В экономика и теория потребления, товар Гиффена - это продукт, который люди потребляют больше по мере роста цен и наоборот, что нарушает основной закон спроса в микроэкономика. Для любого другого вида товаров, когда цена на товар растет, эффект замещения заставляет потребителей покупать его меньше и больше заменителя. товары ; для большинства товаров эффект дохода (из-за фактического снижения доступного дохода из-за того, что больше тратится на существующие единицы этого товара) усиливает это снижение спроса на товар. Но товар Гиффена настолько сильно неполноценный товар в сознании потребителей (будучи более востребованным при более низких доходах), что этот противоположный эффект дохода более чем компенсирует эффект замещения и чистый эффект от цены товара. Повышение означает увеличение спроса на него. Также известен как Парадокс Гиффена . Товар Гиффена считается противоположностью обычного товара.
Товары Гиффена названы в честь шотландского экономиста Сэр Роберт Гиффен, которому Альфред Маршал приписал эту идею в своей книге Принципы экономики, опубликованной в 1890 году. Гиффен первым предложил парадокс из своих наблюдений. покупательских привычек бедняков викторианской эпохи.
Эцусуке Масуда и Питер Ньюман предположили, что Саймон Грей описал «серые блага» в своем тексте 1815 года, озаглавленном «Счастье государств: или исследование, касающееся населения, способов его существования и использования, а также Влияние всего на человеческое счастье. Глава, озаглавленная «Повышение цен на хлеб сверх определенного уровня», имеет тенденцию к увеличению потребления, содержит подробный отчет о том, что стало называться товарами Гиффена и которые лучше было бы назвать серыми товарами.
Практически для всех продуктов кривая спроса имеет отрицательный наклон: по мере роста цены спрос на товары уменьшается. (См. Спрос и предложение для получения дополнительной информации.) Товары Giffen являются исключением из этого общего правила. В отличие от других товаров или услуг, ценовая отметка, при которой встречаются спрос и предложение, приводит к более высоким ценам и большему спросу, когда рыночные силы распознают изменение спроса и предложения на товары Гиффена. В результате, когда цена растет, увеличивается и объем спроса. Чтобы быть настоящим товаром Гиффена, цена товара должна быть единственным изменением, приводящим к изменению объема спроса. Товар Гиффена не следует путать с продуктами, купленными как символы статуса или для демонстративного потребления (товары Веблена ), хотя может быть некоторое совпадение, поскольку потребители с большей вероятностью будут участвовать в демонстративном потреблении. как способ участвовать в «желательных тратах», чтобы повысить свой социальный статус.
Классический пример, приведенный Маршаллом, - это низкокачественные основные продукты питания, спрос на которые обусловлен бедностью, из-за которой их покупатели не могут позволить себе продукты высшего качества. Поскольку цены на дешевые продукты питания растут, они больше не могут позволить себе дополнять свой рацион более качественными продуктами и должны потреблять больше основных продуктов питания.
Как указал г-н Гиффен, рост цен на хлеб настолько сильно истощает ресурсы более бедных рабочих семей и настолько повышает предельную полезность денег для них, что они вынуждены сокращать свое потребление. мяса и более дорогих мучных продуктов: и, поскольку хлеб по-прежнему остается самой дешевой пищей, которую они могут получить и будут есть, они потребляют больше, а не меньше.
— Альфред Маршалл, Принципы экономики (изд. 1895 г.)Существует три необходимых предпосылки для возникновения такой ситуации:
Если предварительное условие № 1 выполнено изменено на "Товары, о которых идет речь, должны быть настолько низкими, чтобы эффект дохода был больше, чем эффект замены ct », то этот список определяет необходимые и достаточные условия. Последнее условие - это условие для покупателя, а не для самого товара, поэтому это явление также называют «поведением Гиффена».
Это можно проиллюстрировать схемой. Первоначально у потребителя есть выбор между расходованием своего дохода на товар Y или товар X, как это определено линейным сегментом MN (где M = общий доступный доход, деленный на цену товара Y, и N = общий доступный доход, деленный на цену товара. ИКС). Линия MN известна как бюджетное ограничение потребителя. С учетом предпочтений потребителя, выраженных на кривой безразличия I0, оптимальным сочетанием покупок для этого человека является точка A.
Снижение цен на товар X вызывает два эффекта. Сниженная цена изменяет относительные цены в пользу товара X, что называется эффектом замещения. Это иллюстрируется движением вниз по кривой безразличия от точки A к точке B (поворот бюджетного ограничения относительно исходной кривой безразличия). В то же время снижение цен увеличивает покупательную способность потребителей, известную как эффект дохода (смещение бюджетных ограничений наружу). Это проиллюстрировано смещением пунктирной линии к MP (где P = доход, деленный на новую цену товара X). Эффект замещения (из точки A в точку B) увеличивает количество спроса на товар X с X a до X b, в то время как эффект дохода снижает объем спроса с X b до X c. Чистый эффект заключается в сокращении объема спроса с X a до X c, что делает товар X товаром Гиффена по определению. Любой товар, эффект дохода которого более чем компенсирует эффект замещения, является товаром Гиффена.
Доказательства существования товаров Giffen в целом ограничены. В статье Роберта Дженсена и Нолана Миллера от 2008 года утверждается, что рис и пшеничная / лапша являются товарами Гиффена в некоторых частях Китая.
Другой В статье 2008 года тех же авторов экспериментально продемонстрировано существование товаров Гиффена среди людей на уровне домохозяйств путем прямого субсидирования закупок риса и пшеничной муки для крайне бедных семей. Легче найти эффекты Гиффена там, где количество доступных товаров ограничено, как в экспериментальной экономике: DeGrandpre et al. (1993) предоставляют такую экспериментальную демонстрацию. В 1991 году Батталио, Кагель и Когут опубликовали статью, в которой утверждали, что хининовая вода является полезным веществом Гиффена для некоторых лабораторных крыс. Однако они смогли показать наличие товара Гиффена только на индивидуальном уровне, а не на уровне рынка.
Товары Giffen трудно изучать, потому что определение требует ряда наблюдаемых условий. Одна из причин трудности изучения рыночного спроса на товары Гиффена состоит в том, что Гиффен изначально предполагал конкретную ситуацию, с которой сталкиваются люди, живущие в бедности. Современные методы исследования поведения потребителей часто имеют дело с агрегированными данными, которые усредняют уровни дохода, и являются слишком грубым инструментом для выявления этих конкретных ситуаций. Ситуацию усложняют требования об ограниченном наличии заменителей, а также о том, что потребители не настолько бедны, что могут позволить себе только неполноценный товар. По этой причине во многих учебниках используется термин "парадокс Гиффена", а не термин "добро Гиффена".
Некоторые виды товаров премиум-класса (например, дорогие французские вина или парфюмерия, одобренная знаменитостями) иногда называют товарами Гиффена - в связи с утверждением, что снижение цены на эти высококлассные товары снижает спрос, потому что они больше не воспринимаются как эксклюзивные или статусные товары. Однако в той мере, в какой воспринимаемый характер товаров с таким высоким статусом на самом деле значительно меняется при значительном падении цен, такое поведение лишает их права считаться товарами Гиффена, поскольку анализ товаров Гиффена предполагает, что изменяется только доход потребителя или относительный уровень цен., а не природа самого блага. Если изменение цены меняет восприятие товара потребителями, его следует анализировать как товары Веблена. Некоторые экономисты ставят под сомнение эмпирическую обоснованность различия между товарами Гиффена и Веблена, утверждая, что всякий раз, когда происходит существенное изменение цены товара, его воспринимаемая природа также изменяется, поскольку цена составляет большую часть того, что составляет продукт. Однако теоретическое различие между двумя типами анализа остается ясным, и какой из них следует применять к любому фактическому случаю, является эмпирическим вопросом.
Картофель во время ирландского Великого голода когда-то считался примером добра Гиффена. Однако Джеральд П. Дуайер и Коттон М. Линдси оспорили эту идею в своей статье 1984 года «Роберт Гиффен и ирландский картофель», где они показали противоречивый характер «легенды» Гиффена по отношению к историческим свидетельствам.
Гиффеновская природа ирландского картофеля была позже дискредитирована Шервином Розеном из Чикагского университета в его статье 1999 года «Картофельные парадоксы». Розен показал, что это явление можно объяснить с помощью обычной модели спроса.
Чарльз Рид с количественными доказательствами показал, что бекон свиньи проявляли поведение Гиффена во время ирландского голода, а картофель - нет.
Некоторые предполагают, что ряд других товаров, таких как криптовалюты, такие как Биткойн, могут принадлежать Гиффену. Хотя аргументы теоретически обоснованы (т. Е. Они согласуются с основной интуицией Маршалла), в каждом случае подтверждающие эмпирические данные были сочтены неубедительными.
Энтони Бопп (1983) предположил, что керосин, низкокачественное топливо, используемое для отопления домов, был товаром Гиффена. Шмуэль Барух и Якар Канаи (2001) предположили, что сётю, японский дистиллированный напиток, может быть товаром Гиффена. В обоих случаях авторы предложили подтверждающие эконометрические данные. Однако эмпирические данные обычно считаются неполными. В статье 2005 года Саша Абрамски из The Nation высказал предположение, что бензин при определенных обстоятельствах может действовать как товар Гиффена. Однако никаких подтверждающих доказательств представлено не было, а данные о значительном повышении цен на нефть в 2008 году позволяют предположить, что объем спроса на бензин действительно снизился в результате повышения цен. Конечно, отсутствие доказательств на агрегированном уровне не исключает того, что предлагаемые товары могли быть Гиффеном для определенных групп потребителей, в частности для бедных потребителей.
| journal =
()