Джованни Филиппо Аполлони | |
---|---|
Родился | c.1620 (1620). Ареццо, Италия |
Умер | (1688-05-15) 15 мая 1688 г. |
Род занятий | Поэт и либреттист |
Джованни Филиппо Аполлони (c.1620-15 мая 1688 г. Итальянский поэт и либреттист. Родился в Ареццо, его иногда называли «Джованни Аполлонио Аполлони», но второе имя вымышлено. Он служил придворным поэтом Фердинанду Карлу, эрцгерцогу Австрии в Инсбруке с 1653 года до 1659 года. По возвращении в Италию он поступил на службу к кардиналу Волумнио Бандинелли. После смерти Бандинелли в 1667 году Аполлони до конца своей жизни находился на службе у семьи Киджи в Риме и Сиене. Он написал либретто к ряду опер, самыми известными из которых были Антонио Чести L'Argia и La Dori, а также несколько ораторий и тексты для кантат Чести и Алессандро Страделла.
Аполлони родился в Ареццо в семье, известной в истории города. Мало что известно о его молодости, но, согласно Кэролайн Джантурко в ее биографии Алессандро Страделлы, Аполлони был наемником до того, как обратился к поэзии. В 1640-х годах он был членом Академии деи Перкосси во Флоренции. Основанная Сальватором Роза, ее члены состояли из интеллектуальной и артистической элиты города, включая Джачинто Андреа Чиконини, Антонио Чести, Антонио Абати и Лоренцо Липпи. В 1653 году по рекомендации покровителя Розы кардинала Джанкарло Медичи Аполлони был назначен придворным поэтом Фердинанду Карлу, эрцгерцогу Австрии в Инсбруке. Там он поставил либретти для трех произведений Антонио Чести: опер L'Argia (1655) и La Dori (1657) и придворного развлечения Mars und Adonis (1655). И L'Argia, и Mars und Adonis исполнялись во время недельных торжеств в ноябре 1655 года, приветствуя королеву Швеции Кристину во время ее путешествия в Рим. Для оперы Чести Оронтея, исполненной в Инсбруке в 1656 году, Аполлони переработал оригинальное либретто Чиконини и написал новый пролог, включающий дебаты между философией и любовью.
В 1659 году Аполлони вернулся в Италию и вскоре после этого поступил на службу к кардиналу Волумнио Бандинелли (1598–1667), который был одним из членов Академии деи Перкосси. После смерти Бандинелли он присоединился к семье Киджи в Риме, работая сначала на кардинала [it ], а затем на кузена Сигизмондо кардинала Флавио Киджи. Семьи Колонна и Киджи, оба проживавшие на площади Пьяцца деи Санти Апостоли в Риме, имели тесные социальные, политические и культурные связи друг с другом. Они совместно спонсировали создание нескольких опер с либретто Аполлони, в том числе «Алькаста», написанную Бернардо Паскини и посвященную королеве Кристине. Именно через эту расширенную сеть Apolloni также начал работать с Алессандро Страделла. В 1672 году Флавио и Агостино Киджи основали Accademia degli Sfaccendati (Академию бездельников). Его участники были их ближайшими соратниками и разделяли интерес к театру. Среди них были Аполлони, королева Кристина (покровительница Театра Тординона в Риме), Филиппо Акчаюоли (импресарио Тординоны), Джулиано Капраника, семья которого руководила Театро Капраника, и Алессандро Капизуччи. Конкретной целью Сфаччендати было постановка опер для исполнения в палаццо Киджи в Аричча на окраине Рима. Аполлони и Acciaiuoli являются соавторами либретто для двух опер, которые там исполнялись, Il Tirinto и L'Adalinda. Однако высокая стоимость постановки опер так далеко от центра Рима сделала «Адалинду» последней из этих «опер загородного дома». Последней оперой, либретто для которой Аполлони написал, была «Форза д'амур» Бернардо Паскини. Небольшая пасторальная работа всего с тремя персонажами, она была исполнена во Флоренции на Вилла ди Пратолино в 1679 году.
Титульный лист либретто Аполлони для Il Tirinto, составленного Бернардо Паскини и впервые исполнен в 1672 году.Аполлони оставался на службе у семьи Киджи до своей смерти в 1688 году. Его самыми прочными произведениями остаются две инсбрукские оперы, которые он написал для Антонио Чести в 1650-х годах - La Dori и L'Argia. Запутанные полукомические рассказы о множестве маскировок и ошибочных личностей, оба они были чрезвычайно популярны в свое время, так как при жизни Аполлони в Италии проводились многочисленные постановки. L'Argia впервые выступила в наше время на Инсбрукском фестивале старинной музыки в 1996 году с последующими выступлениями в Лозанне и Париже. La Dori возрождается несколько раз в 20 веке, в том числе постановки в 1983 г. на фестивале Spitalfields в Лондоне, в 1990 г. в музыкальном колледже Маннеса в Нью-Йорке и в 1999 г. Cittadella Musicale в Ареццо.