Giaches de Wert (также Jacques / Jaches de Wert, Giaches de Vuert ; 1535-6 мая 1596) был франко-фламандским композитором позднего Возрождения, работавшим в Италии. Тесно связанный с прогрессивным музыкальным центром Феррары, он был одним из лидеров в развитии стиля позднего Возрождения мадригала. Он был одним из самых влиятельных композиторов мадригалов конца шестнадцатого века, особенно на Клаудио Монтеверди, и его более поздняя музыка стала определяющей для развития музыки эпохи раннего барокко.
Мало что известно о его молодости, за исключением того, что он был из Фландрии, либо из окрестностей Гента, либо Верт, близ Антверпена. Мальчиком он отправился в Авеллино на юге Италии, недалеко от Неаполя, где стал хором в капелле маркизы Падуллы. Мария была женой Франческо д'Эсте, маркиза ди Массаломбарда, капитана Карла V ; Франческо был сыном печально известной Лукреции Борджиа и ее мужа Альфонсо I д'Эсте. Франческо часто бывал во Франции и прилегающих районах в военных кампаниях, и в качестве дополнения к этим приключениям он привез с собой в Италию талантливых музыкантов. Связь Верта с семьей Эсте должна была продолжаться на протяжении большей части его жизни.
Где-то до 1550 года он начал свое общение с семьей Гонзага. Скорее всего, около 1550 года он переехал в Новеллара, город в нынешней провинции Реджо-Эмилия, в качестве музыканта на службе у ветви Гонзага; предыдущее предположение, что он мог быть в Риме, надежно не установлено. Новеллара в середине шестнадцатого века был значительным музыкальным центром местной ветви семьи Гонзага. Альфонсо I построил театр и ставил драматические представления в своем замке под руководством своего молодого фламандского хормейстера.
Отношения между семьями Гонзага и Эсте были тесными, и в начале 1550-х годов Верт по крайней мере однажды побывал в Мантуе и Феррара, центры музыкальной деятельности в конце шестнадцатого века, где он встретил известного мадригалиста Чиприано де Роре, который был наиболее влиятельной фигурой в его раннем музыкальном стиле. Находясь в Новелларе, Верт женился на Лукреции Гонзага и создал семью, у которой было по крайней мере шестеро детей. Верт оставался в Новелларе до начала 1560-х годов, когда он принял должность маэстро ди капелла в главной капелле Гонзага в Милане; однако он пробыл там недолго, переехав в 1565 году в Манту, где он стал маэстро ди капелла в часовне Санта-Барбары.
. Именно в Мантуе Лукреция, жена Верта, начала свою карьеру. роман с мантуанским композитором, соперником Верта в Санта-Барбаре. Когда это дело было обнаружено в 1570 году, она была вынуждена покинуть Мантую, а Верт остался. Wert упорствовал в своей работе, несмотря на осуждение хора за то рогоносец. Однако последующие неудачи Лукреции превзошли несчастья Верта. Вернувшись в Новеллару, она вступила в половую связь с Клаудио, незаконнорожденным сыном графа Франческо из Новеллары, и приняла участие в заговоре с целью убийства его дяди после смерти его отца в попытке получить его наследство и титул; в то время как Клаудио избежал правосудия, Лукреция была поймана вместе с другими заговорщиками, и она умерла в тюрьме в 1584 году.
В то время как Верт пережил унизительную ситуацию в Мантуе до конца 1560-х годов, он сохранил свою работу: он должен был оставаться, по крайней мере, номинально маэстро ди капелла в Мантуе до 1592 года. 1560-е годы были продуктивными для Верта в музыкальном плане, поскольку в это время он выпустил свои первые четыре книги пятиголосных мадригалов и свою первую книгу для четырех голосов. Посвящения значительны: одно посвящено Гонсало Фернандесу де Кордова, герцогу Сесса, а в вступительном предисловии Верт благодарит его за возможность возглавить его хор. (Фернандес де Кордова был губернатором Милана с 1558 по 1560 год.) В конце 1560-х годов Верт получил несколько предложений о работе в другом месте, но отклонил их. Самым значительным событием стал Аугсбург в 1566 году, где впечатляющая способность Верта импровизировать контрапункт породила предложение присоединиться к императорскому двору в Праге, служа Максимилиану II, императору Священной Римской империи. Следующее предложение о работе, от которого он отказался, поступило в следующем году из Пармы, дома семьи Фарнезе. Однако он становился все более близким к двору Эсте в Ферраре в 1570–1580-х годах, но фактически не стал там работать. В то время как два двора были тесно связаны браком и взаимным обменом музыкантами, Феррара была местом с совершенно отличным от Мантуи мировоззрением: Феррара была прогрессивной, а Мантуя поддерживала Контрреформацию ; Прогрессивные тенденции Феррары лучше соответствовали музыкальным наклонностям Верта. Верт хорошо провел там время; настолько, что его наниматель в Мантуе 22 декабря 1584 года послал строго сформулированное письмо с требованием его немедленного возвращения на свой пост. Верт, однако, влюбился в овдовевшую Тарквинию Мольцу, самую известную певицу и поэт в Италии, которая была фрейлиной при дворе Эсте, поэтому он старался потратить столько же время как можно в Ферраре. Это был тот же год, когда Лукреция, жена Верта, умерла в тюрьме в Новелларе.
Торквато Тассо, возможный друг Верта в Ферраре и поэт, стихи которого он часто перекладывал на музыку.Тарквиния, в отличие от Верта, но любит Лукреция была представительницей знати, и когда в 1589 году выяснилось, что ее роман с Вертом - их роман был связан со шпионами, и их любовные письма открылись - ее сослали в Модену. Верт, возможно, ранее был женат на знати, но в Ферраре он все еще был слугой, и его роман считался там столь же скандальным, как и роман Лукреции в Мантуе.
Верт впервые заболел малярией в 1582 году, и плохое здоровье мучило его всю оставшуюся жизнь. Несмотря на это, он оставался продуктивным в музыкальном плане, сочиняя коронационную мессу для герцога Винченцо Гонзага в 1587 году и многочисленные мадригалы для Concerto delle Donne, известной группы музыкальных дам Феррары, которые были певцами-виртуозами. В 1592 г. Джованни Джакомо Гастольди занял свой пост маэстро ди капелла в Мантуе, а в августе 1595 г. он посвятил свою последнюю книгу мадригалов. Верт умер в 1596 году в Мантуе, в своем доме недалеко от герцогского дворца; его могила находится рядом с могилой его современника Франческо Ровиго в склепе Санта-Барбары, под церковью, где он работал много лет.
Хотя Верт писал как духовную, так и светскую музыку, а также несколько инструментальных фантазий, его мадригалы были, безусловно, самой известной частью его продукции при жизни. Он написал около 230, которые он опубликовал в шестнадцати отдельных книгах за полвека, с 1558 года до последнего посмертного собрания в 1608 году. Почти все его мадригальные книги рассчитаны на пять голосов, хотя он опубликовал одну книгу в 1561 году для четырех, и посмертный сборник 1608 года включает произведения от четырех до семи голосов.
На ранний стиль Верта сильно повлиял Сиприано де Роре, известный мадригалист середины века, действовавший в Ферраре. Первые три книги Верта демонстрируют некоторые черты, типичные для письма Роре, такие как хроматизм, рисование слов и, по словам Альфреда Эйнштейна, «безразличие ко всему чисто формальному и... [а] стремление к наиболее интенсивному выражению». В манере мадригалов Адриана Вилларта он также исследовал далекие тональные области, избегая при этом резких гармонических последовательностей. Кроме того, он выказывал предпочтение декламационному, гомофоническому стилю, который он усовершенствовал позже в своей карьере в манере seconda prattica, оказавшей влияние на Монтеверди, а также проявил симпатию к высоким голосам - то, что оказалось определяющей характеристикой создание музыки при дворе Эсте в Ферраре. Стихи, которые он выбрал для своих ранних книг, включают примеры Пьетро Бембо, Петрарки и Ариосто.
. Стиль Верта в середине карьеры начал отличаться от стиля Роре. отношение к еще одному, более близкому к венецианцам, например, Андреа Габриэли. Чистая гомофония стала более распространенной в его работах, и он начал использовать регистровые и текстурные контрасты, а не переключаться с полифонии на гомофонию; кроме того, его строки стали более лиричными. Его любимые поэты также изменились: хотя в начале своей карьеры он использовал Бембо и Петрарку, а затем Ариосто, он переключился на Гуарини и Торквато Тассо. В свою шестую книгу мадригалов для пяти голосов (1577) он включил три цикла мадригалов, нововведение, которое должно было стать заметным музыкальным поджанром к концу века. Циклы включают две канцони Петрарки и одну Ариосто; они установлены в декламационной манере, включая обработку вокальных линий, которые предвещали монодию, и собственные более поздние произведения Верта.
Однажды Верт познакомился с виртуозными певчими дамами Феррары, Concerto delle dame, он начал писать для них мадригалы в соответствующем стиле - с тщательно продуманными партиями для трех высоких голосов, часто содержащими отдельные блоки для высоких и низких голосов, и наиболее виртуозным пением, необходимым в самой верхней части. На его музыку в этот период оказали влияние другие композиторы, работавшие в Ферраре, в том числе Луццаско Луццаски, и его любимыми поэтами того времени были те, кто наиболее тесно связан с Феррарой - Тассо и Гуарини. В его десятой книге мадригалов (1591 г.) шесть композиций, возможно, были предназначены для солирующего певца с инструментальным сопровождением, в манере монодий, которые были одними из предшественников оперы. Поздняя музыка тональна, предвосхищая изменения в музыкальном языке раннего барокко, во время которых функциональная тональность кристаллизовалась из претональной вселенной позднего Возрождения; кроме того, эти поздние композиции в основном гомофоничны, лишь изредка полифонические пассажи проявляются как оживляющий контраст. Венецианцы оказали влияние на его периодическое использование стиля концерто с группами голосов в диалоге.
В своей последней книге мадригалов, опубликованной при его жизни, одиннадцатой, он использовал отрывки из «Il pastor fido» Гуарини, один из самых популярных текстов для музыкальной обстановки той эпохи. Последний сборник, изданный под именем Верта, вышел посмертно в 1608 году и содержал произведения для четырех-семи голосов. Один из его мадригалов - это декорация пресловутого непристойного стихотворения Гуарини, которое Эйнштейн назвал «бесполезным, действительно презренным» и «... более непристойным, чем грубейшая маскерата, наиболее вызывающая canto carnascialesco или самый дерзкий шансон... невозможно более отстранить от истинной поэзии », но все же это было наиболее часто устанавливаемое индивидуальное стихотворение конца шестнадцатого века. На нем изображены нимфа и пастырь, пытающиеся, ускоряясь и замедляясь, достичь одновременного оргазма, с множеством двусмысленных слов о «смерти» и «умирании»; Популярность этого стихотворения была огромной. Верт написал свою постановку в 1581 году.
Верт написал значительное количество духовной музыки, но мало из них было опубликовано при его жизни. Он опубликовал всего три книги мотетов, одну в 1566 году, а две другие - в 1581 году; некоторые из его произведений, такие как Missa Dominicalis, появились в антологиях с музыкой других композиторов. Остальные шесть его мессов остались в рукописи, как и большая часть музыки, которую он написал для Санта-Барбары в Мантуе. Скорее всего, это произошло потому, что ему было поручено написать эту музыку, такую как его цикл из 127 гимнов, специально для этого учреждения, а его издатель находился в Венеции.
Стиль его духовной музыки варьируется от простого гомофонии до простого гомофонического. разработан для абсолютной ясности текстового выражения в соответствии с предписаниями Трентского собора (поскольку Мантуя была центром Контрреформации, этого и следовало ожидать), чтобы мотивировать обстановку, похожую по выразительной интенсивности на его мадригалы, в том числе отрывки удивительного хроматизма, мало чем отличающиеся от мадригалов Джезуальдо. Это особенно верно в отношении коллекций 1581 года: Ascendente Jesu, например, содержит красочные образцы текстовой живописи, которые он использовал в своих произведениях, которые он писал для феррарского двора в то время.
Все работы Верта как священные, так и светские, были составлены и отредактированы Кэрол МакКлинток и М. Бернстайном в серии CMM xxiv.
Большинство из них осталось в рукописи. Однако были опубликованы следующие материалы: