Gjøa

редактировать
Gjøa в Норвежском морском музее в Осло

Gjøa было первым судном, прошедшим через Северо-Западный проход. Роальд Амундсен с командой из шести человек прошел проход за три года, закончившись в 1906 году.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Строительство
    • 1.2 Покупка Амундсеном
    • 1.3 Путешествие через Северо-Западный проход
    • 1.4 Сан-Франциско: разрушение и восстановление
  • 2 Сохранение
  • 3 См. Также
  • 4 Источники
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки

История

Gjøa, первое судно, прошедшее Северо-Западный проход Gjøa в 1903 году, во время экспедиции Северо-Западного прохода

Строительство

70 на 20 футов (21,3 на 6,1 м) шлюп с квадратной кормой чистой регистровой вместимостью (4500 куб футов или 130 м) был построен Кнутом Йоханнессоном Скаале в Розендале, Норвегия в 1872 году, в том же году родился Амундсен. Ее назвали Гьёа в честь жены ее тогдашнего владельца. (Gjøa - это современная форма норвежского имени Gyða, в свою очередь, прозвище Guðfríðr, соединения gu «бог» и fríðr «красивый».) В течение следующих 28 лет судно служило сельдь рыбацкая лодка.

Покупка Амундсена

28 марта 1901 года Амундсен купил ее у Асбьёрна Секса из Улленсванг, Норвегия, для своей предстоящей экспедиции в Северный Ледовитый океан. Gjøa был намного меньше судов, используемых другими, но Амундсен намеревался жить за счет ограниченных ресурсов суши и моря, через которые он должен был путешествовать, и рассуждал, что земля могла выдержать только крошечную команду (это было причиной катастрофический провал экспедиции Джона Франклина пятьдесят лет назад). Ее мелкая осадка поможет ей преодолеть отмели Арктического пролива. Пожалуй, самое главное, стареющий корабль - это все, что Амундсен (который финансировал свою экспедицию в основном за счет наследства) мог себе позволить.

Амундсен не имел большого опыта в арктическом мореплавании, и поэтому решил провести учебную экспедицию, прежде чем бросить вызов арктический лед. Он нанял Ханса Христиана Йоханнсена, ее предыдущего владельца, и небольшую команду, и в апреле 1901 года отплыл из Тромсё. Следующие пять месяцев были потрачены на скатывание на паковых льдах Баренцева моря. После их возвращения в Тромсё в сентябре Амундсен приступил к исправлению недостатков в Йёа, выявленных во время поездки. У него был установлен двигатель мощностью 13 лошадиных сил морской парафин, приводящий в движение единственный винт. До сих пор ее двигали только парусом, и она оказалась неповоротливой. Большую часть зимы ушло на обновление ледяной обшивки; Амундсен знал, что она проведет несколько зим в ледяной воде.

Путешествие по Северо-Западному проходу

Весной 1902 года, после завершения ремонта, Амундсен отправил ее в Христианию ( ныне Осло), столица Норвегии. В то время Норвегия все еще была в союзе с Швецией, и Амундсен надеялся, что националистический дух, охвативший страну, привлечет спонсоров, готовых взять на себя растущие расходы экспедиции. После долгих споров и пожертвования от короля Оскара ему это удалось. К тому времени, когда Амундсен вернулся, Норвегия обрела независимость, и он и его команда были одними из первых национальных героев новой страны.

Амундсен был руководителем экспедиции и хозяином Йоа. Его команда состояла из датского морского лейтенанта и первого офицера Гьёа; Хельмер Ханссен, второй офицер, опытный ледовый пилот, который позже сопровождал Амундсена в последующих экспедициях;, опытный пломбирь;, главный инженер;, второй инженер, наводчик Королевских флот Норвегии ; и Адольф Хенрик Линдстрем, повар.

Йёа покинул Осло-фьорд 16 июня 1903 года и направился в Лабрадорское море к западу от Гренландия. Оттуда она пересекла Баффинова залив и прошла узкие ледяные проливы Арктического архипелага. К концу сентября Йёа был к западу от полуострова Бутия и начал сталкиваться с ухудшением погоды и морским льдом. Амундсен поместил ее в естественную гавань на южном берегу острова Кинга Уильяма ; к 3 октября она была заморожена.

Там она пробыла почти два года, а ее команда совершала поездки на санях, чтобы сделать измерения для определения местоположения Северного магнитного полюса и учиться на местные инуиты люди. Гавань, известная как Уксуктуук («много толстого») в Инуктитут, стала единственным поселением на острове - Джоа Хейвен, Нунавут, где теперь есть Население более тысячи человек (1279 человек по данным переписи 2011 года ).

Гьёа прибывает в Ном, август 1906 г.

Гьёа покинул Гьоа-Хейвен 13 августа 1905 года и двинулся через коварные проливы к югу от Остров Виктория, а оттуда на запад в море Бофорта. К октябрю Гьёа снова обледенел, на этот раз около острова Гершель в Юконе Амундсен оставил своих людей на борту и провел большую часть зимы, катаясь на лыжах в 500 милях к югу от Игл, Аляска, чтобы сообщить новости об успехе экспедиции. Он вернулся в марте, но Гьёа оставался скованным льдом. до 11 июля. Йёа достиг Ном 31 августа 1906 года. Он плыл до разрушенного землетрясением Сан-Франциско, Калифорния, где 19 октября экспедицию встретили героем.

Сан-Франциско: дет. Возрождение и восстановление

Вместо того, чтобы плыть вокруг мыса Горн и вернуться в Норвегию, норвежско-американское сообщество в Сан-Франциско уговорило Амундсена продать ее им. Корабль был подарен городу Сан-Франциско, и его протащили по пляжу к северо-западному углу парка Золотые ворота, окружили низким забором и выставили на обозрение. Амундсен знал, что благодаря той дурной славе, которую заслужили его подвиги на борту Gjøa, он сможет получить доступ к кораблю Нансена Fram, который был специально построен для ледовых работ и был принадлежит норвежскому государству. Поэтому Амундсен уехал из Йёа в Сан-Франциско. Он и его команда вернулись в Норвегию на торговом судне. Из первоначальных участников экспедиции только Виик не смог вернуться в Норвегию, так как он умер от болезни во время третьей арктической зимы.

Сохранение

Gjøa в Норвежском морском музее в Осло

В течение следующих десятилетий состояние Gjøa медленно ухудшалось, и к 1939 году оно было в плохом состоянии. Ремонт был отложен из-за Второй мировой войны, и ремонт был завершен только в 1949 году. Будучи выставленным на открытом воздухе и столкнувшись с 66-летними сильными ветрами, морской солью и песком, лодка снова пришла в упадок, пока в 1972 году не вышла из строя. с помощью Эрика Крэга, датско-американской судоходной компании Сан-Франциско, Йёа был возвращен в Норвегию. Эрик Краг был посвящен в рыцари королем Норвегии за его усилия по доставке домой в Йёа.

Гьёа был выставлен в Норвежском морском музее (норвежский: Norsk Maritimt Museum) в Бигдёй., Осло. В мае 2009 года Норвежский морской музей и Fram Museum (норвежский: Frammuseet) подписали соглашение о том, что Fram Museum of Bygdøy возьмет на себя экспозицию Gjøa. В настоящее время он выставлен в отдельном здании в музее Фрама.

Баута (мемориальный столб) теперь стоит возле бывшего дома Йоа в Сан-Франциско. Gjøa также был показан в качестве места съемок в документальном фильме 2005 года, в котором Кари Конради сыграл Амундсена.

См. Также

Источники

  • Роальд Амундсен рассказал историю исследования Северо-Западного прохода в двух томах, озаглавленных Die Nordwestpassage. Meine Polarfahrt mit der Gjöa 1903–1907. Материал был переведен на английский как «Северо-Западный проход: отчет об исследовательском путешествии корабля« Gjøa »1903–1907 гг. (Ams Press Inc; июнь 1908 г., ) ISBN 978-0-404-11625-5 и перепечатано Kessinger Pub Co, 30 ноября 2007 г., ISBN 978-0-548-77250 -8 ).
  • Хантфорд, Роланд (1999) Последнее место на Земле (Современная библиотека) ISBN 0-349-11395-5
  • Отерхалс, Лео ( 2006) Havdrønn: om berømte båter og stolte båteiere (AS Lagunen) ISBN 82-90757-23-9

Ссылки

Внешние ссылки

Координаты : 59 ° 54′13,44 ″ с.ш., 10 ° 41′56,32 ″ в.д. / 59,9037333 ° с.ш., 10,6989778 ° в.д. / 59,9037333 ; 10.6989778

Последняя правка сделана 2021-05-21 09:51:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте