Кризис субстандартной ипотеки достиг критической стадии в течение первой недели сентября 2008 г., характеризуемой значительным сокращением ликвидность на мировых кредитных рынках и угрозы неплатежеспособности инвестиционных банков и других организаций.
Директор Федерального агентства жилищного финансирования (FHFA) (FHFA) США Джеймс Б. Локхарт III 7 сентября 2008 г. объявил о своем решении разместить два спонсируемых государством предприятия (GSE) США, Fannie Mae (Федеральная национальная ипотечная ассоциация) и Freddie Mac (Федеральная ипотечная корпорация) в опекунство под управлением FHFA. Министр финансов США Генри Полсон на той же пресс-конференции заявил, что решение о передаче двух GSE в опекунство было решением, которое он полностью поддерживает, и сказал, что он посоветовал, «что консерваторство было единственной формой, в которой я бы согласился. деньги налогоплательщиков GSE ". Он также сказал, что «я связываю необходимость сегодняшних действий в первую очередь с внутренним конфликтом и ошибочной бизнес-моделью, встроенной в структуру GSE, а также с продолжающейся корректировкой жилищного строительства ». В тот же день Федеральный резервный банк Председатель Бен Бернанке заявил в поддержку: «Я решительно поддерживаю решение директора FHFA Локхарта передать Fannie Mae и Freddie Mac под опеку и предпринятые меры. министра финансов Полсона, чтобы обеспечить финансовую устойчивость этих двух компаний ».
Начиная с банкротства Lehman Brothers в полночь понедельника, 15 сентября 2008 г., финансовый кризис вступил в острую фазу, отмеченную банкротством известных американских и европейских банков и усилиями американского и европейского правительств по спасению проблемных финансовых учреждений в США. Государства путем принятия Закона о чрезвычайной экономической стабилизации 2008 года и в европейских странах путем вливания капитала в крупные банки. Впоследствии Исландия чуть не объявила о банкротстве, поскольку три крупнейших банка страны и, по сути, финансовая система, рухнули. Многие финансовые учреждения в Европе также столкнулись с проблемой ликвидности, которая им была необходима для повышения коэффициента достаточности капитала. По мере развития кризиса фондовые рынки во всем мире падали, и мировые финансовые регуляторы пытались координировать усилия по сдерживанию кризиса. Правительство США составило план на 700 миллиардов долларов по покупке неработающих залогов и активов. Однако план не был реализован, поскольку некоторые члены Конгресса США отвергли идею использования денег налогоплательщиков для спасения инвестиционных банкиров с Уолл-Стрит. После того, как фондовый рынок обрушился, Конгресс внес поправки в план спасения на 700 миллиардов долларов и принял закон. Однако настроения участников рынка продолжали ухудшаться, и мировая финансовая система почти рухнула. В то время как рынок стал крайне пессимистичным, британское правительство запустило план финансовой помощи в размере 500 миллиардов фунтов, нацеленный на вливание капитала в финансовую систему. Британское правительство национализировало большинство проблемных финансовых учреждений. Многие европейские правительства последовали его примеру, а также правительство США. К концу октября фондовые рынки, похоже, стабилизировались. Кроме того, падение цен из-за снижения спроса на нефть в сочетании с прогнозами глобальной рецессии привело к временному разрешению энергетического кризиса 2000-х годов. В восточноевропейских экономиках Польши, Венгрии, Румынии и Украины экономический кризис характеризовался трудности с займами, предоставленными в твердой валюте, такой как швейцарский франк. По мере обесценивания местной валюты в этих странах производить выплаты по таким займам становилось все труднее.
По мере развития финансовой паники в сентябре и октябре 2008 г. произошел "переход к качеству ", поскольку инвесторы искали безопасности в США. Казначейские облигации, золото и такие валюты, как доллар США (по-прежнему широко воспринимаемый в качестве мировой резервной валюты) и иена (в основном за счет закрытия сделок carry trade). Этот валютный кризис угрожал нарушить международную торговлю и оказал сильное давление на все мировые валюты. Международный валютный фонд имел ограниченные ресурсы по сравнению с потребностями многих стран, валюта которых находится под давлением или близка к краху.
Дальнейший сдвиг в сторону активов, которые воспринимаются как материальные и устойчивые, например золото или земля (в отличие от «бумажных активов»). Однако по мере развития событий в начале 2009 года в качестве основного убежища были выбраны казначейские облигации США. Этот приток денег в Соединенные Штаты вылился в отток денег из других стран, что ограничило их способность собирать деньги для местных спасательных операций.
В воскресенье, 14 сентября, было объявлено, что Lehman Brothers объявит о банкротстве после того, как Федеральный резервный банк отказался участвовать в создании механизма финансовой поддержки для Lehman Brothers. Значение банкротства Lehman Brothers оспаривается, и некоторые приписывают ему ключевую роль в развитии последующих событий. Участвующие руководители, Бен Бернанке и Генри Полсон, оспаривают эту точку зрения, ссылаясь на объем токсичных активов в Lehman, которые сделали спасение невозможным. Сразу после банкротства JPMorgan Chase предоставил брокерско-дилерскому подразделению Lehman Brothers 138 миллиардов долларов для «урегулирования операций с ценными бумагами с клиентами Lehman и его клиринговыми сторонами», согласно заявлению, сделанному в дело о банкротстве города Нью-Йорка.
В тот же день было объявлено о продаже Merrill Lynch Bank of America. Начало недели ознаменовалось крайней нестабильностью на мировых фондовых рынках с резким падением рыночной стоимости в понедельник, 15 сентября, и в среду, 17 сентября. 16 сентября крупная страховая компания American International Group ( AIG), значительный участник рынков, пострадал от кризиса ликвидности в результате понижения своего кредитного рейтинга. Федеральная резервная система по запросу AIG и после того, как AIG показала, что не может найти кредиторов, желающих спасти ее от банкротства, создала кредитную линию на сумму до 85 миллиардов долларов США. в обмен на 79,9% доли в капитале и право приостановить выплату дивидендов по ранее выпущенным обыкновенным и привилегированным акциям.
16 сентября Резервный первичный фонд, крупный взаимный фонд денежного рынка, снизил цену своих акций ниже 1 доллара США из-за наличия долговых ценных бумаг Lehman. Это привело к требованию инвесторов вернуть свои средства по мере нарастания финансового кризиса. К утру 18 сентября количество заявок на продажу от институциональных инвесторов на денежном рынке составило 0,5 триллиона долларов при общей рыночной капитализации в 4 триллиона долларов, но вливание ликвидности из Федеральной резервной системы в 105 миллиардов долларов предотвратило немедленный крах. 19 сентября Казначейство США предложило временное страхование (аналог Федеральной корпорации страхования вкладов страхование банковских счетов) фондам денежного рынка. К концу недели короткие продажи финансовых акций были приостановлены Управлением финансовых услуг в Соединенном Королевстве и Комиссией по ценным бумагам и биржам в Соединенные Штаты. Аналогичные меры были приняты властями других стран. Некоторое восстановление доверия к рынку произошло благодаря огласке вокруг усилий Казначейства и Комиссии по ценным бумагам и биржам
19 сентября 2008 г. был разработан план, призванный облегчить возникшие трудности. кризис субстандартной ипотеки был предложен министром финансов Генри Полсоном. Он предложил Программу помощи проблемным активам (TARP), позже включенную в Закон о чрезвычайной экономической стабилизации, которая позволила бы правительству США приобретать неликвидные активы, неофициально называемые токсичными активами финансовых учреждений. Стоимость ценных бумаг определить чрезвычайно сложно.
Консультации между министром финансов, председателем Федеральной резервной системы и председателем США Комиссия по ценным бумагам и биржам, лидеры Конгресса и президент Соединенных Штатов выдвинули планы по продвижению комплексного решения проблем, создаваемых неликвидными ценными бумагами с ипотечным покрытием. Об этом времени президент позже сказал: «... [мои] главные экономические советники сказали мне, что ситуация, с которой мы столкнулись, может быть хуже, чем Великая депрессия."
В конце недели секретарь Министерство финансов и президент Буш объявили о предложении федеральному правительству купить на сумму до 700 миллиардов долларов США неликвидных ценных бумаг с ипотечным покрытием с намерением повысить ликвидность вторичных ипотечных рынков и снизить потенциальные убытки финансовых институтов, владеющих ценными бумагами. Проект предложения по плану был положительно воспринят инвесторами на фондовом рынке. Подробности финансовой помощи оставались перед Конгрессом.
В воскресенье, 21 сентября, два оставшихся в США инвестиционных банка, Goldman Sachs и Morgan Stanley с одобрения Федеральной резервной системы, преобразованы в банковские холдинговые компании, статус подлежит большему регулированию, но с более доступ к капиталу. 21 сентября министр финансов Генри Полсон объявил, что первоначальное предложение, которое исключало иностранные банки, было расширено, чтобы включить иностранные финансовые учреждения, присутствующие в США. Администрация США оказывала давление на другие страны, чтобы те разработали аналогичные планы по спасению.
В понедельник и вторник в течение недели с 22 сентября явились министр финансов США и председатель совета управляющих Федеральная резервная система перед комитетами Конгресса, а в среду президент Соединенных Штатов в прайм-тайм выступил с обращением к президенту по телевидению. За кулисами велись переговоры по уточнению предложения, которое увеличилось до 42 страниц по сравнению с исходными 3 и, как сообщалось, включало как структуру надзора, так и ограничения на заработную плату руководящего состава, а другие положения рассматривались.
25 сентября лидеры Конгресса сообщили о согласии по основам пакета; тем не менее, общественность выразила общее и явное несогласие с предложением. В четверг днем на встрече в Белом доме, на которой присутствовали лидеры Конгресса и кандидаты в президенты, Джон Маккейн и Барак Обама, стало ясно, что не было консенсуса в Конгрессе с представителями республиканцев и высокопоставленным членом Банковского комитета Сената Ричардом. К. Шелби, категорически против этого предложения. Альтернатива, предложенная консервативными республиканцами Палаты представителей, заключалась в создании системы ипотечного страхования, финансируемой за счет сборов с держателей ипотечных кредитов; Когда рабочая неделя закончилась, переговоры продолжились по плану, который вырос до 102 страниц и включал ипотечное страхование в качестве опции. В четверг вечером Washington Mutual, крупнейшая в стране ссудо-сберегательная корпорация, была конфискована Федеральной корпорацией по страхованию вкладов, и большая часть ее активов была передана JPMorgan Chase. Wachovia, один из крупнейших банков США, как сообщается, вёл переговоры с Citigroup и другими финансовыми учреждениями.
Раннее В воскресенье утром министр финансов США и лидеры Конгресса объявили, что достигнуто соглашение по всем основным вопросам: общая сумма в 700 миллиардов долларов осталась с учетом возможности создания схемы ипотечного страхования.
В воскресенье, 28 сентября, стало известно, что план спасения был разработан для британского ипотечного кредитора Bradford Bingley. Grupo Santander, крупнейшего банка Испании, планировалось взять под контроль офисы и сберегательные счета, в то время как ипотечный и кредитный бизнес стал национальным zed.
Fortis, огромная банковская и финансовая компания Бенилюкса была частично национализирована 28 сентября 2008 года, с Бельгией, Нидерландами и Люксембург инвестирует в банк 11,2 миллиарда евро (16,3 миллиарда долларов США). Бельгия приобретет 49% бельгийского подразделения Fortis, а Нидерланды сделают то же самое для голландского подразделения. Люксембург согласился предоставить ссуду, конвертируемую в 49% -ную долю люксембургского подразделения Fortis.
Утром в понедельник, 29 сентября, стало известно, что Wachovia, 4-й по величине банк в США., будет приобретена Citigroup.
В понедельник министр финансов Германии объявил о спасении Hypo Real Estate, мюнхенской холдинговой компании, включающей ряд объектов недвижимости финансировали банки, но сделка сорвалась в субботу, 4 октября.
В тот же день правительство Исландии национализировало Glitnir, третьего по величине кредитора Исландии.
В понедельник в Европе и США акции резко упали, несмотря на вливание средств на рынок для краткосрочного кредитования. В США индекс Dow упал на 777,68 пункта (6,98%), что стало самым большим падением за один день в истории (но только 17-м по величине процентным падением).
План спасения США, теперь названный Акт о чрезвычайной экономической стабилизации от 2008 года, расширенный до 110 страниц, был намечен для рассмотрения в Палате представителей в понедельник, 29 сентября, как HR 3997, и в Сенате позднее на этой неделе. План провалился после того, как в Палате представителей в течение 40 минут проводилось голосование против 205 против 228. Между тем, Федеральная резервная система объявила, что вложит 630 миллиардов долларов в мировую финансовую систему для увеличения ликвидности долларов во всем мире, поскольку фондовые рынки США пережили резкое падение, индекс Доу-Джонса потерял 300 пунктов за считанные минуты и закончился падением. 777,68, Nasdaq потерял 199,61 пункта, упав ниже отметки 2000 пунктов, а индекс S.P. 500 скидка 8,77% на день. К концу дня Dow потерпел самое сильное падение в истории индекса. Банковский индекс SP 500 упал на 14% 29 сентября из-за падения стоимости акций ряда американских банков, которые в целом считаются надежными, включая Bank of New York Mellon, State Street и Северный трест ; три банка Огайо, National City, Fifth Third и KeyBank резко упали.
Во вторник, 30 сентября, акции поднялись, но кредиты рынки остались в напряжении: Лондонская межбанковская ставка предложения (однодневная долларовая ставка Libor) выросла на 4,7% до 6,88%. Правительство Франции, Бельгии и Люксембурга предоставило французско-бельгийскому банку 9 миллиардов долларов США Dexia.
После того, как ирландские банки оказались под давлением в понедельник, 29 сентября, ирландское правительство заключило двухлетний гарантийный договор. для защиты всех депозитов (розничных, коммерческих, институциональных и межбанковских), покрытых облигаций, приоритетного долга и датированного субординированного долга (нижний уровень II) 6 ирландских банков: Allied Irish Banks, Bank of Ireland, Anglo Irish Bank, Irish Life and Permanent, Irish Nationwide и Строительное общество EBS ; потенциальное обязательство составляет около 400 миллиардов долларов.
Ключевой индикаторы риска стали очень нестабильными в сентябре 2008 г., что побудило правительство США принять Закон о чрезвычайной экономической стабилизации 2008 г.. «TED spread » - это показатель кредитного риска для межбанковского кредитования. В этом разница между: 1) безрисковой ставкой трехмесячных казначейских векселей США; и 2) трехмесячная ставка лондонского межбанковского предложения (LIBOR ), которая представляет собой ставку, по которой банки обычно предоставляют ссуды друг другу. Более высокий спред указывает на то, что банки воспринимают друг друга как более рискованных контрагентов. Вексель считается "безрисковым", потому что за ним стоит полная вера и кредит доверия правительства США; теоретически правительство могло бы просто напечатать деньги, чтобы основная сумма долга была полностью выплачена при наступлении срока погашения. В конце сентября 2008 года спред TED достиг рекордного уровня. Диаграмма показывает, что динамика доходности казначейских облигаций была более значимой движущей силой, чем изменения LIBOR. Доходность трехмесячных казначейских векселей, столь близкая к нулю, означает, что люди готовы отказаться от процентов только для того, чтобы сохранить свои деньги (основную сумму) в течение трех месяцев - очень высокий уровень неприятия риска и свидетельствует о жестких условиях кредитования. Движущей силой этого изменения были инвесторы, переводящие средства из фондов денежного рынка (обычно считающихся почти безрисковыми, но с несколько более высокой доходностью, чем казенные векселя) и других типов инвестиций в казначейские векселя. Эти проблемы согласуются с аспектами кризиса субстандартной ипотеки в сентябре 2008 года, которые привели к принятию Закона о чрезвычайной экономической стабилизации 2008 года, подписанного президентом США Джорджем Бушем 2 октября 2008 года.
Кроме того, увеличение LIBOR означает, что финансовые инструменты с плавающей процентной ставкой становятся все более дорогими. Например, автокредиты и ставки часто привязаны к LIBOR; по некоторым оценкам, кредиты и деривативы привязаны к ставке LIBOR на сумму до 150 триллионов долларов. Кроме того, базисный своп между одномесячным LIBOR и трехмесячным LIBOR увеличился с 30 базисных пунктов в начале сентября до более чем 100 базисных пунктов. Финансовые институты с размером обязательств до 1-месячной LIBOR, но с финансированием от 3-месячной LIBOR столкнулись с повышенными затратами на финансирование. В целом более высокие процентные ставки оказывают дополнительное понижательное давление на потребление, увеличивая риск рецессии.
инвестиционные банки и частный капитал (...) рассматривают землю как безопасную гавань от финансового шторма.