Гилберт Харман | |
---|---|
Родился | 26 мая 1938 г. |
Эра | Современная философия |
Регион | Западная философия |
Школа | Аналитическая философия |
Докторант | Уиллард Ван Орман Куайн |
Докторанты | Стивен Стич, Джошуа Кноб, Дэниел Ротшильд |
Основные интересы | Философия языка, философия разума, этика, эпистемология |
Известные идеи | Перцептивный опыт имеет намеренное содержание. Три уровня значения |
Влияния | |
Находится под влиянием | |
Гилберт Харман (родился 26 мая 1938 г.) - американский философ, преподававший в Принстонском университете. с 1963 г. до выхода на пенсию в 2017 г. Он широко публиковался в философии языка, когнитивной науке, философии разума, этике, моральная психология, эпистемология, теория статистического обучения и метафизика. Он и Джордж Миллер совместно руководили лабораторией когнитивных наук Принстонского университета. Харман преподавал или совместно преподавал курсы электротехники, информатики, психологии, философии и лингвистики.
Харман имеет степень бакалавра Swarthmore College и докторскую степень. из Гарвардского университета, где им руководил Уиллард Ван Орман Куайн. Он преподавал в Принстоне с 1963 года до своего выхода на пенсию в 2017 году в качестве заслуженного профессора философии университета Джеймса С. Макдоннелла. Он был назван членом Общества когнитивных наук и членом Ассоциации психологических наук. Он также является членом Американской академии искусств и наук. Он получил Премию Жана Никода в Париже в 2005 году. В 2009 году он получил премию Бермана Принстонского университета за выдающиеся достижения в гуманитарных науках. Его благодарственная речь была озаглавлена «Нам нужен лингвистический факультет».
Среди его известных аспирантов Грэм Оппи, Стивен Стич, Джошуа Грин, Джошуа Нобе, Дэвид Вонг, Ричард Джойс, Р. Джей Уоллес, Джеймс Дрейер и Николас Стерджен.
Его дочь Элизабет Харман также философ и член философского факультета и Центра человеческих ценностей в Принстонском университете.
Отчет Хармана 1965 года о роли «вывода о наилучшем объяснении» - вывода о существовании того, что нам нужно для наилучшего объяснения наблюдаемых явлений, - оказал большое влияние. В более поздних работах он утверждал, что все умозаключения или рассуждения следует рассматривать как рациональные «изменения во взглядах», уравновешивающие консерватизм и согласованность, где простота и пояснительные соображения имеют отношение к позитивной согласованности, а избегание непоследовательности имеет отношение к негативной согласованности. Он выразил сомнения относительно апелляции к априорному знанию и утверждал, что логика и теория принятия решений являются теориями импликации и согласованности и не должны интерпретироваться как теории, которым можно следовать: они не являются теориями вывода или рассуждений.
В книге «Мысли и изменения во взглядах» Харман утверждал, что интуиция о знании полезна при размышлениях о выводах. Совсем недавно он и Бретт Шерман предположили, что знание может основываться на предположениях, которые сами по себе неизвестны. Он и Санджив Кулкарни предположили, что элементарная теория статистического обучения предлагает своего рода ответ на философскую проблему индукции.
Харман также утверждал, что перцептивный опыт имеет «намеренное содержание» и что важно не путать качества намеренного объекта опыта с качествами опыт. Воспринимающие осознают только те качества, которые представлены им в опыте, в отличие от свойств опыта, которые представляют то, что мы переживаем, как своего рода ментальную окраску.
Он также предположил, что перцептивные и другие психологические состояния являются саморефлексивными, так что содержание перцептивного опыта может быть: сам этот опыт является результатом восприятия дерева с такими-то характеристиками (за исключением того, что опыт не в языке). Содержание намерения может быть таким: именно это намерение приведет меня домой к шести часам.
В книге «Природа морали» Харман, опираясь на вывод о наилучшем объяснении, утверждал, что объективных моральных фактов не существует, потому что нам не нужны такие факты для объяснения наших моральных суждений. Он утверждал, что не существует единой истинной морали. В этом отношении моральный релятивизм верен. (Этот вид морального релятивизма не является теорией о том, что обычные люди имеют в виду под своими моральными суждениями.)
Харман отверг попытки основать моральную теорию на представлениях о человеческом процветании и чертах характера и выразил скептицизм по поводу необходимости чтобы хороший человек был подвержен моральной вине или стыду.
Монографии:
Отредактировано: