Джованни Баттиста Драги (Итальянский: ; 4 января 1710 - 16 или 17 марта 1736), часто упоминается как Джованни Баттиста Перголези (итальянский: ), был итальянцем барокко композитором, скрипачом и органистом. Среди его самых известных работ - его Stabat Mater и опера La serva padrona (Служанка, ставшая любовницей). Его сочинения включают оперы и духовную музыку. Он умер от туберкулеза в возрасте 26 лет.
Родился в Джези в том, что сейчас является провинцией Анкона (но тогда был частью Папской области ), ему обычно давали прозвище «Перголези», демоним с указанием по-итальянски жителей Пергола, Марке, места рождения его предков. Он изучал музыку в Ези у местного музыканта Франческо Санти, прежде чем отправиться в Неаполь в 1725 году, где он учился у Гаэтано Греко и Франческо Фео. среди других. Покинув консерваторию в 1731 году, он получил известность, исполнив ораторию из двух частей [it ] («Феникс на костре, или Смерть святого Иосифа»), и священная драма в трех действиях, Li prodigi della divina grazia nella converte e morte di san Guglielmo duca d'Aquitania («Чудеса божественной благодати в обращении и смерти святого Вильгельма, герцога Аквитанского»). Он провел большую часть своей короткой жизни, работая на аристократических покровителей, таких как Фердинандо Колонна, принц Стиглиано, и Доменико Марцио Карафа, герцог Маддалони.
Перголези был одним из самых важных ранних композиторов opera buffa (комическая опера). Его opera seria, Il prigionier superbo, содержала двухактные буффы intermezzo, La serva padrona (The Servant Mistress, 28 августа 1733), который сам по себе стал очень популярным произведением. Когда он был исполнен в Париже в 1752 году, это вызвало так называемую Querelle des Bouffons («ссору комических актеров») между сторонниками серьезной французской оперы, такими как Жан-Батист Люлли и Жан-Филипп Рамо и сторонники новой итальянской комической оперы. Перголези был представлен как образец итальянского стиля во время этой ссоры, разделившей музыкальное сообщество Парижа на два года.
Среди других оперных произведений Перголези - его первая опера La Salustia (1732), Lo frate 'nnamorato (Влюбленный брат, 1732, на текст в неаполитанский язык ), L'Olimpiade (январь 1735 г.) и Il Flaminio (1735 г., текст на неаполитанском языке). Премьера всех его опер состоялась в Неаполе, за исключением «Олимпиады», которая впервые была дана в Риме.
Перголези также написал духовную музыку, в том числе Мессу фа и три Salve Regina. настройки. Постный гимн «Бог милосердия и сострадания» редемпториста священника Эдмунда Вогана чаще всего ставится на мелодию, адаптированную Перголези. Это его Stabat Mater (1736), однако для сопрано, альта, струнного оркестра и бассо континуо, что является его самым известным священным произведением. Он был заказан Confraternita dei Cavalieri di San Luigi di Palazzo, который проводил ежегодную медитацию Страстной пятницы в честь Девы Марии. Произведение Перголези заменило произведение, написанное Алессандро Скарлатти всего девять лет назад, но которое уже воспринималось как «старомодное», так быстро изменились вкусы публики.
Классическая по объему, начальная часть декорации демонстрирует мастерство Перголези в итальянском стиле барокко durezze e ligature, характеризующемся многочисленными подвесами на более быстрой, соединенной басовой линии. Произведение оставалось популярным, став наиболее часто печатаемым музыкальным произведением XVIII века и было аранжировано рядом других композиторов, в том числе Иоганном Себастьяном Бахом, который переработал его и адаптировал для не- Мариан текст в его кантате Тильге, Хёхстер, Майне Зюнден (Искорени мои грехи, Высший), BWV 1083.
Перголези написал ряд светских инструментальных произведений, в том числе скрипичную сонату и скрипичный концерт. Значительное количество инструментальных и священных произведений, когда-то приписываемых Перголези, с тех пор было неправильно приписано. Большая часть балета Игоря Стравинского Пульчинелла, который якобы переработал пьесы Перголези, на самом деле основана на произведениях других композиторов, особенно Доменико Галло. В настоящее время известно, что Concerti Armonici были написаны Унико Вильгельмом ван Вассенаером. Многие красочные анекдоты, рассказанные биографом Перголези в XIX веке, Франческо Флоримо, позже были раскрыты как мистификации.
Перголези умер 16 или 17 марта 1736 года в возрасте 26 лет в Поццуоли от туберкулеза и был похоронен в францисканском монастыре день спустя.
Перголези был героем итальянского биографического фильма 1932 года Перголези. Его поставил Гвидо Бриньоне, а Элио Штайнер сыграл роль композитора.
«Салве Регина» Перголези - яркое воплощение в фильме Фаринелли (1994), в котором Фаринелли также исполняет Stabat Mater Долороза в единственном дуэте. Первая и последняя части Stabat Mater Перголези были использованы в саундтреке к фильму Иисус из Монреаля (Jésus de Montréal) (1989); пятая часть ("Quis est homo") была использована в саундтреке к фильму Чувство снега Смиллы (1997); последняя часть также использовалась в фильме Амадей (1984) и в фильме Зеркало (1975) Андрея Тарковского. В саундтреке к фильму Кактус (1986) австралийского режиссера Пола Кокса также используется Stabat Mater Перголези. Nothing Left Unsaid, документальный фильм 2016 года о Глории Вандербильт и Андерсон Купер, использовал последнюю часть («Quando Corpus / Amen») из Stabat Mater Перголези.
Стандартный каталог работ Перголези был составлен Марвином Пеймнером в 1977 году, при этом каждому предмету был присвоен уникальный номер P, так что, например, хорошо известная Stabat Mater - это стр.77.
![]() | На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Джованни Баттиста Перголези. |