Джованни Анимучча (ок. 1500 - ок. 20 марта 1571) был итальянцем композитор Ренессанса, который был вовлечен в сердце литургической музыкальной жизни Рима. Он был одним из самых важных предшественников Джованни Пьерлуиджи да Палестрина и, возможно, его наставником. Как маэстро ди капелла Св. Филиппа Нери Ораторское и Капелла Джулия в Соборе Святого Петра, он сочинял музыку в самом центре Римско-католическая церковь, во время бурных реформ Контрреформации и как часть новых движений, которые начали процветать примерно в середине века. Его музыка отражает эти изменения.
Анимучча родилась во Флоренции примерно в начале 16-ый век. Точная дата по-разному указывается как конец 15 века, ок. 1500, г. 1514, и ок. 1520. Его брат Паоло Анимучча также был знаменитым композитором. Однако об их обучении и работе в этот период известно мало. Первая и вторая книги Джованни мадригалов демонстрируют сходство с музыкой его немного более старшего современника Франческо Кортеччи, придворного композитора герцога, и, возможно, были смоделированы с нее. Козимо I Медичи. Анимучча и Кортеччиа были единственными значительными композиторами, писавшими мадригалы во Флоренции в то время, и оба композитора опубликовали книги мадригалов около 1547 года.>Венеция в 1548 году.) Имя Анимуччи также упоминается в связи с литературными кругами Флоренции, предполагая, что он был вовлечен в культурную жизнь Флоренции. Вторая книга мадригалов Анимуччи была опубликована в 1551 году после его прибытия в Рим.
После своего прибытия в Рим в 1550 году Анимучча была нанята кардиналом Гвидо Асканио Сфорца. Вначале, благодаря своим связям с флорентийскими кругами (в частности, с семьей Альтовити в изгнании), Анимучча познакомился со своим другом флорентийским Святым Филиппом Нери.
Святым Филиппом Нери основал религиозную общину под названием Ораторское искусство. Ораторское искусство началось в начале 1550-х годов как небольшие неформальные собрания для религиозных дискуссий и молитв; эти встречи вскоре начали привлекать большое количество людей. В 1558 году, когда Филипп получил большую комнату для проведения собраний, была введена практика пения laudi spiriti. Пение лауди было популярной практикой во Флоренции после наследия Джироламо Савонаролы, который настоятельно поощрял его использование, и поэтому естественно, что Филипп включил эту практику в свои собрания. Хотя точная дата неизвестна, Анимучча с самого начала занималась музыкой для этих встреч и оставалась маэстро ди капелла Ораторского искусства до своей смерти. Нери был так доволен Анимуччей, что он сказал, что «видел [его] душу... летящую вверх к небу». Ораторское искусство смогло привлечь много музыкантов, которые добровольно предложили свои услуги; среди них были знаменитый певец Франческо Сото де Ланга из Систинской капеллы, композитор Палестрина и, вероятно, композитор Томас Луис де Виктория который пять лет жил в одном доме со святым Филиппом Нери.
Animuccia опубликовала две книги лауди для использования в Оратории в 1563 и 1570 годах. Его работа легла в основу ораторий которые не произошли от полифонических григорианских «страстей». Флорентийское влияние Анимуччи очевидно, поскольку некоторые из его текстов происходят из Флоренции. Стилистически эти две книги довольно разные. Первая книга Анимуччи содержит простые настройки итальянского лауди, которые повсюду омофоничны и, вероятно, были спеты певцами-любителями в рамках ранних молитвенных встреч Филиппа Нери. Музыка во второй книге лауди Анимуччи более мадригал ; он использует большее разнообразие текстур, звучности и языков (латинский и итальянский). Причины, по которым он изменил стиль, изложены в его посвящении:
Ораторское искусство, увеличившееся по милости Бога, с объединением прелатов и самых важных джентльменов, мне показалось уместным во второй книге увеличить гармония и сочетание частей, варьируя музыку по-разному, то устанавливая ее на латинские слова, а теперь на народные, иногда с большим количеством голосов, а иногда с меньшим, со стихами то одного вида, то другого, как можно меньше заниматься имитациями и сложностями, чтобы не мешать пониманию слов.
К этому времени количество людей, посещающих Ораторское искусство, значительно увеличилось, и Анимучча хотела предложить более сложную музыку для " привлекать влиятельных людей через музыку к церквям ».
Анимучча работала магистром канторума Капеллы Джулии в Св. Петра на Ватикане с января 1555 года, после повышения Палестрины Папой Юлием III до Систинской капеллы. Самым важным сочинением Анимуччи этого периода было его Il primo Libra di Messe (латинское : Missarum Liber Primus; 1567). Важность этой книги месс обусловлена тем фактом, что на ее стиль композиции непосредственно повлияли литургические реформы, которые произошли на Тридентском соборе под влиянием Комиссии по реформе в Риме. Он занимал этот пост до своей смерти в Риме в 1571 году, его преемником стал Палестрина, который был его другом и, вероятно, его учеником.
Заключительное заседание Совета Трентский закрылся в 1563 году. Одной из основных задач собора на его последних этапах была реформа литургии, в частности реформа «злоупотреблений мессой». Для выполнения рекомендаций Совета в Риме была создана Комиссия по реформе, которую возглавили кардиналы Карло Борромео и Вителлоццо Вителли. Основными проблемами, которые кардиналы Борромео и Вителли стремились решить в отношении музыки, были «разборчивость» (то есть, что мессы должны быть составлены так, чтобы слова можно было ясно понимать) и использование светской музыки в мессе. В 1565 году дневник хора папской капеллы записал, что кардинал Вителли попросил, чтобы хор собрался в его доме для частного теста некоторых месс, чтобы увидеть, можно ли понять слова.
Анимучча, будучи магистром кантора Капеллы Джулии, без сомнения, знала об этом испытании; поэтому неудивительно, что в 1566 году есть запись о том, что ему платили «за состав пяти месс [написанных] в соответствии с требованиями Совета [Трентского]». Год спустя в Риме была опубликована книга Анимуччи Il primo Libra di Messe. В своем посвящении он пишет:
… Я стремился украсить эти божественные хвалы Богу так, чтобы музыка могла как можно меньше беспокоить слушание текста, но, тем не менее, таким образом, чтобы это не могло быть полностью лишены уловки и могут в какой-то мере доставлять удовольствие слушателю.
Все мессы - это свободно сочиненные пересказы простых песен, что отвечает требованию искоренения светских влияний. Представление Анимуччи «понятного» стиля очевидно только в «Глории» и «Кредо», и даже здесь он, кажется, не желает убирать из музыки все «уловки». Вместо этого он чередует гомофонические фразы с полифоническими фразами. В своей книге Masses Animuccia сознательно пытается сочинить музыку, которая примиряет, как он это видит, две полярности в этом вопросе создания `` понятной '' музыки: сделать текст слышимым, но в то же время звучащим красиво - следовательно, исполняющим. Самая важная функция музыки - вовлечь слушателя глубже в молитву и ближе к Богу. Другие важные стилистические особенности стиля композиции Анимуччи включают вариации вокальных текстур и цвета за счет различных групп голосов, а также примеры рисования слов.
. Другие работы, написанные Анимуччи в этот период, включают в себя некоторые мадригали спиритич (1565 г.) и коллекцию гимны, мотеты, мессы и магнификаты (1568).
Стилистические особенности, описанные в Animuccia в массах и лауди, можно рассматривать как предшествующие тому пути, по которому хоровая музыка развивалась с конца 16 века до 17 века. В частности, его использование различных голосовых групп можно рассматривать как очень ранний пример полихоральной техники (chori spezzati), которая стала очень популярной в Риме вскоре после смерти Анимуччи. Хотя вклад Анимуччи в литургический мюзикл в то время вскоре затмили хоровые произведения его современников Палестрины и Виктории, его музыка остается важным примером того, как композитор пытался решить проблемы, возникшие после Собора Трент. Кроме того, его значительный вклад в раннюю музыкальную жизнь Ораторского искусства установил приоритет для будущих разработок музыки, написанной для этого сеттинга, что в конечном итоге будет включать развитие оратории.