Джованни Баттиста Дони (род. 13 марта 1595 - 1647) был итальянским музыковедом и гуманистом, который провел обширное исследование старинной музыки. Среди других работ он известен тем, что переименовал ноту «Ут» в «До» (в шкале «До Ре Ми...» сольфеджио ).
В свое время он был известным юристом, классиком, критиком и теоретиком музыки, а с 1640 по 1647 год он занимал кафедру красноречия в Университете Флоренции и был видный член городской Accademia della Crusca, одного из первых полунаучных / академических обществ, процветавших в то время в Италии. Они опубликовали первый словарь на итальянском языке в 1612 году.
Родился во Флоренции, изучал греческий, риторику, поэзия и философия в университетах Флоренции и Болоньи, а также математика и юриспруденция в университете Рима. Позже он изучал юриспруденцию в Бурже во Франции, и, как утверждается, некоторое время он работал со знаменитым ученым-юристом Жаком Кухасом, который был видным представителем юридических гуманистов или школы mos gallicus (французский подход к исторической науке) юриспруденция). Однако, поскольку Кухас умер за несколько лет до рождения Джованни Дони, это кажется маловероятным; однако он, вероятно, действительно учился у юридических гуманистов в университете Буржа. (См. Также Библиотека Кухаса )
Этот подход к юридическим исследованиям вызывал восхищение в период ранней французской революции, потому что он подчеркивал важность раннего римского права, а не претензий французских королей.
Дони получил степень доктора Пизанского университета и был выбран сопровождать Нери Корсини (1614-1678) в Париж в 1621 г., где он познакомился с Марином Мерсенном и другими литературными деятелями.Флорентийская семья Корсини стала важными контактами в жизни Дони: Нери Корсини стал кардиналом в 1664 году (не путать с Нери Мария Корсини, который стал кардиналом в 1730 году, в год, когда Лоренцо Корсини стал Папой Климентом XII.) Это был период, когда высшие религиозные ордена были частью культуры кумовства, и Дони присоединился к этим религиозным династиям..
Вернувшись во Флоренцию в 1622 году, Дони поступил на службу к кардиналу Франческо Барбе. Рини, и переехал с ним в Рим, где Барберини стал деканом Коллегии кардиналов. Барберини был старшим братом кардинала Антонио Барберини и племянником Маффео Барберини, который стал Папой Урбаном VIII. Он учился в Пизанском университете, где ему помогал друг семьи Галилео Галилей. Позже в 1633 году Барберини работал с трибуналом инквизиции, расследуя Галилея, но был одним из трех членов трибунала, которые отказались осудить Галилея.
Позже Дони сопровождал кардинала, который был специальным легатом, посланным к кардиналу Ришелье в Париж, а затем в 1625 году в Мадрид (папский легат) и обратно в Рим (1626 г.). Дони хорошо использовал возможности, которые возникли в результате этих путешествий, чтобы получить существенные знания о древней музыке. Помимо прочего, он либо изобрел, либо реконструировал двойную лиру, которую в честь своего покровителя назвал Lyra Barberina или Amphichord (см. барбитон ).
Джованни снова вернулся во Флоренцию (около 1640 г.), где он женился и устроился профессором университета, где продолжил изучение древних музыка и теория музыки. Опера была изобретена во Флоренции, и Винченцо Галилей, отец Галилея, был ключевым членом группы, установившей новый подход к театру, а также экспериментатором с акустическими законами и гармониями. Под руководством Дони кардиналу Барберини было предложено заняться постановкой старинной версии оперы.
В древней музыке не было регулярного ритма, потому что ритм следовал ритму поэзии. Современная речитативная музыка также поется без ритма... Этот вид театрального историзма принес свои плоды в 1640 году. Руководимый Г.Б. Дони и Дж. Дж. Бушар, давний интерес кардинала Франческо Барберини к античной драме, достиг кульминации в том, что он спонсировал два крупных проекта, один практический и один теоретический:
Он умер всего через семь лет после возвращаясь во Флоренцию. Основным вкладом Дони в мир букв было изучение классической музыкальной теории в том виде, в каком она существовала в древности. Между 1635 и 1639 годами он написал Трактат о музыке для театра (Trattato della musica scenic), в котором представлены важные исторические подробности для ранней оперы.
В одиннадцатом веке теоретик музыки Гвидо из Ареццо разработал шестизначную восходящую гамму, которая выглядела следующим образом: ут, ре, ми, фа, соль, ля, и назвал аретинские слоги. после него. Имена были взяты из первого стиха латинского гимна Ut queant laxis, где слоги попадают на соответствующие им шкалы степени.
Джованни. Дони известен тем, что изменил название заметки «Ут» (С), переименовав ее в «До» (в последовательности «До Ре Ми...», известной как solfège ). Он убедил своих современников внесите изменения, аргументируя это тем, что 1) «До» произносится легче, чем «Ут», и 2) «До» является аббревиатурой от «Dominus», латинского слова, обозначающего Господа, который является тоником и корнем мира.. Существует много академических предположений, что Джованни Дони также хотел навсегда вписать себя в музыкальный канон, потому что «До» также является аббревиатурой его фамилии.
Седьмая нота, «Si» (от инициалов «Sancte Iohannes», латинского звательного падежа «Св. Иоанн Креститель») была добавлена вскоре после того, как завершила диатоническую гамму. В англоязычных странах «Si» было изменено на «Ti» Сарой Гловер в девятнадцатом веке, так что каждый слог мог начинаться с другой буквы. «Ти» используется в тоническом соль-фа и в песне «До-Ре-Ми ».