Джамбаттиста делла Порта

редактировать

Джамбаттиста делла Порта
Giambattista della Porta.jpeg Джамбаттиста делла Порта
Родилсяконец 1535 года. Вико Экуенс, Неаполитанское королевство
Умер4 февраля 1615 г. (1615-02-04) (79 лет). Неаполь, Неаполитанское королевство
НациональностьИтальянский
Научная карьера
ОбластиОккультизм, астрология, алхимия, математика, метеорология и естественная философия

Джамбаттиста делла Порта (итальянское произношение: ; 1535? - 4 февраля 1615 г.), также известный как Джованни Баттиста Делла Порта, был итальянским ученым, эрудитом и драматургом, жившим в Неаполе во время научной революции и реформации.

Джамбаттиста делла Порта большую часть своей жизни посвятил научным усилиям. Ему помогли неформальное образование наставников и визиты известных ученых. Его самая известная работа, впервые опубликованная в 1558 году, называется Magiae Naturalis (Природная магия). В этой книге он охватил множество предметов, которые он исследовал, включая оккультную философию, астрологию, алхимию, математику, <120.>метеорология и натурфилософия. Его также называли «профессором секретов».

Содержание
  • 1 Детство
  • 2 Научные дисциплины
  • 3 Новаторское научное сообщество
  • 4 Технологический вклад
  • 5 Религиозные сложности
  • 6 Драматург
  • 7 произведений
  • 8 Источники
  • 9 Источники
  • 10 Внешние ссылки
Детство

Джамбаттиста делла Порта родился в Вико Экуенсе, около Неаполь, дворянину. Он был третьим из четырех сыновей и вторым, пережившим детство, имея старшего брата Джана Винченцо и младшего брата Джана Ферранте. У Деллы Порта было привилегированное детство, включая его образование. У его отца была жажда учиться, черта, которую он передал всем своим детям. Он окружил себя выдающимися людьми и развлекал философов, математиков, поэтов и музыкантов. Атмосфера дома напоминала академию для его сыновей. Члены образованного круга друзей стимулировали мальчиков, обучая и наставляя их под чутким руководством отца.

Все братья не только обладали талантами в области естественных наук и математики, но и чрезвычайно интересовались искусством, в частности музыкой. Несмотря на их интерес, никто из них не обладал каким-либо талантом к этому, но они не позволяли этому сдерживать их прогресс в изучении теории. Все они были приняты в престижную академию музыкантов.

Более осознавая свое социальное положение, чем идею о том, что его сыновья могут иметь научные профессии, Нардо Антонио воспитывал мальчиков больше как джентльменов, чем как ученых. Поэтому мальчики изо всех сил пытались научиться петь, поскольку это считалось придворным достижением джентльменов. Их учили танцевать, ездить верхом, хорошо выступать на турнирах и играх и хорошо одеваться. Обучение дало делла Порта, по крайней мере в начале его жизни, вкус к более тонким аспектам привилегированной жизни.

Научные дисциплины
Из De humana Physiognomonia, 1586

В 1563 году делла Порта опубликовал De Furtivis Literarum Notis, работа о криптографии. В нем он описал первый известный диграфический шифр подстановки. Чарльз Дж. Мендельсон прокомментировал:

Он был, по моему мнению, выдающимся криптографом эпохи Возрождения. Кто-то из неизвестных, работавший в потайной комнате за закрытыми дверями, возможно, превзошел его в общем понимании предмета, но среди тех, чьи работы можно изучать, он возвышается, как гигант. секретные сообщения внутри яиц. Во время испанской инквизиции некоторые из его друзей были заключены в тюрьму. У ворот тюрьмы все проверили, кроме яиц. Делла Порта писала сообщения на яичной скорлупе, используя смесь растительных пигментов и квасцов. Чернила проникли в яичную скорлупу, которая является полупористой. Когда яичная скорлупа высохла, он сварил яйцо в горячей воде и смыл чернила с внешней стороны яйца. Когда заключенный в тюрьме снял скорлупу, сообщение снова проявилось на яичном белке.

В 1586 году делла Порта опубликовал работу по физиогномике De humana Physiognomonia libri IIII (1586 г.)). Это повлияло на швейцарского пастора восемнадцатого века Иоганна Каспара Лаватера, а также на криминолога XIX века Чезаре Ломброзо. Делла Порта много писал по широкому кругу вопросов на протяжении всей своей жизни - например, сельскохозяйственную энциклопедию под названием «Вилла», а также работы по метеорологии, оптике и астрономии..

Phytognomonica, 1588

В 1589 году, накануне начала современной научной революции, делла Порта стал первым человеком, который напечатал в печати экспериментальные основания, древнее утверждение, что чеснок может лишить силы магниты. Это был ранний пример того, как авторитет ранних авторов был заменен экспериментом как подтверждением научного утверждения. Заключение Делла Порта было подтверждено экспериментально Томасом Брауном, среди прочих.

В более поздние годы делла Порта собирал редкие экземпляры и выращивал экзотические растения. Его работа Phytognomonica перечисляет растения в соответствии с их географическим положением. В Phytognomonica записано первое наблюдение грибковых спор, что сделало его пионером микологии.

. Его частный музей посещали путешественники, и он был одним из самых ранних музеев естественной истории. Это вдохновило иезуита Афанасия Кирхера на создание подобной, даже более известной коллекции в Риме.

Новаторское научное общество

Делла Порта была основателем научного общества под названием Academia Secretorum Naturae (Accademia dei Segreti). Эта группа была более известна как Отиози (Люди досуга). Основанные где-то до 1580 года, Отиози были одним из первых научных обществ в Европе и их целью было изучение «тайн природы». Любой человек, подавший заявку на членство, должен был продемонстрировать, что он сделал новое открытие в естественных науках.

Academia Secretorum Naturae был вынужден распустить, когда его члены подозревались в оккультизме. Делла Порта была вызвана в Рим Папой Григорием XIII. Хотя он лично вышел из собрания невредимым, Academia Secretorum Naturae распалась. Несмотря на этот инцидент, делла Порта остался религиозно набожным и стал мирским иезуитом братом.

Делла Порта поступил в Академию рысей в 1610 году.

Технологический вклад
Химический аппарат для куба из De distillatione, 1608

Его интерес к разнообразие дисциплин привело к технологическому прогрессу в следующих областях: сельское хозяйство, гидравлика, военная инженерия, инструменты и фармакология. В 1606 году он опубликовал книгу о подъеме воды силой воздуха. В 1608 году он опубликовал книгу по военной инженерии, а другую - по дистилляции.

. Кроме того, делла Порта усовершенствовал камеру-обскура. В более позднем издании своей Natural Magic делла Порта описал это устройство как имеющее выпуклую линзу. Хотя он не был изобретателем, популярность этой работы помогла распространению знаний о ней. Он сравнил форму человеческого глаза с линзой в своей камере-обскуре и привел легко понятный пример того, как свет может передавать изображения в глаз.

Делла Порта также утверждал, что изобрел первый телескоп, но умер во время подготовки трактата (De telescopiis) в поддержку своего утверждения. Его усилия были омрачены усовершенствованием Галилео Галилеем телескопа в 1609 году после того, как его представил Липперши в Нидерландах в 1608 году.

В книге делла Порта также упомянул воображаемого устройство, известное как. Устройство состояло из двух круглых ящиков, похожих на компасы, каждый с магнитной стрелкой, намагничиваемых одним и тем же магнитом. Каждая коробка должна была быть помечена 26 буквами вместо обычных указаний. Делла Порта предположила, что это будет координировать иглы таким образом, что, когда буква набирается в одной ячейке, игла в другой ячейке поворачивается, указывая на ту же букву, тем самым помогая в общении.

Религиозные сложности

A Католик, делла Порта был исследован инквизицией до 1578 года. Он был вынужден распустить свою Academia Secretorum Naturae, а в 1592 году его философские работы были запрещены к дальнейшей публикации церковью. ; запрет был снят в 1598 году. Участие Порта в инквизиции ставит историков в тупик из-за его активного участия в благотворительных иезуитских работах к 1585 году. Возможное объяснение этому лежит в личных отношениях Порта с фра Паоло Сарпи после 1579 года.

Драматург

17 театральных работ, которые сохранились из 21 или 23 произведений, включают 14 комедий, одну трагикомедию, одну трагедия и одна литургическая драма.

Хотя они принадлежат менее известной традиции commedia erudita, а не commedia dell'arte - что означает, что они были записаны в виде целых сценариев, а не импровизированы по сценарию - комедии делла Порта в высшей степени исполнимы. Несмотря на очевидное сходство между некоторыми персонажами комедий делла Порта и масками комедии дель арте, следует иметь в виду, что персонажи комедии эрудита уникально созданы текстом, в котором они появляются, в отличие от маски, которые остаются постоянными от одного сценария к другому. Действительно, маски импровизированного театра развивались как стилизованные версии повторяющихся типов персонажей в письменных комедиях. Одним из самых известных стандартных персонажей Деллы Порта был паразит или парассита, прожорливый обманщик, чье отсутствие моральных угрызений совести позволяло ему выполнять трюки, которые поначалу могли привести к краху сюжета, но в конечном итоге выиграли день неожиданным образом. Термин «паразито» был переведен Джоном Флорио в его итальянско-английском словаре, впервые опубликованном в 1598 году как «пиршество запахов», «льстец», «паразит», «окопный» или «животный друг», который говорит и делает все для угождать юмору другого и соглашается с ним во всем без всяких похвал. Возможно, лучший пример этого типа - Морфео в комедии «Фантеска».

Работы
Le commedie (издание 1910 года), полный pdf
  • Natural Magic (1558) расширен до 20 книг в 1589 году. Английский перевод 1658 года. Доступен онлайн на [2]
  • De Furtivis Literarum Notis (1563) О секретных кодах и криптографии
  • Вилла (1583–92) Сельскохозяйственная энциклопедия
  • De refractione optices (1589) О Оптике
  • Elementorum curvilineorum libri duo (1601)
  • Coelestis Physiogranonia (1603) pub. Неаполь
  • De occultis literarum notis (1606). Доступно в Интернете по адресу [3]
  • De aeris transmutanionbus (1609) О метеорологии
  • De Miracoli Maravigliosi Effetti dalla Natura prodotti (1665) pub. Венеция
  • Джованни Баттиста Делла Порта (1586). De humana Physiognomonia. Вико Экуенсе: Джузеппе Какки.
  • Джованни Баттиста Делла Порта, Фитогномоника, Неаполь, Орацио Сальвиани, 1588.
  • Джованни Баттиста Делла Порта (1601). Pneumaticorum libri tres. Неаполь: Джованни Джакомо Карлино.
  • Джованни Баттиста делла Порта (1608). De distillatione. Рома: Stamperia Camerale.
  • Джованни Баттиста Делла Порта (1677). Делла хирофизономия. Неаполь: Антонио Булифон.
  • Джованни Баттиста делла Порта (1910). Le commedie. 1(Scrittori d'Italia изд.). Бари: Винченцо Спампанато; Laterza.
  • Джованни Баттиста Делла Порта (1911). Le commedie. 2(Scrittori d'Italia изд.). Бари: Винченцо Спампанато; Laterza.
Ссылки
Источники
  • Clubb, Луиза Джордж (1965) Джамбаттиста Делла Порта, драматург. Princeton: Princeton University Press.
  • : Неаполитанская магия Джованни Баттиста Делла Порта и его гуманистическая метеорология, в: Вариантология 5. Неаполитанские вопросы. (Кельн: Verlag der Buchhandlung Walther König, 2011), ISBN 978-3-86560-887-1.
  • Зигфрид Зелински : Deep Time of the Media. К археологии слуха и зрения техническими средствами (Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 2008), ISBN 978-0-262-74032-6.
Внешние ссылки
Википедия содержит текст Британской энциклопедии 1911 года статьи Делла Порта, Джованни Баттиста.
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Джамбаттистой делла Порта.
Последняя правка сделана 2021-05-21 07:43:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте