Джованни Джироламо Капспергер (также: Иоганн (и) Иероним Капсбергер или Джованни Джеронимо Капспергер; ок. 1580 - 17 января 1651) был немцем -итальянцем виртуозом исполнителем и композитором периода раннего барокко. Плодовитый и весьма оригинальный композитор, Капсбергер сегодня известен прежде всего своей музыкой лютни и теорбо (читаррон), которая сыграла важную роль в развитии их как сольных инструментов.
О дате и месте рождения Капсбергера ничего не известно. Его отец, полковник Вильгельм (Гульельмо) фон Капспергер, был военным чиновником Австрийского императорского дома и, возможно, поселился в Венеции, городе, который, возможно, был местом рождения Капсбергера. После 1605 г. Капсбергер переехал в Рим, где быстро завоевал репутацию блестящего виртуоза. Он наладил связи с различными влиятельными людьми и организациями; и сам организовал в своем доме «академии», которые считались одними из «чудес Рима». Около 1609 года Капсбергер женился на Геролиме ди Росси, от которой у него было по крайней мере трое детей. Он начал издавать свою музыку примерно в то же время, и в течение следующих десяти лет появилось более десятка сборников музыки. Среди них знаменитый Libro I d'intavolatura di lauto (1611), единственный сохранившийся сборник музыки для лютни Капсбергера.
В 1624 году Капспергер поступил на службу к кардиналу Франческо Барберини, где он работал. с многочисленными известными композиторами (такими как Джироламо Фрескобальди и Стефано Ланди ) и поэтами (в том числе Джулио Роспильози, будущий Папа Климент IX ). Капсбергер работал в доме Франческо до 1646 года. Он умер в 1651 году.
Капсбергера лучше всего помнят как композитора для лютни и теорбо. При его жизни было опубликовано не менее шести сборников, два из которых в настоящее время утеряны. Письмо Капсбергера характеризуется, особенно в toccatas, спонтанными изменениями, резкими контрастами, необычными ритмическими группировками и, иногда, отрывками, не соответствующими правилам контрапункта, которые использовались в время. Подавляющее большинство современных критиков высоко оценили композиционное мастерство и новаторство Капсбергера. Среди них был Афанасиус Кирхер, который описал Капсбергера как «превосходного гения» и засвидетельствовал, что он «успешно проник в секреты музыки». Заметным исключением был критик Джованни Баттиста Дони, который изначально поддерживал композитора, но затем отвернулся от него по неясным причинам и критиковал его музыку в печати.
Некоторые современники, такие как Стефано Ланди упомянул, что Капсбергер не был таким скрупулезным композитором, как исполнитель. Перечисленные выше особенности побудили некоторых современных ученых разделить эту точку зрения, и они склонны полагать, что Капсбергер был композитором с более низкими способностями. Среди этих критиков выделяется лютнист Рольф Лислеванд : по его словам, «Капсбергер был столь же плохим композитором, сколь и прекрасным инструменталистом [...] Идеи часто плохо развиты, и их легко связывают с одними из них. другой: настоящий музыкальный дискурс не создается [...], ритм - даже после серьезных попыток его понять - колеблется между вдохновенным умом и полным замешательством ».
Независимо от того, как человек оценивает его композиционное мастерство, Капсбергер был одним из основных композиторов лютни и теорбо в эпоху раннего барокко (вместе с Алессандро Пиччинини ) и внес большой вклад в развитие европейских щипковых струнных инструментов того времени. Кроме того, токкаты Капсбергера, возможно, повлияли на таковые из Джироламо Фрескобальди, так же как французская лютня несколько лет спустя повлияла на Иоганна Якоба Фробергера сюиты.
других люксов Капсбергера. Музыка включает в себя два сборника инструментальных ансамблевых танцев, редких для того времени, и множество вокальных произведений, которые широко исполнялись при его жизни, но которые сейчас признаны критиками меньше. Капсбергер также писал сценическую музыку, почти вся в настоящее время утеряна. Единственное сохранившееся произведение такого рода - Apotheosis sive Consecratio SS Ignatii et Francisci Xaverii (1622).
В этот список входят только произведения, опубликованные при жизни композитора; те немногие произведения, которые сохранились в рукописях, а также фрагменты сомнительной атрибуции не включены.
Кроме того, в 1640 году в предисловии к Libro Quarto d'intavolatura di chitarrone был объявлен композиционный трактат Капсбергера Il Kapsperger della musica, но теперь он утерян.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Йоханнесом Иеронимом Капсбергером. |