Джованни Франческо Анерио (7 июля 1569 - 11 июня 1630) был итальянским композитором римская школа, эпохи очень позднего Возрождения и начала барокко. Он был младшим братом Феличе Анерио. Основное значение Джованни в истории музыки заключалось в его вкладе в раннее развитие оратории ; он представлял прогрессивную тенденцию в консервативной римской школе, хотя он также разделял некоторые стилистические тенденции своего брата, который был во многом обязан Палестрине.
Он родился в Риме 7 июля 1569 года. Он был певчим в Cappella Giulia в соборе Святого Петра под Палестриной с 1575 по 1579 год. Он явно решил стать священником с раннего возраста и стал ассоциироваться с ораторием Филиппо Нери около 1583 года. В 1595 году он работал органистом в церкви Сан-Марчелло и, вероятно, стал маэстро ди капелла в Базилике Сан-Джованни ин Латерано, после Франческо Сориано, между 1600 или 1601 и 1603 годами. В 1609 г. он занимал аналогичную должность в Веронском соборе, его первое назначение за пределами Рима; он оставался там до 1610 г., когда вернулся в Рим; и он оставался там, в стороне от нескольких путешествий, до 1624 года, выполняя различные роли (став наконец священником в 1616 году). В 1624 году он занял должность хормейстера короля Польши Сигизмунда III в Варшаве. Польша имела несколько действующих музыкальных центров в конце XVI и начале XVII веков, в том числе Краков и Варшава, где часто работали итальянцы и немцы; Анерио был одним из самых выдающихся иностранцев, поселившихся здесь. К сожалению, он больше никогда не видел Рима; он умер, возвращаясь домой, находясь в Граце, Австрия, и был похоронен там 12 июня 1630 года.
Джованни Анерио был гораздо более прогрессивным композитором, чем его брат, и в консервативной среде Рима в начале 17 века это было действительно прогрессивным. Многие из его мадригалов были монодиями, заимствуя стиль, пришедший из Флоренции и других мест к северу; его мотеты и масс, с другой стороны, консервативны и используют стиль Палестрина, хотя мотеты включают фигурный бас, еще одно нововведение первого десятилетия 17 век. В этих произведениях заметно влияние Виаданы.
Некоторые из его масс - полихоральные, техника, в которой задействованы несколько пространственно разделенных групп певцов. Хотя эта техника также была разработана в Венеции, она получила широкое распространение к концу XVI века: почти все композиторы сакральной полифонии когда-то использовали полихоральные техники, особенно те, кто работал в больших акустических средах (например, в большинстве соборов Европы).
Однако самым важным достижением младшего Анерио был его Teatro armonico spirituale 1619 года, который, возможно, является первой ораторией. Он включает в себя самую раннюю из сохранившихся облигато письменностей для инструментов римской школы. Инструменты обозначены с необычной тщательностью, а альтернативные инструментальные и вокальные отрывки оказали большое влияние на произведения следующих десятилетий. В отличие от произведений венецианской школы, многие из которых были по сути грандиозными мотетами, Teatro armonico spirituale был на итальянском языке; в нее входили истории, рассказанные музыкально, но не исполненные (как в опере); и голоса и инструменты чередовались движение за движением. В пьесе вошли декорации к сказке о блудном сыне и обращении Саула.
Анерио был плодовитым композитором и писал песнопения, литании., антифоны, «священные концерты», респонсурии, псалмы, мадригалы, много разной духовной и светской музыки, а также несколько инструментальных пьес. Большинство из них были опубликованы в Риме; Кажется, что сохранилось гораздо меньше произведений его польского периода, хотя две полихоральные мессы, найденные в рукописи (одна для трех хоров), можно отнести к этой последней фазе его карьеры.
Wikisource содержит текст Британской энциклопедии 1911 года статьи Anerio. |