Джорджио Леви Делла Вида (22 августа 1886 г. в Венеция - 25 ноября 1967 г. в Риме) был итальянским еврейским лингвистом, который разбирался в иврите, арабском и других семитских языках, поскольку а также по истории и культуре Ближнего Востока.
Родился в Венеции в еврейской семье из Феррары, он переехал с ними сначала в Геную, а затем в Рим., университет которого он окончил в 1909 году у гебраиста Игнацио Гуиди. Сразу после окончания университета он участвовал в многочисленных исследовательских экспедициях в Каир, Афины (для итальянской школы археологии) и Крит.
. В 1911 году он вернулся в Рим, где он работал с Леоне Каэтани, историком Ближнего Востока, в редакции Annals of Islam. Он установил крепкие узы дружбы с сыном Игнацио и самим выдающимся исламистом, а также с Гаэтано Де Санктис, Эрнесто Буонаиути, Джорджио Паскуали, Луиджи Сальваторелли и варнабит священник Джованни Семерия. Поскольку он всегда глубоко интересовался религиозными вопросами, он использовал свои связи с Семерией и Буонайути (отлучен от церкви за модернистские убеждения), чтобы провести некоторые из библейских исследований, которыми он пренебрегал во время своего полностью светского воспитания.
С 1914 по 1916 год Леви Делла Вида возглавлял кафедру арабского языка и литературы в Восточном университете Неаполя.
Во время Первой мировой войны он выступал в качестве армейского переводчика, достигнув звания лейтенанта. Впоследствии его направили на кафедру семитской филологии в Туринский университет, и эту должность он занимал только до 1919 года. В 1920 году он перешел на работу на Игнацио Гуиди в Римский университет в качестве профессора иврита и сравнительного семитских языков.
В те годы он начал сотрудничать с некоторыми газетами. Он писал для римской ежедневной газеты, которая прекратила выходить в конце 1922 года после того, как ее офисы были разрушены фашистской эскадрильей. Леви делла Вида также стал жертвой агрессии со стороны фашистов примерно в то же время.
По приглашению Сальваторелли, который был заместителем главного редактора, он начал работать в La Stampa, где он свидетельствовал о политическом климате в Риме в дни после кончины Джакомо Маттеотти. Иногда он также контактировал с различными лидерами антифашистской оппозиции, включая Джованни Амендола, Карло Сфорца и Клаудио Тревес.
. В 1924 году он стал президентом. Национального союза либеральных и демократических сил, основанного Джованни Амендола, а в следующем году он подписал Манифест антифашистской интеллигенции. В своей автобиографии он утверждает, что не особенно интересовался политической активностью; однако он был убежден, что в критический период, когда Италия столкнулась с подъемом фашизма, каждый гражданин должен был взять на себя ответственность, участвуя в политической жизни.
В 1920-х он познакомился с Джованни Джентиле, профессором из Рима, с которым он начал сотрудничать в Enciclopedia Treccani как знаток иврита. и другие семитские языки.
Леви Делла Вида был среди двенадцати итальянских университетских профессоров, которые отказались дать присягу на верность фашистскому лидеру и режиму, введенному статьей 18 Обычного закона 28 августа 1931 года. За этот отказ Делла Вида был исключен с должности в университете в 1932 году.
Однако он продолжил свое сотрудничество с Enciclopedia Treccani, для чего он редактировал статью на Hebraism, среди многие он завершил.
В это время ему было поручено Ватиканской библиотекой каталогизировать ее богатство арабских рукописей, из которых он сделал первый выбор для публикации в 1935 году, а затем второй тридцать лет.
После обнародования расовых законов в 1939 году он бежал в Соединенные Штаты, где ему предложили преподавательские должности в Пенсильванском университете в Филадельфия, а также в университете Сан-Диего в Калифорнии. В более поздние годы он пожертвовал свою личную коллекцию книг и рукописей библиотеке в последнем учреждении в знак благодарности за гостеприимство и пребывание там.
Он вернулся в Италию в 1945 году, где он был восстановлен на своей должности в Римском университете, преподавал мусульманскую историю и культуру до своего выхода на пенсию в 1959 году. В 1947 году он был избран членом Accademia dei Lincei.
Леви Делла Вида умер в Риме в 1967 году. после непродолжительной болезни.
Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе создал редакционную серию от его имени, Серия исламоведческих исследований Джорджо Леви Делла Вида, которая присоединяется к Премии Джорджо Леви Делла Вида (стипендия) в признание исключительной научной работы по исламоведению. Он также сыграл косвенную, но потенциально важную роль в становлении современной генеративной лингвистики и когнитивной науки - Ноам Хомский считает, что Леви делла Вида помог ему стимулировать его ранний интерес к лингвистике еще в студенческие годы, описывая свой курс как « один курс для первокурсников, который мне показался очень интересным ».
Интересы и лингвистические исследования Леви Делла Виды охватывают многие области, включая семитскую филологию, еврейскую и исламскую историю, пунический алфавит и сирийскую литературу. Каталог его работ отражает такой спектр страстей.
В дополнение к своим научным публикациям в 1966 году он написал автобиографию, недавно переизданную как Fantasmi ritrovati (Napoli, Liguori, 2004).