Джироламо Фракасторо (лат. : Иероним Фракасториус; ок. 1476/8 - 6 августа 1553) был итальянским врачом, поэтом и ученый в области математики, географии и астрономии. Фракасторо придерживался философии атомизма и отвергал призывы к скрытым причинам в научных исследованиях. Его исследования способов передачи сифилиса являются ранним примером эпидемиологии.
Фракасторо родился в Вероне, Венецианской республике и получил образование в Падуе, где в 19 лет был назначен профессором Университета. Благодаря его выдающимся достижениям в медицинской практике, он был избран врачом Трентского совета. В его честь жители Падуи воздвигли бронзовую статую, а его родной город почтил память своего великого соотечественника мраморной статуей. Он жил и практиковал в своем родном городе. В 1546 году он предположил, что эпидемические заболевания вызываются переносимыми крошечными частицами или «спорами», которые могут передавать инфекцию при прямом или косвенном контакте или даже без контакта на большие расстояния. В его работах «споры» болезней могут относиться скорее к химическим веществам, чем к каким-либо живым существам.
Он, кажется, впервые использовал латинское слово fomes, означающее tinder в смысле инфекционного агента, в своем эссе о заражении De Contagione et Contagiosis Morbis, опубликованном в 1546 году: «I назовите fomites [от латинского fomes, что означает «трут»] такие вещи, как одежда, белье и т. д., которые, хотя сами по себе и не портят, тем не менее могут взращивать основные семена заразы и, таким образом, вызывать инфекцию ».. Его теория оставалась влиятельной в течение почти трех столетий, прежде чем была заменена полностью разработанной теорией микробов.
Название сифилиса происходит от эпической поэмы Фракасторо 1530 года в трех книгах, Syphilis sive morbus gallicus ( «Сифилис или французская болезнь») о мальчике-пастухе по имени Сифил, который оскорбил греческого бога Аполлона и был наказан этим богом ужасной болезнью. Поэма предлагает использовать ртуть и «гваяко » в качестве лекарства. Его книга 1546 года (De contagione, «О заражении») также дала первое описание тифа. Собрание сочинений Фракасторо впервые появилось в 1555 году.
Наряду с сифилисом, Фракасторо написал библейский эпос в двух книгах «Иосиф» и сборник разных стихов «Кармина». Джозуа Сильвестр перевел Джозефа под названием «Румянец дев» или «Джозеф». Полное издание и английский перевод поэзии Фракасторо были подготовлены Джеймсом Гарднером для Библиотеки эпохи Возрождения I Татти.
Портрет Фракасторо, который с 1924 года хранился в коллекции Национальной галереи. приписывается известному итальянскому художнику Тициану. Повторная атрибуция заставила ученых предположить, что Тициан, возможно, написал портрет в обмен на лечение сифилиса.
Мраморная портретная статуя Джироламо Фракасторо скульптором Каррарезе Данезе Каттанео (завершено в 1559 г.) стоит на красивой арке на центральной площади Пьяцца деи Синьори в Вероне, недалеко от памятника Данте Алигьери. На его основании надпись: «HIER FRACASTORIO \ PAULLI PHILIPPI F \ EX PUBLICA AUCTORITATE \ DICATA \ AN SAL MDLIX». Согласно популярной легенде, каменный шар, который Фракасторо держит в правой руке, символизирующий мир, упадет на первого достойного человека, который войдет под арку. На протяжении веков под аркой каждый день проходило множество людей, но мяч остается на месте.
статуя в контексте
статуя с надписью
лунный кратер Фракасториус назван в его честь.
Как указано из Чарльза Лайелла Принципы геологии :
Геологические явления начали привлекать только в начале шестнадцатого века. внимание христианских народов. В тот период в Италии разгорелась оживленная полемика относительно истинной природы и происхождения морских раковин и других организованных окаменелостей, обнаруженных в изобилии в пластах полуострова. Раскопки, проведенные в 1517 году для ремонта города Верона, выявили множество любопытных окаменелостей и дали повод для размышлений различным авторам, в том числе Фракасторо, который высказал свое мнение, что все ископаемые раковины принадлежали живые животные, которые раньше жили и размножались, где теперь обитают их экзуви. Он разоблачил абсурдность обращения к некой «пластической силе», которая, как говорили, могла придавать камням органические формы; и, с не менее убедительными аргументами, продемонстрировал несостоятельность приписывания положения оболочек в вопросе к Мозаика потоп, теория упорно защищала некоторые. Он заметил, что это наводнение было слишком кратковременным и в основном состояло из речных вод; и если он переносил ракушки на большие расстояния, то должен был рассыпать их по поверхности, а не закапывать на огромных глубинах внутри гор. Его ясное изложение доказательств прекратило бы дискуссию навсегда, если бы человеческие страсти не участвовали в споре; и хотя сомнения должны были какое-то время оставаться в умах некоторых, они были бы быстро устранены свежей информацией, полученной почти сразу после этого, относительно структуры ископаемых останков и их живых аналогов. Ясные и философские взгляды Фракасторо не принимались во внимание, а талант и аргументированная сила ученых были обречены на три столетия быть потраченными на обсуждение этих двух простых и предварительных вопросов: во-первых, принадлежали ли ископаемые останки живым существам; и, во-вторых, можно ли, если допустить это, все явления объяснить Ноевским потопом.
| title =
()На Викискладе есть медиафайлы по теме Джироламо Фракасторо. |
В Викицитатнике есть цитаты, относящиеся к: Джироламо Фракасторо |
Викиисточник содержит текст статьи Британской энциклопедии 1911 года Фракасторо, Джироламо. |