Ормолу (; от французского или moulu, «молотое / толченое золото») - это метод позолоты, заключающийся в нанесении тонко измельченного высококачественного золота –ртути амальгамы к объекту из бронзы, а также к объектам, обработанным таким образом. Ртуть удаляется в печи, оставляя после себя золотое покрытие. Французы называют эту технику «бронзовым доре»; на английском языке он известен как «позолоченная бронза ». Примерно в 1830 году законодательство во Франции запретило использование ртути по причинам здоровья, хотя использование продолжалось до 1900-х годов.
Ремесленники в основном использовали ормолу для декоративного крепления мебели, часов, осветительных приборов и фарфора.
При изготовлении настоящего ормолу используется процесс, известный как золочение ртутью или огневое золочение, при котором раствор нитрата ртути наносится на кусок медь, латунь или бронза; с последующим нанесением амальгамы золота и ртути. Затем изделие подвергается сильному нагреву до тех пор, пока ртуть не испарится, а золото не останется на металлическом предмете.
Этот процесс обычно заменяют гальваническим покрытием золота на подложку из никеля, что является более экономичным и менее опасным.
Из-за воздействия вредных паров ртути большинство позолоченных не выживают после 40 лет. В литературе есть ссылка на Джона Вебстера :
Повесьте его; позолоченный, мозг которого погиб от ртути, не более холоден в печени
— Белый дьяволПримерно после 1830 года законодательство во Франции объявило вне закона использование ртути, хотя она продолжала широко применяться примерно до 1900 года и примерно в 1960 году все еще использовался в очень немногих мастерских. Применялись и другие методы золочения, например, гальваника с середины 19 века. Методы Ормолу по существу такие же, как те, что используются для серебра, для производства позолоты серебра (также известного как вермейл ).
Более поздний заменитель смеси металлов, напоминающий ормолу, был разработан во Франции и назван помпонном, хотя смесь меди и цинка, иногда с добавлением олово, технически разновидность латуни. С 19 века этот термин был популяризирован для обозначения позолоченного металла или имитации золота.
Позолоченная бронза встречается с античности по всей Евразии, и особенно в китайском искусстве, где оно всегда было более распространено, чем позолота серебра, в отличие от Европы.
Ремесленники использовали ормолу в основном для декоративной фиксации мебели, часов, осветительных приборов и фарфора. Великие французские дизайнеры мебели и краснодеревщики, или ébénistes XVIII и XIX веков максимально использовали изысканные оправы из позолоченной бронзы, произведенные (основателями и отделочниками), такими как известные Жак Каффьери (1678–1755), чьи отделанные изделия из позолоченной бронзы были почти так же прекрасны, как и работы ювелиров. Крепления Ормолу достигли наивысшего художественного и технического развития во Франции.
Аналогичные прекрасные результаты могут быть достигнуты для осветительных приборов, таких как люстры и канделябры, а также для декоративных металлических оправ, применяемых для корпусов часов и керамических изделий.. В руках парижских маршанов-наемников предшественники декораторов, скульптуры из ормолу или золоченой бронзы использовались для ярких, неокисляющихся аксессуаров для каминов или для каминных часов в стиле рококо или неоклассицизма, или для настенных часов - специальность Шарль Крессент (1685–1768) - дополнены каплями горного хрусталя на люстрах и настенных светильниках из позолоченной бронзы.
Бронзовые оправы были отлиты методом литья по выплавляемым моделям, а затем выточены и чеканкой для добавления деталей. Рококо позолоченная бронза обычно бывает тонко литой, слегка высеченной и частично отполированной. Неоклассическая позолоченная бронза часто полностью точеная и обрабатывается с необычайным мастерством и деликатесом для создания тонко разнообразных поверхностей.
Техника ормолу широко использовалась в каминных часах Французской Империи, достигнув своего пика в этот период.
Китайский и европейский фарфор в позолоченной бронзе был предметом роскоши. это усиливало влияние часто дорогих и декоративных керамических изделий, иногда используемых для демонстрации. Китайская керамика с оправами из позолоченной бронзы производилась под руководством парижских маршанов-мерси, поскольку только у них был доступ к керамике (часто закупаемой в Нидерландах) и возможность преодолевать ограничения гильдии. Несколько сохранившихся кусков китайского фарфора 16-го века, впоследствии покрытых современной европейской позолотой, позолотой, показывают, где лежали основы более поздней моды.
С конца 1760-х годов Мэтью Бултон (1728–1809) из Бирмингема производил английские вазы ормолу и парфюмерные горелки в новейшем неоклассическом стиле. Хотя предприятие так и не привело к финансовому успеху, оно произвело лучший английский ормолу. В начале 19 века прекрасный английский ормолу поступал из мастерских Бенджамина Льюиса Вуллиами (1780–1854).
Во Франции была продолжена традиция неоклассического ормолу Пьера-Филиппа Томира (1751–1843). Beurdeley Cie. Изготовили превосходные ормолу в стилях рококо и неоклассицизма в Париже, а позолоченная бронза рококо характерна для мебели Франсуа Линке.
орнамент французских часов; 18-ый век; ормолу; общие: 9,2 × 8,9 × 1,9 см; Метрополитен-музей (Нью-Йорк)
рококо комод; 1730-1745; ель, дуб, фиалка, розовое дерево, хвойные породы, орнаменты из ормолу, медь и мрамор ; высота: 82 см; Рейксмузеум (Амстердам, Нидерланды )
консольные часы в стиле рококо; около 1745-1749 гг.; ормолу с эмалью; высота: 69 см; Рейксмузеум
Пара французских рококо firedogs (chenets); около 1750 года; ормолу; размеры первого: 52,7 x 48,3 x 26,7 см, второго: 45,1 x 49,1 x 24,8 см; Метрополитен-музей
Парижские часы (pendule à console); около 1750 г. ; различные материалы, в том числе ормолу; 40,6 × 30,5 см; Метрополитен-музей
Французский неоклассический каминные часы (pendule de cheminée); 1757–1760 гг.; позолоченная (ормолу) и патинированная бронза, дуб, шпонированный черное дерево, белая эмаль с черными цифрами и другие материалы; 48,3 × 69,9 × 27,9 см; Метрополитен-музей
Пара китайских ваз с креплениями в стиле французского рококо; вазы: начало XVIII века, крепления: 1760–1770 гг.; -паста фарфор на оправе из ормолу; 32,4 x 16,5 x 12,4 см; Метрополитен-музей
Французские каминные часы в неоклассическом стиле ("Pendule Uranie"); 1764–1770; корпус: патинированная бронза ze and ormolu, Циферблат: белая эмаль, механизм: латунь и сталь; 71,1 × 52,1 × 26,7 см; Метрополитен-музей
Парижский настенный кронштейн; 1765-1770; ормолу; высота: 69,8 см; Рейксмузеум
Пара навесных ваз (vase à monter); 1765–1770; мягкая паста фарфора и оправы ормолу; 28,9 х 17,1 см; Метрополитен-музей
каминные часы "Триумф любви над временем"; около 1780-1790 гг.; ормолу, мрамор и эмаль; габаритные: 94 х 104,1 х 31,8 см; Метрополитен-музей
парижский огненный пес с путти, греющимися у пламени; 1780-1790; ормолу; высота: 34,5 см; Рейксмузеум
Людовик XVI Парижский угловой кабинет; автор Жан Анри Ризенер ; 1780–1790; опоры из дуба, красного дерева, мрамора и ормолу; 94,3 × 81,3 × 55,9 см; Художественный институт Чикаго (США)
Французский часовой орнамент; конец 18 или начало 19 века; ормолу; 6,4 × 12,4 × 4,8 см; Метрополитен-музей
Людовик XVI на трех светильниках (набор из четырех); конец 18 или начало 19 века; ормолу; каждый: 69,2 х 38,7 х 23,5 см; Метрополитен-музей
Модерн фигура танцовщицы; около 1900 г.; ормолу; высота: 40 см; Рейксмузеум
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Ормолу. |