Глория | |
---|---|
Хоровая музыка Фрэнсис Пуленк | |
Каталог | FP 177 |
Язык | Latin |
На основе | Gloria |
Composed | 1959 (1959) |
Выполнено | 21 января 1961 (1961-01-21) |
Подсчет очков |
|
The Gloria от Фрэнсиса Пуленка, FP 177, оценка для сопрано solo, large orchestra и chorus, это настройка текста Gloria из массового ординарного. Одна из самых известных работ Пуленка, она была заказана Фондом Кусевицкого в честь Сергея Кусевицкого и его жены Натальи, однофамильцев фонда.
Премьера «Глории» состоялась 21 января 1961 года в Бостоне, штат Массачусетс, в исполнении Бостонского симфонического оркестра и Chorus Pro Musica под управлением Чарльза Мюнча с Адель Аддисон как солистка. Первую запись (также в 1961 году) для EMI провел Жорж Претр под руководством композитора с Розанной Картери в качестве солистки. Среди более поздних записей музыки, запись RCA Victor хоралом Роберта Шоу в 1965 году получила премию Грэмми как «Лучшее хоровое исполнение».
Работа разделена на шесть частей следующим образом:
Открывается первая часть с великолепным аккордовым мотивом духовых инструментов, который очень напоминает начало Игоря Стравинского Серенада ля фортепиано (1925). Затем хор вступает в пение с акцентом и Вступление начинается соль мажор и переходит в аккорд соль минор, после чего деревянные духовые инструменты вступают в параллельные 4-е и 7-е. Припев вступает в ритме с двумя точками, напоминающем фанфары для духовых инструментов, в тональности си минор. в сопровождении трезвучий си минор на педали G в басу. Это сопоставление соль мажор и си минор очень важно, и оно возвращается на протяжении всего произведения.
Вторая часть самая веселая, она начинается со странного, быстрого вступления духовых. Легкая мелодия повторяется на протяжении всего движения вместе с часто меняющимся размером. Это движение в тональности C с небольшими отклонениями. Последняя строка текста, начинающаяся с «Gratias agimus...», выполнена в мрачной хроматической манере, придавая потусторонний характер посреди разгула движения. После этой передышки происходит переключение на ми-бемоль над басовой фигурой "oompah". Акцентирование текста в этом движении было названо «извращенным» из-за его неречевых паттернов.
Третья часть начинается с чрезвычайно драматичной сольной партией сопрано после вступления деревянных духовых инструментов. Движение завершается третьей пикардией, подготавливая почву для более радостной четвертой части.
Четвертая часть самая короткая и напоминает вторую часть по шутливому характеру оркестровых фраз, но содержит некоторые акценты первой части в партиях припева. Мелодические линии часто бывают пентатоническими, а быстрый темп и зажигательные ритмы создают впечатление кружения и танца, основанного на постоянном возвращении темы.
Пятая часть открывается деревянными духовыми инструментами и напоминает третью часть с возвращением. солиста сопрано в качестве лидера. Музыка мрачна и загадочна, отчасти из-за включения в вступительную мелодическую линию сопрано как усиленной четвертой, так и расширенной пятой части. Движение завершается аккордом ми-бемоль минор, на квинту ниже, чем начальный си-бемоль минор, создавая беспокойное, таинственное ощущение в конце. Особо следует отметить сходство соло кларнета в этой части с частями первой и второй частей более поздней сонаты для кларнета Пуленка.
Шестая часть начинается с чередования припева a cappella и междометий оркестра, интонирующего тему фанфар из первой части. После вступления основная установка текста напоминает первую часть с рабочей строкой шестнадцатой ноты в верхних струнах над ходячим басом. Заключительной части предшествует соло «Аминь» из сопрано, вторит припеву. Хор продолжает повторение текста, на этот раз в сочетании аккордов си минор и соль мажор в оркестре. Тема фанфар из первой части возвращается в последний раз перед финальным «аминь», торжествующе медленнее и грандиознее. Финальное «Аминь», произносимое сопрано на ре мажор, относится к аккордам си минор и соль мажор, сыгранным одновременно в конце пьесы.