Железная дорога Глазго, Думбартона и Хеленсбурга

редактировать

[
  • v
  • t
]Железная дорога Глазго, Думбартона. и Хеленсбурга
РегионШотландия
Даты работы14 августа 1855 г. - 31 июля 1862 г.
Линия преемникаЖелезнодорожный вокзал Эдинбурга и Глазго
Ширина колеи 4 фута 8 / 2 дюйма (1435 мм)
Legend
стрелка вверх West Highland Railway
Helensburgh Upper (WHR)
Helensburgh Central
Craigendoran
Craigendoran Junction
Cardross
стрелка вправо
Каледонско-Данбартонширская
Junction Railway
Далреоч (C DJR)
Dumbarton Central (C DJR)
Dumbarton Joint Line Junction
Dumbarton East (LDR)
соединительная линия, открытая в 1960 году
Боулинг (LDR)
Боулинг (GD HR / C DJR Joint)
LowerLeft стрелка Lanarkshire Dunbartonshire Rly
Килпатрик
Dalmuir Park Junction
Dalmuir
стрелка влево Glasgow, Yoker Clydebank Rly
Singer
Drumchapel
Стрелка вверху справа Glasgow Milngavie Junction Rly
Milngavie Junction
Вестертон
Найтсвуд Норт Джанкшн
Форт энд Клайд Канал
стрелка влево Глазго Сити и Окружная железная дорога
стрелка влево Стобкросс железная дорога
Мэрихилл Парк Джанкшн
Мэрихилл
Келвин Вэлли Джанкшн
стрелка вниз вправо Кельвин Валли Железнодорожный
стрелка вверх Ланаркшир и Dunbartonshire Rly стрелка вправо
Hamiltonhill Goods Depot
стрелка вправо Hamiltonhill Branch (восток)
Cowlairs Junctions
стрелка вправо Эдинбург и Глазго Rly (восток)
стрелка вниз Edinburgh Glasgow Rly (юг)

Железная дорога Глазго, Думбартона и Хеленсбурга была независимо спонсирована для строительства вдоль севера реки Клайд. Он открылся в 1858 году, присоединившись к более ранней местной линии, обслуживающей Баллок. Оба были захвачены мощной Северо-Британской железной дорогой в 1865 году, и в течение некоторого времени эта линия была основным маршрутом в этом районе. По мере развития промышленности для ее обслуживания открывались другие линии, и эта линия стала ядром сети в этом районе.

Линия была электрифицирована в рамках программы модернизации в 1960 году, и сегодня она продолжает служить магистралью сети North Clyde к западу от Глазго.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 До авторизации
    • 1.2 Железная дорога Глазго, Думбартона и Хеленсбурга
    • 1.3 Открытие
    • 1.4 Поглощение
    • 1.5 Пароходные соединения
    • 1.6 Маршруты по Глазго
    • 1.7 Дамбартон и Баллок Джойнт Железная дорога
    • 1.8 Железная дорога Вест-Хайленд
    • 1.9 Завод Зингера
    • 1.10 Двадцатый век
    • 1.11 Станции Баллока
    • 1.12 Открытие местной станции
  • 2 Сегодняшнее время
  • 3 Топография
  • 4 Ссылки
  • 5 Примечания
  • 6 Источники
История

До авторизации

Сообщества Думбартон и Хеленсбург были важные перевалочные пункты на дороге из Глазго к западному побережью Шотландии, и хорошо обслуживались небольшими лодками по реке Клайд.

Большинство первых железных дорог в Шотландия были угольными железными дорогами пути, предназначенные для транспортировки угля или других полезных ископаемых из карьера в порт или канал для дальнейшей транспортировки. Обычно эти линии использовали конную тягу и были короткими.

В 1842 г. железная дорога Эдинбурга и Глазго (EGR) начала свою деятельность и показала, на что способна междугородняя железная дорога, доставляя пассажиров и товары на большие расстояния. Города, обслуживаемые новой железной дорогой, сразу почувствовали это преимущество, поскольку предметы первой необходимости, особенно уголь и линии для сельскохозяйственных нужд, стали намного дешевле, а транспортировка на рынок товаров местного производства также неизмеримо улучшилась.

Идея железных дорог дальнего следования и сети захватила воображение общественности, а легкодоступные деньги 1840-х годов привели к безумному продвижению шотландских железных дорог. Сущность этого заключалась в том, как лучше всего связать города центральной Шотландии с развивающейся английской железнодорожной сетью. Это привело к разрешению большого количества шотландских линий в 1844–1845 гг.

Эти железные дороги, в частности, Северо-Британская железная дорога, Каледонская железная дорога и Глазго и Юго-Западная железная дорога имели свои собственные приоритеты, которые в большинстве случаев заключались в консолидации области, в которой они доминировали. Сначала северный берег Клайда был оставлен для речных лодок.

В 1846 г. соединительная железная дорога Каледонии и Дамбартоншира (C DJR) была уполномочена соединиться с EGR около Cowlairs и построить железную дорогу до Balloch на Loch Lomond ; в то время река Левен была центром значительной индустрии текстильной печати. ​​

C DJR не смогла привлечь капитал, необходимый для строительства всей своей линии, и ей пришлось довольствоваться Сама застройка от Боулинга через Думбартон до Баллоха, опираясь на пароходы Клайда, чтобы закрыть брешь в городе.

Железная дорога Глазго, Думбартон и Хеленсбург

Железнодорожная система Глазго, Думбартона и Хеленсбурга

Линия C DJR была на удивление успешной, и это только подчеркнуло потенциал железной дороги, которая действительно связала район к северу и западу от Думбартона с Глазго.

Местные жители продвинули строительство железной дороги, чтобы сократить разрыв, и 15 августа 1855 года железная дорога Глазго, Думбартона и Хеленсбурга получила разрешение на строительство линии от Коулэрса на линии Эдинбурга и Глазго до Хеленсбурга. Поезда будут использовать пассажирский терминал Куин-стрит и товарный склад Сайхилла на железной дороге Эдинбурга и Глазго. Уставный капитал составлял 240 000 фунтов стерлингов.

Линия должна была соединиться с линией Каледонии и Думбартоншира и пересекать ее в центре маршрута, и железная дорога Эдинбурга и Глазго должна была управлять ею. Планируемая линия проходила к северу от Глазго, избегая строительства в застроенной территории. Директора гордились своей местной поддержкой; Значительная часть английского капитала поддержала строительство первых железнодорожных магистралей в 1840-х годах, но те времена прошли.

Компания согласилась выплатить компании C DJR половину стоимости моста Ривер Левен в Думбартоне.

Открытие

Когда строительство было почти В итоге возникли разногласия с железной дорогой Эдинбурга и Глазго по поводу условий использования станции Куин-стрит. Вместо того, чтобы использовать терминалы этой компании, в день открытия поезда GDHR следовали на станцию ​​Caledonian Railway Buchanan Street из Сайххилла. Открытие состоялось 28 мая 1858 года. Однако месяц спустя было подписано соглашение с EGR, и 30 мая 1858 года был обеспечен более удобный проезд до Куин-стрит.

Линия к западу от Думбартона была единой, со спартанцами. размещение на станциях.

GDHR работал совместно с C DJR и большинством поездов, пассажирских и грузовых, разделенных в Думбартоне, а часть продолжалась в Хеленсбург (GDHR) и Баллок (C DJR). Операторы пароходов бежали из Глазго в Боулинг-Пирс для дальнейшего соединения через C DJR; теперь это было бесполезно из-за наличия сквозного железнодорожного маршрута, и многие из них перешли на рейсы из Глазго в пункты назначения Думбартон и Ривер Левен, прямо конкурируя с железной дорогой; им пришлось резко снизить свои тарифы из-за того, что они пострадали от снижения скорости.

GDHR намеревался обеспечить пароходное сообщение из Хеленсбурга в устье Клайд в 1858 году, но они обнаружили, что Каледонская железная дорога, основанная в Гриноке на южном берегу, зафрахтовала все доступные суда и монополизировала сервис со своей стороны реки. GDHR пришлось ждать до следующего сезона, чтобы начать серьезную пароходную операцию.

Они также потерпели отпор в Хеленсбурге, где пирс находился на некотором расстоянии от железнодорожной станции; Попытки получить согласие на железнодорожное сообщение с пирсом постоянно встречали сопротивление жителей Хеленсбурга.

Поглощение

Поскольку линия эксплуатировалась Эдинбургско-Глазгоской железной дорогой, возник вопрос о продаже линия к этой компании; C DJR был в таком же положении. Поглощение произошло 14 августа 1862 года, когда GDHR и C DJR прекратили свое существование: линия принадлежала EGR.

Сама EGR после этой даты не имела длительного независимого существования; Северо-Британская железная дорога становилась все более мощной и поглотила EGR 31 июля 1865 года.

NBR вела конкурентную войну против конкурирующей Каледонской железной дороги, и она немедленно наладил пароходство из Frisky Wharf (пирс CDJ в Боулинге) и Гринока, закрепившись там на территории Каледонии.

Пароходные связи

У северных британцев была дочерняя компания, North British Компания Steam Packet, которая обслуживала пароходы с пирсами Ферт-оф-Клайд. Услуги из Хеленсбурга не имели большого успеха, и было ясно, что пирс Хеленсбурга неудовлетворителен из-за отсутствия прямого железнодорожного сообщения. 15 мая 1882 года новый пирс был построен в Крейгендоране, примерно в миле к востоку от Хеленсбурга, и короткая железнодорожная ветка там дала прямое сообщение. Только с этого года NBR смогла обеспечить успешное пароходное сообщение с Ротсей и другими важными местами Клайда. Город Хеленсбург оспаривал строительство пирса Крейгендоран, опасаясь потери торговли на их пирсе, хотя они и отказались от железнодорожного сообщения с ним. Действительно, они отклонили первый законопроект в парламенте, и НБР пришлось повторно подать законопроект на сессии 1879 года; Стоимость должна была составить 35 000 фунтов стерлингов. (На самом деле это стоило 50 000 фунтов стерлингов.) NBR приобрела дополнительный пароход, Sheila, в дополнение к Dandy Dinmont и Gareloch.

Линия ранее шла по прямой прямой, приближаясь к Хеленсбургу (примерно вдоль нынешней Мармион-авеню). и Monaebrook Place), но для размещения станции Craigendoran Pier, прилегающей к сквозной линии, был введен новый южный поворот, а старый прямой маршрут был оставлен. В саду нет. На Мармион-авеню, 2, находится оригинальный каменный арочный мост через Драмфорк-Берн.

В 1896 году сообщалось, что пассажиров пригородных поездов из Гринока в Глазго поощряли пересекать Клайд на пароходе до Крайгендорана, а из Глазго - из туда поездами NBR.

Маршруты по Глазго

Маршрут GDHR всегда достигался из Глазго обходным путем: линия налево Квин-стрит на северо-востоке направлении и огибал север города, чтобы бежать на запад, в Думбартон и Хеленсбург. Линия не планировалась как пригородная железная дорога; Фактически, первой станцией на выезде из Глазго был Мэрихилл, затем изолированный сельский городок, за которым следовал Далмюр.

Город Милнгэви был домом для значительной промышленной деятельности, особенно в области текстиля. и производство бумаги, а также независимая Железная дорога Глазго и Милнгэви-Джанкшен была открыта в 1863 году. Она соединялась с линией GDHR на Милнгэви-Джанкшен; Только в 1913 году на перекрестке открылась станция: это был Вестертон. Железная дорога Глазго и Милнгэви-Джанкшн была поглощена NBR в 1873 году.

Реагируя на недостатки причальных сооружений в Глазго, Clyde Trustees в 1871 году предприняли амбициозный проект по строительству большого дока в Стобкроссе, на болотистой местности. северный берег ниже по течению. Это стало, и оно открылось в 1874 году.

Северо-Британская железная дорога хотела получить доступ к этим новым промышленным разработкам и предвидела потребность в транспортировке минералов в связи со строительством Королевского дока, построил к ней соединительную линию, Стобкросс,, оставив линию GDHR в Мэрихилле и идя на юг, а затем на восток. Он открылся 20 октября 1870 года и стал важной товарной артерией для NBR. В 1874 году была открыта короткая Уайтинчская железная дорога, оставившая линию Стобкросс около Джорданхилла и ведущую в район промышленного развития на Клайд.

. промышленность к западу от города увеличивалась, чтобы удовлетворить спрос на более просторные участки и легкий доступ к Клайду для речного транспорта. Для целей судостроения был важен доступ к более широкому участку Клайда, поскольку производимые суда были больше по размеру, чем в прошлом. Район, который стал известен как Clydebank, стал центром значительного развития тяжелой промышленности с 1871 года. В 1882 году Glasgow, Yoker and Clydebank Railway открылась для обслуживания этого района. Он покинул линии Стобкросс и Уайтинч возле Джорданхилла и пошел на запад рядом с Клайдом, до конечной остановки в Клайдбанке.

У NBR теперь была сеть линий в развивающихся пригородах к западу от Глазго, но длинная цепь до добраться до конечной остановки на Куин-стрит было сдерживающим фактором, и только в 1886 году Глазго-Сити и Окружная железная дорога открыли прямой путь. GCDR был подземным маршрутом, пролегающим с востока на запад через центр Глазго, соединяющимся с линиями NBR и образующим прямой путь к Думбартону.

Короткое ответвление на Ручилл было открыто в 1886 году; он шел от маршрута GDHR на перекрестке Поссилпарк; значительный промышленный комплекс возник в Ручьюлле, на восточной стороне канала Форт и Клайд.

Объединенная железная дорога Думбартона и Баллока

На протяжении многих лет Северная Британская железная дорога имела эффективную монополию на почти все побережье Северного Клайда к западу от Глазго. По мере того, как промышленное и жилое строительство становилось все более важным в этом районе, конкурент Каледонская железная дорога стремилась войти в этот район, и это поощрило номинально независимую компанию продвигать линию. Это стало железной дорогой Ланаркшира и Думбартоншира (LDR). Он предлагал построить от каледонской системы в Глазго до пирса на Лох-Ломонд, соединяя важные пароходства с пирсами Ломондсайд, а также места текстильной промышленности в долине реки реки Левен. Новая линия должна была бы точно соответствовать существующим линиям NBR, и особенно в узкой долине Левена это было замечено как нежелательное. Был достигнут компромисс, по которому LDR будет строить только до Думбартона, а линия оттуда до Баллоха будет соединена между NBR, LDR и Каледонской железной дорогой. (Каледонская железная дорога использовала линию LDR и поглотила ее 1 августа 1909 г.)

Это вступило в силу с 1 октября 1896 г.; соединение было сделано на некотором расстоянии к востоку от станции Dumbarton. Поезда NBR и Caledonian ходили от пирса Баллох до Глазго, но дальнейший маршрут от Далреока до Хеленсбурга оставался собственностью NBR, поэтому поезда NBR из Глазго в Хеленсбург пересекали линию D BJR в центральной части своего пути. D BJR оплатила NBR часть капитальных затрат на строительство этой части линии, но теперь NBR должна была платить сборы в пользу совместной компании за проезд своих поездов по объединенному участку.

West Highland Railway

До этого времени маршрут GDHR и связанные с ним ответвления формировали развивающуюся внешнюю пригородную сеть Северной Британской железной дороги. В 1894 году West Highland Railway открыла свою главную линию на Форт-Уильям. Основные пассажирские и товарные поезда использовали маршрут GDHR между Глазго и перекрестком Крейгендоран, где расходилась линия Вест-Хайленд. У него была собственная станция в Хеленсбурге, названная Helensburgh Upper, и собственные платформы в Крейгендоране.

Учитывая расширение движения, линия между Далреочем и Кардроссом была удвоена в 1894 году.

The Singer фабрика

Американская Singer Corporation открыла в 1867 году в Данбартоншире британскую фабрику, производящую швейные машины для британского рынка. Завод значительно вырос, и в 1883 году был открыт новый завод рядом со станцией Kilbowie линии GDHR. Он имел обширные внутренние подъездные пути, и значительное количество рабочих ежедневно приезжало на работу из других мест на поезде.

В 1907 году фабрике потребовалось еще раз расширить, и это было достигнуто за счет перемещения железной дороги на север. Часть предыдущей линии была сохранена в качестве частной конечной станции для сотрудников Singer, и эта станция использовалась пассажирскими службами тяжелых рабочих.

Станция Kilbowie на главной линии GDHR была переименована в Singer, и это название было сохранено. наши дни.

ХХ век

Основные железнодорожные линии Великобритании были «сгруппированы» в соответствии с Законом о железных дорогах 1921 года в четыре больших субъекты в 1923 г.; Северо-Британская железная дорога была составной частью новой Лондонской и Северо-Восточной железной дороги (LNER). Каледонская железная дорога была составной частью новой Лондонской Мидлендской и Шотландской железной дороги (LMS), так что объединенная линия все еще находилась в совместной собственности.

В 1948 году правительство произвело дальнейшую реорганизацию, когда железные дороги были национализированы. LNER и LMS теперь входят в состав Шотландского региона Британских железных дорог. В настоящее время сохраняется прежняя модель движения поездов, хотя прежний маршрут NBR и каледонский маршрут находились под одним управлением. Однако оба маршрута были изношены, и послевоенный всплеск улучшения общественного транспорта на автобусах и рост числа частных автомобилей в сочетании с началом упадка тяжелой промышленности на Клайдесайде означали, что изменения были неизбежны.

Разработан план модернизации железных дорог; Маршрут из Глазго в Думбартон и Хеленсбург должен был быть электрифицирован, но дублирующие маршруты не могли поддерживаться. Бывший маршрут NBR был выбран для электрификации, и он был открыт 5 ноября 1960 года. Каледонская линия, подходящая к Думбартону, обслуживала важную верфь в Думбартоне, а также обширные жилые дома, которых не было на линии NBR, поэтому соединение было выполнено в Dunglass, недалеко от Боулинга, и новые электропоезда пересекли прежний каледонский маршрут оттуда до Думбартон-Джанкшен; этот участок NBR был закрыт.

Электроснабжение не было бесперебойным, поскольку 30 октября 1960 г. в Глазго произошел взрыв трансформатора в электропоезде, за которым 13 декабря последовал серьезный взрыв в поезд в Рентоне, и электричество было приостановлено. Паровозы возобновились, в то время как в электрооборудование поездов были внесены изменения, которые возобновились 1 октября 1961 года.

Обычное движение паровых поездов из Баллоха по маршруту LDR в Глазго продолжалось до 1964 года.

В течение нескольких лет работало пригородное сообщение от Аррочара и Тарбета на линии Вест-Хайленд до Крайгендорана. Пассажиры, направлявшиеся в Глазго, менялись в Крейгендоране. В западном направлении поезд Аррочар стартовал со станции Пирс и направился на восток к перекрестку, а там снова развернулся, чтобы продолжить свое путешествие. Служба прекратила свое существование в 1964 году. Пирс Крейгендоран был закрыт в 1972 году из-за того, что не использовались пароходы.

Станции Баллоха

В Баллохе было две станции. Пирс Баллоха находился на озере Лох-Ломонд, и в девятнадцатом веке он был ареной значительного движения транспорта с пароходов на поезда. После 1950 года это движение сильно сократилось, и в последующие годы не было расписания пассажирских перевозок, хотя линия оставалась доступной для экскурсионных перевозок. Последние пассажирские поезда ходили в сентябре 1986 года.

Станция Balloch, обслуживающая город, была переименована в Balloch Central в 1962 году. Когда станция Pier должна была быть закрыта, было решено переместить станцию ​​Balloch к югу от Balloch. Дорога для исключения использования переезда. Это было сделано 29 сентября 1986 года, и станция снова была названа просто Balloch.

Возобновление работы местной станции

После открытия городской и окружной железной дороги Глазго в 1886 году большинство пассажирских поездов курсировало. через низкоуровневые линии на Куин-стрит и северное кольцо от Вестертона до Каулэрса стало второстепенным для местных поездов, хотя поезда Вест-Хайленд и грузовые перевозки шли именно по этой дороге.

В 1993 году было открыто новое местное пассажирское сообщение с использованием новых и вновь открытых станций на северном кольце. На линии между Глазго Куин-стрит и Аннисленд действует 30-минутный интервал.

Сегодняшний день

В 2015 году преобладающая схема обслуживания на бывшем маршруте GDHR состоит из получасовых поездов от Хеленсбурга до Глазго Куин-стрит (далее до Эдинбурга) и получасовых поездов от Баллок до Глазго Куин-стрит, затем до Эйрдри. Поезда Хеленсбурга пропускают множество промежуточных остановок и добираются до Квин-стрит за 47 минут. Кроме того, по маршруту курсируют поезда линии West Highland, как и местные поезда 1993 года.

Топография

Когда он открылся, GDHR состоял из линии от перекрестка Каулэрс до Боулинга, со станциями в Мэрихилле, Далмуире и Килпатрике, и участка от Далреока до Хеленсбурга, со станциями на Кардросс и Хеленсбург.

Более поздний список локаций:

  • Восточный и Западный перекрестки Каулэрс на главной линии Глазго - Фолкерк;
  • Северный перекресток Каулэрс; западная вершина треугольника;
  • Эшфилд ; открыт 3 декабря 1993 г ​​.;
  • Поссилпарк; открыт в феврале 1885 г.; закрыт 1 января 1917 года, но продолжал использоваться рабочими до 2 марта 1964 года; вновь открыт под адресом Possilpark ​​Parkhouse 3 декабря 1993 г. (слегка перемещен);
  • Possilpark Junction; дивергенция ветви Ручилла;
  • Лэмбхилл; открыт 3 декабря 1993 г ​​.; переименован в Гилшочилл 1998;
  • Саммерстон ; открыт 1 октября 1879 г.; закрыт 2 апреля 1951 г.; открыт 3 декабря 1997 г.;
  • Мэрихилл Ист Джанкшн; конечная развязка линии Кельвин-Вэлли;
  • Мэрихилл; открыт 31 мая 1858 г.; закрыт 2 апреля 1951 г.; вновь открыт как «Мэрихилл Парк» 19 декабря 1960 года; закрыт для публики, но продолжал использоваться рабочими 2 октября 1961 года; полностью закрыта 2 марта 1964 г.; вновь открыт под адресом Мэрихилл 3 декабря 1993 г ​​.;
  • Мэрихилл Парк Джанкшен; Линия Стобкросса здесь расходилась;
  • Найтсвуд; Северный узел; Линия города и округа Глазго затянулась;
  • Вестертон ; открыт 1 августа 1913 г.;
  • Milngavie Junction; выход на перекресток линии Милнгэви;
  • Драмчепел ; открыт в мае 1890 г.;
  • Драмри ; открыт 6 апреля 1953 г.;
  • Singer East Junction; начало отклонения от расширения Singer Works и выход на стык с Singer Workers Platform, открытый после 1942 г. на линии, ведущей к комплексу Singer, закрыт 8 мая 1967 г.;
  • Килбоуи; открыт в мае 1879 года на первоначальной главной линии; закрыта 4 ноября 1907 г., заменена станцией Зингера при отклонении;
  • Зингер ; открыт 4 ноября 1907 г. на новой линии отклонения:
  • Singer West Junction; западный выход из работы Зингера;
  • Далмур ; открыт 31 мая 1858 г.; перемещен на запад 17 мая 1897 г.; иногда известный как перекресток Далмуир или парк Далмуир;
  • перекресток парка Далмуир; конвергенция линии Йокера;
  • Килпатрик ; открыт 31 мая 1858 г.;
  • боулинг ; открыта железной дорогой Каледонии и Думбартоншира 15 июля 1850 года; перемещен 31 мая 1858 года для GDHR;
  • соединение боулинга с бывшей железной дорогой Каледонии и Думбартоншира;
  • Данглас; место соединения 1960 г. с маршрутом LDR (бывшая Каледонская железная дорога); линия закрыта отсюда до Dumbarton Junction; современные поезда используют маршрут LDR;
  • схождение Думбартон-Джанкшн с маршрутом LDR;
  • Думбартон ; открыта железной дорогой Каледонии и Думбартоншира 15 июля 1850 года; модернизированная станция открылась 31 мая 1858 г. для GDHR; переименован в Dumbarton Central 1952; иногда известная как станция Думбартон-Джойнт или Думбартон-Джанкшен;
  • Далреоч ; расхождение линии Баллоха; открыт в мае 1852 г.;
  • Кардросс ; открыт 31 мая 1858 г.;
  • Craigendoran Junction; расхождение линии West Highland и станции Craigendoran Pier;
  • Craigendoran ; открыт 15 мая 1882 г.;
    • пирс Крейгендоран; платформы, примыкающие к главной железнодорожной станции;
  • Хеленсбург ; открыт 31 мая 1858 г.; переименован в Helensburgh Central 1953.
Ссылки
Notes
Sources
  • Одри, Кристофер (1990). Энциклопедия британских железнодорожных компаний. Спаркфорд: Patrick Stephens Ltd. ISBN 1-8526-0049-7. OCLC 19514063. CN 8983.
  • Butt, R.V.J. (1995). Справочник железнодорожных станций: подробные сведения о каждой государственной и частной пассажирской станции, остановке, платформе и месте остановки, в прошлом и настоящем (1-е изд.). Спаркфорд: Patrick Stephens Ltd. ISBN 978-1-85260-508-7. OCLC 60251199.
  • Джоуэтт, Алан (март 1989 г.). Железнодорожный атлас Великобритании и Ирландии Джоветта: от предварительной группировки до наших дней (1-е изд.). Спаркфорд: Патрик Стивенс Лтд. ISBN 978-1-85260-086-0. OCLC 22311137.
  • Кроуфорд, Юэн (11 марта 2012 г.). «Железная дорога Глазго, Думбартона и Хеленсбурга». Railscot.
Последняя правка сделана 2021-05-21 10:04:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте