательстве. Хотя качество кораблей флота было высоким, иерархия флота была расколота теми же кризисами, которые разразились во Франции после революции пятью годами ранее. Следовательно, высокий уровень кораблей и боеприпасов не соответствовал уровню имеющихся экипажей, которые в значительной степени были необученными и неопытными. Террор, приведший к гибели или увольнению многих высокопоставленных французских моряков и офицеров, политических назначенцев и призывников, многие из которых никогда не были в море, не говоря уже о боевых кораблях, заполнил Атлантический флот.

Проблема рабочей силы усугублялась кризисом снабжения, охватившим всю страну, когда флот оставался неоплачиваемым, а временами в течение многих месяцев не кормился. В августе 1793 года эти проблемы достигли апогея на флоте у Бреста, когда нехватка продовольствия привела к мятежу среди моряков. Экипажи отказались от своих офицеров и направили свои корабли в гавань в поисках еды, оставив французское побережье без защиты. Национальное собрание немедленно отреагировало, казнив ряд старших офицеров и унтер-офицеров корабля. Сотни офицеров и моряков были брошены в тюрьмы, сосланы или уволены с военно-морской службы. Эффект этой чистки был разрушительным, серьезно подорвав боеспособность флота, удалив одним махом многие из его наиболее способных сотрудников. На их место были назначены младшие офицеры, капитаны торговых судов и даже гражданские лица, проявившие достаточное революционное рвение, хотя немногие из них знали, как сражаться или управлять боевым флотом на море.

Недавно назначенным командующим этого беспокойного флота был Вилларе де Жуайез ; хотя раньше он занимал младшую должность, он, как известно, обладал высокими тактическими способностями; он обучался у адмирала Пьера Андре де Сюффрена в Индийском океане во время американской войны. Однако попыткам Вилларе превратить свой новый офицерский корпус в эффективную боевую единицу помешал другой новый назначенец, депутат Национального собрания по имени Жан-Бон Сен-Андре. Работа Сен-Андре состояла в том, чтобы напрямую докладывать Национальному Собранию о революционном рвении как флота, так и его адмирала. Он часто вмешивался в стратегическое планирование и тактические операции. Вскоре после своего прибытия Сен-Андре предложил издать указ о том, что любой офицер, который, как считается, проявил недостаточное рвение в защите своего корабля в боевых действиях, должен быть казнен по возвращении во Францию, хотя этот весьма противоречивый закон, похоже, никогда не применялся. подверглись действию. Хотя его вмешательство было источником разочарования для Вилларе, депеши Сен-Андре в Париж регулярно публиковались в Le Moniteur и во многом способствовали популяризации военно-морского флота во Франции.

Французский атлантический флот. весной 1794 г. был даже более рассредоточен, чем британцы: контр-адмирал Пьер Ванстабель был отправлен с пятью кораблями, включая два линейных, для встречи столь необходимого французского зернового конвоя у восточного побережья Америки. побережье. Контр-адмирал Жозеф-Мари Нилли отплыл из Рошфора с пятью линейными кораблями и различными крейсерскими боевыми кораблями для встречи с конвоем в центре Атлантики. Это оставило Вилларе с 25 линейными кораблями в Бресте, чтобы противостоять угрозе, исходящей от британского флота под командованием лорда Хау.

Конвой

К началу весны 1794 года положение во Франции было ужасным. Из-за надвигающегося голода после неурожая и блокады французских портов и торговли французское правительство было вынуждено искать средства к существованию за границей. Обращаясь к французским колониям в Америке и сельскохозяйственной щедрости Соединенных Штатов, Национальное собрание отдало приказ сформировать большой конвой парусных судов для сбора на Хэмптон-роуд в Чесапикском заливе., где их будет ждать адмирал Ванштабель. Согласно современному историку Уильяму Джеймсу, эта группа кораблей насчитывала более 350 человек, хотя он оспаривает эту цифру, ссылаясь на цифру 117 (помимо французских военных кораблей)

. Конвой также был увеличен правительством Соединенных Штатов, как для грузов, так и для отгрузки, в качестве компенсации за финансовую, моральную и военную поддержку Франции во время американской революции. Поддерживая таким образом Французскую революцию, американское правительство, к которому особенно настаивал посол губернатор Моррис, выполнило свой десятилетний долг перед Францией. Дружеские отношения между Соединенными Штатами и Францией недолго пережили Договор Джея, который вступил в силу в 1796 году; к 1798 г. две страны будут вовлечены в квази-войну.

май 1794 г.
Великолепное первое июня находится в Северной Атлантике Великолепное первое июня Карта Атлантического океана с указанием позиции битвы

Французский конвой в сопровождении Ванштабеля покинул Америку из Вирджиния 2 апреля и Хоу отплыл из Портсмута 2 мая, взяв весь свой флот для сопровождения британских конвоев к Западным подходам и перехвата французов. Убедившись, что Вилларе все еще находится в Бресте, Хоу провел две недели, обыскивая Бискайский залив в поисках конвоя с зерном, а 18 мая вернулся в Брест и обнаружил, что Вилларе отплыла накануне. Вернувшись в море в поисках своего противника, Хоу преследовал Вилларета глубоко в Атлантике. Также в этот период в море находились эскадры «Нилли» (французы) и «Монтегю» (англичане), оба из которых имели некоторый успех; Нилли захватил несколько британских торговых судов, а Монтегю несколько вернул. Нилли был первым, кто встретил зерновой конвой глубоко в Атлантике во второй неделе мая. Он взял его под конвоем, пока он приближался к Европе, в то время как Монтегю безуспешно искал на юг.

Несмотря на преследование Хоу, главная французская вылазка увенчалась успехом, наткнувшись на голландский конвой и отняв у него 20 кораблей. в первый день в море Вилларе. В течение следующей недели Хоу продолжал следовать за французами, захватывая и сжигая следы французских голландских кораблей и вражеских корветов. 25 мая Хоу заметил отставшего от флота Вилларета и бросился в погоню; Одасье привел Хоу прямо к месту расположения своего противника. Наконец, найдя Вилларе, 28 мая Хоу атаковал, используя летающую эскадру своих самых быстрых кораблей, чтобы отрезать ее самое заднее судно Révolutionnaire. Этот первоклассный в разное время сражался с шестью британскими кораблями и получил серьезные повреждения, возможно, в конце боя. С наступлением темноты британский и французский флот разделились, в результате чего Революционер и ее последний противник, HMS Audacious, все еще сражались за их спиной. Эти два корабля разошлись ночью и в конце концов вернулись в свои порты приписки. К этому моменту Вилларе узнал через патрульные фрегаты, что конвой с зерном уже близко, и намеренно повел свой флот на запад, надеясь заманить Хоу в сторону от жизненно важного конвоя.

Попав на приманку, на следующий день Хоу напал на него. снова, но его попытка разделить французский флот пополам оказалась безуспешной, когда его головной корабль, HMS Caesar, не смог выполнить приказы. Обоим флотам был нанесен большой ущерб, но действия были безрезультатными, и две силы снова разделились, не решив проблему. Тем не менее, Хоу получил важное преимущество во время боя, захватив погодомер, что позволило ему атаковать Вилларэ в любое время по своему выбору. Три французских корабля были отправлены обратно в порт с повреждениями, но эти потери были компенсированы подкреплением, полученным на следующий день с прибытием отдельной эскадры Нилли. Битва была отложена на следующие два дня из-за густого тумана, но когда туман рассеялся 1 июня 1794 года, боевые линии были всего в 6 милях (10 км) друг от друга, и Хоу был готов к решительным действиям.

Первое июня
Британский и французский флот утром 1 июня 1794 года

Хотя Хоу был в выгодном положении, Вилларе не бездействовала в течение ночи. Он почти успешно пытался дистанцировать свои корабли от британского флота; Когда в 5:00 рассвело, он был в течение нескольких часов, когда набрал достаточно ветра, чтобы скрыться за горизонтом. Позволив своим людям позавтракать, Хоу в полной мере воспользовался своим положением на метеометре, чтобы приблизиться к Вилларэ, и к 08:12 британский флот был всего в четырех милях (6 км) от врага. К этому времени отряд Хоу был выстроен организованной линией параллельно французам, причем фрегаты действовали как репитеры для команд адмирала. Французы также находились в линии впереди, и в 09:24 обе линии начали перестрелку с дальней дистанции, после чего Хоу представил свой новаторский боевой план.

Это было нормальным явлением для действий флота 18-го полка. Столетие для того, чтобы две боевые линии чинно проходили друг мимо друга, обмениваясь огнем на больших расстояниях, а затем изнашивая далеко, часто без потери ни одной из сторон корабля или захвата врага. Напротив, Хоу рассчитывал на профессионализм своих капитанов и экипажей в сочетании с преимуществом погодных условий, позволяющих атаковать французов напрямую, проезжая их линию. Однако на этот раз он не планировал маневрировать так, как он это делал во время двух предыдущих столкновений, каждый корабль следовал за ним впереди, создавая новую линию, проходящую сквозь силы его противника (как Родни было совершено в битве при святых 12 годами ранее). Вместо этого Хоу приказал каждому из своих кораблей индивидуально повернуть к французской линии, намереваясь прорвать ее в каждой точке и разгромить французские корабли как носом, так и кормой. Затем британские капитаны остановятся с подветренной стороны своих противников, отрезая их от их отступления по ветру, и вступят с ними в прямой бой, надеясь вынудить каждого сдаться и, следовательно, уничтожить французский атлантический флот.

Британский прорыв. строка

Через несколько минут после подачи сигнала и поворота его флагмана HMS Queen Charlotte план Хоу начал нарушаться. Многие из британских капитанов либо неправильно поняли, либо проигнорировали сигнал и оставались в исходной линии. Другие корабли все еще боролись с повреждениями от предыдущих боев Хоу и не могли вступить в бой достаточно быстро. Результатом стал рваный строй, начатый королевой Шарлоттой, который неравномерно направился к флоту Вилларета. Французы ответили стрельбой по приближавшимся британским кораблям, но отсутствие подготовки и координации во французском флоте было очевидным; многие корабли, которые действительно подчинились приказу Хоу и атаковали французов, прибыли в бой без значительных повреждений.

Ванская эскадра

HMS Defense в битве при Славном 1 июня 1794,. Николас Покок

Хотя королева Шарлотта старалась изо всех сил, она не была первой через линию врага. Эта награда принадлежала кораблю эскадры фургонов под командованием Адмирал Грейвс : HMS Defense под командованием капитана Джеймса Гамбье, печально известного сурового офицера по прозвищу «Мрачный Джимми» современников. Дефанс, седьмой корабль британской линии, успешно перерезал французскую линию между шестым и седьмым кораблями; Муций и Турвиль. Разгромив обоих противников, Защита вскоре оказалась в затруднительном положении из-за того, что корабли позади нее не смогли должным образом продолжить. Это сделало ее уязвимой для Муциуса, Турвиля и следующих за ними кораблей, из которых она начала яростную стрельбу. Однако «Дефенс» был не единственным кораблем из фургона, прорвавшим французскую линию; минут спустя Джордж Крэнфилд Беркли на HMS Marlborough отлично выполнил маневр Хоу, разгребая, а затем запутав его корабль с Impétueux.

Перед Мальборо остальная часть фургона перемешалась успех. HMS Bell erophon и HMS Leviathan оба все еще страдали от последствий своих усилий в начале недели и прорвали линию врага. Вместо этого они потянули за ближнюю сторону Эоле и Америка соответственно и привели их на закрытые дуэли. Контр-адмирал Томас Пэсли из «Беллерофонта» был ранней жертвой, потеряв ногу при первом обмене. HMS Royal Sovereign, флагман Грейвса, менее успешным из-за неправильного расстояния, в результате чего он слишком далеко отошел от французской линии и попал под шквальный огонь Грозный. За время, которое потребовалось для более тесного сражения с Грозным, Королевский правитель получил тяжелые удары, а адмирал Грейвс был тяжело ранен.

Более тревожным для лорда Хау были действия HMS Russell и HMS Caesar. Капитан Рассела Джон Уиллетт Пейн подвергся критике в то время за то, что не смог более эффективно схватиться с врагом и позволил своему противнику Téméraire сильно повредить ее оснастку на ранних стадиях, хотя позже Комментаторы обвинили ее в неудовлетворительном начале боевых действий нанесенный 29 мая ущерб. Однако не было таких оправданий для капитана Энтони Моллоя из Цезаря, который полностью не выполнил свой долг по борьбе с противником. Моллой полностью проигнорировал сигнал вперед, как британская линия фронта следовала за ним, и не напрямую вступала в бой с французским флотом. Цезарь действительно участвовал в беспорядочной перестрелке с ведущим французским кораблем Траяном, но его огонь не имел большого эффекта, в то время как Траян нанес большой ущерб ущерб Цезаря и смог атаковать Беллерофонта, беспрепятственно бродя по рукопашной, развивающейся во главе

Центр

Центр двух флотов был разделен двумя отдельными британскими эскадрильями линии: передовой дивизией под командованием адмиралов Бенджамина Колдуэлла и Бойер и тыл под командованием лорда Хау. В то время как Хоу в «Королеве Шарлотте» взаимодействовал с французами, его подчиненные в передовой дивизии были менее активны. Вместо того, чтобы сразу двинуться к своим противникам, передовая дивизия степенно сомкнулась с французами в строю впереди, вступив в дуэль на дальние дистанции, что не помешало их противникам преследовать оборону прямо перед ними. Из всех кораблей этой эскадры только HMS Invincible под командованием Томаса Пакенхэма находились близко к французским позициям. «Инвинсибл» был сильно поврежден ее одиночной атакой, но сумел поразить более крупного Юсте. HMS Barfleur под командованием Бойера позже вступил в бой, но Бойер не присутствовал, потеряв ногу в ходе атаки. открытие обменов.

Хоу и королева Шарлотта своим примером великий флот, плывя прямо на флагманский корабль Франции Монтань. Пройдя между Монтанью и следующим в линии Vengeur du Peuple, королева Шарлотта обстреляла обоих и подтянулась к Горе, чтобы вступить в артиллерийский бой с близкого расстояния. Когда она это сделала, королева Шарлотта также ненадолго запуталась с якобинкой и вступила с ней в перестрелку, причинив серьезный ущерб обоим французским кораблем.

Справа от королевы Шарлотты, HMS Brunswick сначала изо всех сил пытались присоединиться к акции. Трудясь за флагманом, ее капитан Джон Харви получил выговор от Хоу за задержку. Вдохновленный этим сигналом, Харви толкнул свой корабль вперед и почти обогнал королеву Шарлотту, на время перекрыв ей вид на восточную половину французского флота и получив серьезный урон от французского огня, когда она это сделала. Он смог получить доступ к своему адмиралу, но смог получить доступ к нему через Ахиллом и Vengeur du Peuple. Этот маневр не удался, когда якоря Brunswick зацепились за такелаж Vengeur. хозяин Харви спросил, следует ли освободить Мстителя, на что Харви ответил: «Нет, она у нас и мы ее оставим». Два корабля качнулись так близко друг к другу, что команда не могла открыть свои орудийные порты и должна была вести огонь через закрытые крышки, корабли бились друг с другом с расстояния всего в несколько футов.

За этим боем, другие корабли центрального дивизиона нанесли удар по французской линии HMS Valiant под командованием Томас Прингл, проходя рядом с Патриот, который отошел, его команда страдала от заражения. и не могут вести свой корабль в бой. Вместо этого Валиант обратила свое внимание на Ахиллу, которая уже была сбита королевой Шарлоттой и Брауншвейгом, и сильно повредила ее, прежде чем отправиться в плавание, чтобы присоединиться к подразделению боевых фургонов. HMS Orion под командованием Джона Томаса Дакворта и HMS Queen под командованием адмирала Алана Гарднера оба атаковали один и тот же корабль, Queen серьезно пострадала от предыдущих действий, которые были сильно повреждены ее мачты, и ее капитан Джон Хатт смертельно ранены. Оба корабля нанесли удар по французскому Нортумберленду, который вскоре был снят с мачты и попытался убежать только на обрубке мачты. Королева слишком медленно вступила в бой с Нортумберлендом так же близко, как и с Орионом, и вскоре после столкновения с Джеммаппсом, оба корабля сильно били друг друга.

Тыловой

Из британских тыловых кораблей, только двое предприняли решительную попытку прорвать линию французов. Флагман адмирала Гуда HMS Royal George пробил его между Républicain и Sans Pareil, плотно вступив в бой, а HMS Glory прошел через линию позади Санс Парейл и тоже бросилась в рукопашную. Остальной британский и французский арьергард в этом ближнем бою не участвовал; HMS Montagu провел дальнюю артиллерийскую дуэль с Neptune, которая серьезно не повредила ни один корабль, хотя британский капитан Джеймс Монтегю был убит при первом обмене, командование перешло к Лейтенант Росс Доннелли. Следующим в очереди, HMS Ramillies полностью проигнорировал свое попадание и поплыл на запад, капитан Генри Харви в поисках Брансуика, корабля своего брата, в запутанной битве вокруг королевы Шарлотты.

Три других британских корабля не ответили на сигнал Хоу, в том числе HMS Alfred, который атаковал французскую линию на большом расстоянии без заметного эффекта, и капитан Чарльз Коттон на HMS Majestic который также мало что сделал, пока не было решено сражение, после чего он взял на себя сдачу нескольких уже разбитых французских кораблей. Наконец, HMS Thunderer под командованием Альбемарл Берти вообще не принимал участие в начальных действиях, стоя в британской линии и не вступая в бой с противником, несмотря на сигнал о близком сражении, вяло свисающий с ее грот-мачта. Французские тыловые корабли простаивали не меньше: Entreprenant и Пеллетье величай по любому британским кораблям в боеве действиях, но отказывались приближаться или участвовать в рукопашной схватке с обеими сторонами. Французский тыловой корабль Scipion также не смог избежать участия в группе вокруг Royal George и Républicain и получил серьезные повреждения.

Ближний бой
снятый с мачты корабль Vengeur du Peuple после битвы.. Литография после Огюста Майера.

В течение часа после их первых залпов британские и французские линии были безнадежно сбиты с толку, с тремя отдельными сражениями на вид друг у друга. В фургоне Цезарь, наконец, попытался присоединиться к битве, но Траян нанес ему жизненно важный рангоут, из-за которого она соскользнула с двух взаимодействующих флотилий, не внося значительного вклада в битву. Беллерофонт и Левиафан были в эпицентре боя, а беллерофонт, превосходящий численностью, серьезно повредил снаряжение. Из-за этого она не маневрировать и подвергаться опасности со стороны своих противников. Капитан Уильям Джонстон Хоуп попытка вывести свой корабль из опасного положения и вызвал поддержку; для оказания помощи прибыл фрегат HMS Latona под командованием капитана Эдварда Торнбро. Торнбро провел свой небольшой корабль между кораблями французской линии фронта и открыл огонь по Эолу, помог отогнать три линейных корабля, а затем отбуксировал Беллерофонта в безопасное место. Левиафан, подчиненный лорду Хью Сеймуру, был более успешным, чем Беллерофон, его артиллерийская стрельба уничтожила Америку, несмотря на попутный огонь Эола и Траяна. Левиафан покинул Америку только после двухчасовой дуэли, отплыв в 11:50, чтобы присоединиться к королеве Шарлотте в центре.

Рассел не нарушил французскую линию, и ее противник Темерар взял верх над ней, отбросив на стеньке и убегают с наветренной стороны с Траяном и Эолом. Затем Рассел выстрелил в несколько проходящих мимо французских кораблей, прежде чем присоединиться к Левиафану в атаке на центр французской линии. Лодки Рассела также приняли капитуляцию Америки, ее команда поднялась на борт судна, чтобы сделать ее приз (хотя позже ее заменили люди из Royal Sovereign). Royal Sovereign потеряла адмирала Грейвса из-за серьезной раны, а также потеряла своего противника, поскольку Грозный выпал из строя с наветренной стороны и присоединился к растущей коллекции французских кораблей, формируя новую линию на дальней стороне сражения. Вилларе возглавлял эту линию на своем флагманском корабле «Монтань», сбежавшем от королевы Шарлотты, и именно Монтань вступил в бой с Королевским государь, преследуя ее близко к новой французской линии в сопровождении Вальяна и начав дальний бой.

За Royal Sovereign стоял Мальборо, неразрывно связанный с Impétueux. Сильно поврежденный и находящийся на грани капитуляции, Impétueux был ненадолго отсрочен, когда Муций появился из дыма и столкнулся с обоими кораблями. Три запутанных корабля продолжали вести перестрелку в течение некоторого времени, все понесли тяжелые потери, Мальборо и Импетё потеряли все три мачты. Этот бой продолжался несколько часов. Капитану Беркли из Мальборо пришлось уйти в отставку с серьезными ранениями, и командование перешло к лейтенанту Джону Монктону, который просигналил о помощи от фрегатов в резерве. Роберт Стопфорд откликнулся на это, у которого был назначение повторяющихся сигналов и буксирование Мальборо с линии, когда Муций освободился и направился к перегруппированному французскому флоту на север. Impétueux была слишком повреждена, чтобы двигаться вообще, и вскоре была схвачена матросами HMS Russell.

В отчаянии Защита не смогла удержать ни одного из своих противников до затяжной дуэли, и к 13:00 находился под угрозой со стороны поврежденного Républicain, двигавшегося с востока. Хотя Републикан позже поплыл, чтобы присоединиться к Вилларэ на север, Гамбье запросил поддержку своего корабля у фрегатов флота, и ему помогал HMS Phaeton под командованием капитана Уильяма Бентинка. Проходя мимо Импете, она открыла огонь по Фаэтону, на что Бентинк ответил несколькими залпами. «Инвинсибл», единственный корабль передовой дивизии британского центра, который вплотную вступил в бой с противником, оказался втянутым в замешательство вокруг королевы Шарлотты. Орудия Инвинсибла загнали Юсте на борт королевы Шарлотты, где она была вынуждена сдаться лейтенанту Генри Блэквуду на лодке из Инвинсибла. Среди других кораблей дивизии были лишь незначительные потери, хотя HMS Impregnable потерял несколько ярдов и вернулся в строй только благодаря быстрой реакции двух младших офицеров, лейтенанта Роберт Отуэй и гардемарин Чарльз Дэшвуд.

лорд Хау на палубе королевы Шарлотты 1 июня 1794 года, нарисованный Мазером Брауном.

Конфликт между королевой Шарлоттой и Монтань был странным образом один- перешла в сторону, французский флагман не смог использовать свои орудия нижней палубы и, как следствие, понес значительные повреждения и потери. Королева Шарлотта, в свою очередь, была повреждена огнем с близлежащих кораблей и поэтому не смогла последовать за ней, когда Монтань подняла оставшиеся паруса и скользнула на север, чтобы создать новую точку сосредоточения для оставшихся в живых французского флота. Королева Шарлотта также открыла огонь во время боя с HMS Gibraltar под командованием Томаса Маккензи, который не смог сблизиться с противником и вместо этого произвел выстрел в дымовую гору, окружающую флагман. Капитан сэр Эндрю Снейп Дуглас был серьезно ранен этим огнем. После побега Монтани королева Шарлотта вступила в бой с Якобинцем и Республикой, когда они проходили, и добился успеха в принудительной сдаче Жюста. К востоку от королевы Шарлотты Brunswick и Vengeur du Peuple продолжали ожесточенный бой, сцепившись друг с другом и стреляя залпами в упор. Капитан Харви из Брауншвейга был смертельно ранен в начале этого боя лангрейным огнем из Венжера, но отказался покинуть колоду, приказав еще больше обстрелять своего назначения. Brunswick также удалось отогнать Ахилла с ее дальней стороны, когда французский корабль попытался вмешаться. Ахилла, уже получившая повреждения, была полностью обезврежена при обмене и ненадолго сдалась, хотя ее команда отменила это, когда стало ясно, что Брансуик не в состоянии овладеть им. Переподняв цвета, Ахилла сделала все, что могла, попытаться попытаться присоединиться к Вилларэ на севере. Только в 12:45 разрушенные Vengeur и Brunswick разошлись, оба в степени обезврежены и сильно разбиты. Брансуик смог вернуться на британскую сторону линии только после того, как его поддержал Рамиллис, в то время как Венгер вообще не мог двигаться. Рамиллис принял капитуляцию Мстителя после короткой канонады, но не смог сесть на нее и вместо этого преследовал убегающего Ахилла, который вскоре тоже сдался.

На востоке Орион и Королева заставили сдаться Нортумберленд и Джеммаппес, хотя Королева не смогла заполучить Джеммаппес, и ей пришлось бросить позже. Королева сильно пострадала и не смогла снова выйти на британские линии, валяясь между недавно реформированными французскими флотом и британскими линией фронта вместе с другими разбитыми кораблями особенно. Роял Джордж и Слава в ожесточенной схватке вывели сами из строя Сципиона и Санса Парейла, но были слишком сильно повреждены, чтобы завладеть им. Все четыре корабля были среди тех, кто остался дрейфовать в промежутке между флотами.

Восстановление Франции
Гора Вилларе вырвалась, чтобы реформировать французские войска. Рисунок Вилларе на горе, успешно прервав контакт с британским флагманом и ускользнув, сумел собрать вокруг себя 11 линейных кораблей и сформировать в восстановленную боевую эскадру.. В 11:30, когда основные действия близились к завершению, он начал маневр восстановления, уменьшенное тактическое поражение, потерпел его флот. Нацелив свою новую эскадру на разбитую королеву, атака Вилларе вызвала ужас в британском флоте, который не был готов коому сражению. Однако, понимая намерение Вилларета, Хоу также собрала свои корабли, чтобы создать новую силу. Его реформированная эскадрилья состояла из Королевы Шарлотты, Королевского Повелителя, Отважного, Левиафана, Барфлера и Громовержца. Вилларет отказался от своего маневра и ушел, чтобы собрать несколько своих снятых с мачт кораблей, которые пытались избежать британских преследований. Впервые к Вилларету присоединился разбитый «Грозный», который прошел прямо через рассредоточенный британский флот, чтобы достичь французских позиций, и он также вернул расформированные Scipion, Mucius, Jemmappes и Républicain - все они находились в пределах незанятых кораблей - прежде чем повернуть на восток в сторону Франции. На этом этапе битвы Хоу удалился внизу, и британская консолидация была оставлена ​​его капитану флота, сэру Роджеру Кертису. Впервые некоторые военно-морские силы обвиняли Кертиса в том, что он не захватил больше разобранных французских кораблей, а также обвинялся в том, что он отговорил Хоу от дальнейших попыток преследования.

Затопление Vengeur du Peuple, гравюра П. Озанн. Затопление корабля Vengeur du Peuple, рельеф Леопольда Мориса, Памятник нач, Париж, 1883 год.

Британский британский флот не смог преследовать Виллу, имея только 11 военных, все еще способных сражаться с 12 французскими, и быстрыми средствами защиты. Выйдя на пенсию и перегруппировавшись, британские экипажи приступили к поспешному ремонту и обеспечению своих призов; всего семь, включая сильно поврежденный Vengeur du Peuple. Мститель оказался в дыре из-за пушечной стрельбы из Брауншвейга прямо через днище корабля, и после ее капитуляции ни одному британскому кораблю не удалось взять на борт людей. Это оставило немногочисленную оставшуюся невредимую команду Венжера попытка спасти то, что они могли - задача усложнилась, когда некоторые из ее моряков ворвались в духовную комнату и напились. В конце концов, корабельные насосы стали неуправляемыми, и Vengeur начал тонуть. Только своевременное прибытие лодок с неповрежденного Альфреда и HMS Culloden, а также услуги катера HMS Rattler спасли любую команду Vengeur от утопления, эти корабли вылетели между собой почти 500 моряками. Лейтенант Джон Винн из Раттлера получил особую похвалу за эту опасную работу. К 18:15 Мстителя уже было невозможно спасти, и на борту остались только самые худшие из раненых, мертвых и пьяных. Говорят, что несколько моряков взмахнули трехцветным на носу корабля и закричали: «Да здравствует нация, да здравствует Республика!»

Сбежав на восток, Вильяре сделал свой парус. Потрепанный флот мог собраться, чтобы вернуться во Францию, и послал свои фрегаты на поиски конвоя. Вилларе также надеялась на подкрепление; восемь линейных кораблей под командованием адмирала патрулировали у мыса Ушант. Позади него к западу британцы потратили всю ночь на то, чтобы обезопасить свои корабли и призы, не намереваясь вернуться в Британию до 5:00 2 июня.

Жертвы в битве, как известно, трудно точно подсчитать.. За исключением (Scipion), записи французских капитанов об их потерях в то время являются неполными. Единственные доступные данные о потерях - это отрывочные отчеты Сен-Андре и записи, данные британскими офицерами на борту захваченных кораблей, ни один из которых не может считаться полностью достоверным. Большинство источников признают, что французские потери в кампании составили около 7000 человек, в том числе около 3000 пленных, но эти цифры расплывчаты часто не согласны друг с другом в деталях. Потери британцев изменить легче, но и здесь есть некоторые расхождения; общие потери британцев обычно оцениваются примерно в 1200 человек.

Прибытие конвоя
Несмотря на тактическую победу британцев, адмирал Хоу не смог достичь более широкой стратегической цели - перехватить жизненно важный конвой с зерном, направлявшийся в голодное французское население.

Поскольку большая часть его флота больше не была боеспособна, Хоу не смог возобновить поиски французского конвоя в Бискайском заливе. Адмиралтейство, хотя и не знало конкретных обстоятельств Хоу, но знало, что битва произошла по прибытии HMS Audacious в Портсмут, и готовило вторую экспедицию под командованием Джорджа Монтегю. Монтегю вернулся в Англию после неудачного майского круиза и переоборудовался в Портсмуте, когда ему снова было приказано выйти в море. Его сила из десяти кораблей была предназначена как для прикрытия отхода Хоу из Бискайского залива, так и для обнаружения и атаки французского зернового конвоя. Монтегю вернулся в море 3 июня, а к 8 июня уже был у Ушана в поисках следов французов или Хоу; неизвестно ему, ни один из них еще не вошел в европейские воды. В 15:30 8 июня Монтегю заметил паруса и вскоре идентифицировал их как врага. Он обнаружил эскадрилью Корника, которая также патрулировала конвой и возвращающийся флот. Монтегю погнался за корником и вогнал его в бухту Бертом, где за ночь блокировал французскую эскадру, надеясь привести их в бой на следующий день. Однако 9 июня Монтегю заметил 19 французских кораблей, появившихся с запада - остатки флота Вилларе. Торопливо повернув свои корабли, Монтегю отплыл на юг, чтобы не попасть в ловушку между двумя силами, которые могли легко сокрушить его. Вильяре и Корник погнались за день, прежде чем повернуть на восток к безопасным французским портам.

Хоу извлек выгоду из ухода Монтегю, поскольку его собственный потрепанный флот прошел близко к месту этого противостояния 10 июня. продвигаясь на север в Ла-Манш. Поскольку Вилларе и Корник случайно преследовали Монтегю на юг, Хоу смог без труда пройти через Ушант и прибыл с Плимута 12 июня, к которому вскоре присоединился Монтегю. Накануне Вилларе бросила якорь у Корника в заливе Бертом, но Сен-Андре отказал ему в въезде в Брест до тех пор, пока не будут оценены республиканские настроения населения города. 12 июня конвой из Америки, наконец, прибыл из Франции, потеряв всего один корабль во время шторма.

Последствия

И Великобритания, и Франция одержали победу в битве: Британия по праву захватить или потопить семь французских кораблей, не потеряв ни одного из своих и сохранив контроль над местом сражения; Франция, потому что жизненно важный конвой прошел через Атлантику невредимым и прибыл во Францию ​​без значительных потерь. Эти два флота были осыпаны их соответствующими странами как похвалой, так и критикой - последняя была особенно адресована тем капитанам, которые, как считалось, не внесли значительного вклада в боевые действия. Британский флот в Спитхеде получил королевский визит короля Георга III и всей королевской семьи.

Франция

Во Франции революционеры принципы égalité исключали обширные награды, но Вилларе была повышена до вице-адмирала 27 сентября 1794 года, а другие незначительные награды были распределены между адмиралами флота. Кроме того, офицеры флота приняли участие в праздничном параде из Бреста в Париж, сопровождая недавно прибывшие запасы продовольствия. Роль Vengeur du Peuple была мифизирована Бертраном Баррером, что породило возвышенную легенду. Мнения во Франции относительно исхода битвы разделились; в то время как многие приветствовали преувеличенные отчеты Сен-Андре о победе в Le Moniteur, старшие военно-морские офицеры не соглашались. Среди несогласных был очень опытный, но недавно уволенный адмирал Кергелен. Кергелен был возмущен неспособностью Вилларе возобновить битву после того, как он реформировал свою эскадру, и чувствовал, что французский флот мог бы добиться успеха в тактическом, а также в стратегическом плане, если бы Вильяре приложил больше усилий, чтобы поразить остатки флота Хоу. Французский флот понес самые большие потери за один день после битвы при Ла-Хоге в 1692 году.

В конечном счете революционные эксцессы того периода оказались катастрофическими для французского флота. Плохое руководство, противоречивые и деспотические приказы и истребление опытных моряков в строю способствовали негативному отношению во французском офицерском корпусе. Французский боевой флот больше не оспаривал британское господство в водах Северной Европы, и их рейдерские операции неоднократно заканчивались провалом из-за более уверенных британских эскадр и неумолимой атлантической погоды. К 1805 году, когда последний великий французский флот, вышедший в море, был разбит в Трафальгарской битве, плохая подготовка и низкие инвестиции во флот снизили его эффективность до уровня, немыслимого 20 лет назад

.

Британия

Знаменитая победа британского флота под командованием графа Хоу над французским флотом Великого Первого июня 1794 года,. Даниэля Орма, 1795. 1802 г. гравюра в память Славного Первого июня. Французская пушка, захваченная лордом Хау, теперь экспонируется в Королевском Арсенале, Вулвиче

В Британии были удостоены множества наград. флот и его командиры. Адмирал Хоу, уже будучи графом, отказался от дальнейшего повышения, и один из политических противников Хоу отговорил короля Георга III сделать его Рыцарем Подвязки. Вице-адмирал Грейвс был возведен в пэр Ирландии как барон Грейвс, а вице-адмирал Худ стал виконтом Бридпортом. Контр-адмиралы Бойер, Гарднер, Пэсли и Кертис (последний был произведен в звание капитана 4 июля 1794 г.) были сделаны баронетами, а Бойер и Пэсли также получали пенсии в размере £. 1000 в год, чтобы компенсировать им тяжелые ранения. Все старшие лейтенанты были повышены до командующего, а многие другие офицеры получили повышение в результате своих действий. Благодарность парламента была единогласно передана всем, кто участвовал в акции, а различные другие подарки и награды были розданы флоту. Мемориал капитанам Джону Хатту и Джону Харви, оба из которых умерли от ран 30 июня, был воздвигнут в Вестминстерском аббатстве.

Однако были горькие последствия наград, коренящиеся в официальной депеши Хоу. Адмиралтейству относительно битвы, которая, по некоторым сведениям, была написана Кертисом. Хоу приложил к своему отчету список с именами офицеров, которые, по его мнению, заслужили особую награду за участие в сражении. В список вошли вице-адмиралы Грейвс и Худ, контр-адмиралы Бойер, Гарднер и Пэсли, а также капитаны Сеймур, Пакенхэм, Крэнфилд Беркли, Гамбьер, Джон Харви, Пейн, Генри Харви, Прингл, Дакворт, Эльфинстон, Николс и Хоуп. Также упоминались лейтенанты Монктон и Доннелли. В списке не было ряда офицеров, которые служили в бою, и справедливость их бездействия была очень спорным вопросом в ВМФ. Контр-адмирал Колдуэлл был единственным присутствующим британским флагманом, не удостоившимся наследственной награды, хотя 4 июля он был повышен до вице-адмирала (как и Бойер и Гарднер). Изучив судовые журналы и отчеты о битве, Адмиралтейство отчеканило медаль, которую вручали только живым капитанам из списка (хотя капитан Уильям Паркер из HMS Audacious тоже был награжден медалью). Капитаны, исключенные из списка, были в ярости, и фурор от этой выборочной награды длился годы: в 1795 году вице-адмирал Колдуэлл оставил службу в гневе, а Катберт Коллингвуд, флагманский капитан Барфлера, отказался Ему также были вручены все награды за будущую службу до медали «Славное первое июня». В конце концов он получил ее после битвы при мысе Сент-Винсент в 1797 году. Более пятидесяти лет спустя битва была отмечена застежкой, прикрепленной к медалью за военно-морскую службу, присужденной после заявление ко всем британским участникам, еще жившим в 1847 году.

Горьким из всех была кампания шептания, направленная против Энтони Моллоя, капитана HMS Caesar. Коллеги-офицеры обвинили Моллоя в трусости за его невыполнение приказов Хоу 29 мая и 1 июня. Просьба Моллоя об официальном военном трибунале очистить его имя не удалось, и хотя его личное мужество не подвергалось сомнению, его профессиональные способности были поставлены под сомнение. Моллой был уволен со своего корабля.

Из захваченных кораблей несколько были куплены и долгое время проработали в Королевском флоте, в частности два 80-пушечных корабля HMS Sans Pareil, которые были выведен из эксплуатации в 1802 году, но не разбит до 1842 года, и HMS Juste, который был популярным командованием до его вывода из эксплуатации в 1802 году по Амьенскому миру. Из четырех 74-пушечных призов «Ахилл» и «Нортумберленд» (оба 74-х, построенных в конце 1770-х годов) были разбиты как непригодные к эксплуатации вскоре после прибытия в Великобританию, в то время как Impétueux был уничтожен в результате пожара на верфи 24 августа 1794 года во время ремонта. America, последний приз, был принят в Королевский флот как HMS America, но в июле 1795 года переименован в HMS Impetueux и оставался на вооружении до 1813 года. Общий приз призовых денег для этих кораблей составлял £ 201 096 (эквивалент 23000000 фунтов стерлингов на 2020 год), разделенных между судами под командованием лорда Хау.

Примечания
Ссылки
Библиография
Wikisource содержит текст статьи Британской энциклопедии 1911 года Первое июня, Битва при.

Последняя правка сделана 2021-05-21 11:05:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте