Геги

редактировать

Геги
Высокогорные геги племени Дукаджин близ Комана на реке Дрин, сентябрь 1908.jpg Хайлендские геги: люди племени Дукагджин в 1908 году.
Регионы со значительной численностью населения
Косово около 1 500 000
Албания около 1 500 000
Северная Македония около 500 000
Черногория 30 439
Задар, Хорватия 4 000
Сербия В Сербии проживает 50 000–70 000 албанцев, большинство из которых проживают в муниципалитетах Прешево (албанский: Прешева), Буяновац (албанский: Буяноц) и части муниципалитета Медведя (албанский: Medvegjë).
Языки
Гег албанский
Религия
Преимущественно суннитский ислам, меньшинство бекташи Христианство Преимущественно католики, православное меньшинство Безрелигиозность

Гег (также произносятся как Gegs, албанские : Gegët) являются одним из двух основных диалектных подгрупп албанцев (другие в Tosks ) Они также различаются по незначительным культурным, социальным и религиозным признакам. Геги живут в Албании (к северу от реки Шкумбин ), Косово, Северной Македонии, Сербии и Черногории. Геги говорят на гег- албанском, одном из двух основных диалектов албанского языка. Социальная организация гегов была традиционно племенной, с несколькими отдельными племенными группами гегов.

Османская империя аннексировала и правила Tosk-обитаемый юг в начале 15 - го века, в то время как территория, населенная геги осталась вне досягаемости обычной гражданской администрации Османской до начала 20 - го века. Как следствие, гэги эволюционировали изолированно от тосков. Точно так же исламизация гегов была неполной, и большая часть северо-западной Албании осталась католической. Османы никогда полностью не покорили северные албанские племена гегов, потому что они были более полезны для них как стабильный источник наемников. Вместо этого они внедрили систему байрактар и предоставили некоторые привилегии байрактарам (начальникам знамен) в обмен на их обязательство мобилизовать местных бойцов для поддержки военных действий османских войск.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Терминология
  • 2 Этимология
  • 3 Территория
  • 4 Язык
  • 5 Социальная организация
  • 6 Религия
  • 7 Культура
  • 8 Физическая антропология
  • 9 История
    • 9.1 Доосманский и османский периоды
    • 9.2 Албания
  • 10 См. Также
  • 11 Примечания и ссылки
  • 12 Дальнейшее чтение
  • 13 Внешние ссылки

Терминология

Собственная Гегния (земля Геге) расположена к северу от реки Шкумбин вдоль ее правого берега и простирается до современной границы между Матем и Мирдита, где начинается Лекния. Сама Лекния граничит на севере с Малезией. Ни одна из этих областей не пересекается друг с другом, и каждая имеет собственную самоидентификацию. Это отражается в том факте, что только люди собственно Gegnia называют себя Gegë, хотя движение на север не является формой региональной самоидентификации. Например, жители высокогорья Дукагджин, когда их спросили об их региональной принадлежности, отвечали na nuk jemi gegë, gegët janë përtej Maleve (мы не геги, геги живут за горами).

Распространенное восприятие в неалбанской литературе всех северных албанцев как гегов является результатом определения основных диалектных групп со всеми соответствующими региональными группировками. Точно так же только люди из определенных регионов на юге Албании идентифицируют себя как тоски.

Этимология

Этимология термина Gheg не совсем понятно. По словам писателя Арши Пипа, термин Gegë изначально использовался для конфессионального обозначения, а в доосманской Албании ее православное население использовало для обозначения своих соседей-католиков. Некоторые теории говорят, что термин Gegë происходит от звукоподражательного слова, означающего «лепет», в отличие от Shqiptare, которое на албанском языке означает тех, кто говорит четко. Это иногда считается нелогичным, так как самоназвание Shqiptare, кажется, были разработаны геги. По словам австрийско-чешского лингвиста Юлиуса Покорного, оно произошло от ( аттического ) греческого «γίγας» (великан). Из гомеровской мифологии гиганты Акроцеронских гор, вероятно, обозначают изначально воинственные вторгшиеся племена, происходящие из Эпира. Родственны Арбёрешу (диалектное и архаическое) «глатэ» (высокий, длинный) (стандартное албанское «гьяте», гег «гат»); Албанское «gatë» (цапля) и латинское «gigas» (гигант).

Территория

Женщина-гег из Северной Албании

В Албании геги преимущественно живой север Шкумбини реки и в районах горного севера. Албанцы часто называют этот регион Гегенией или Гегнией и Гегерией.

Османский тюркский термин, использовавшийся во времена, когда Албания и более обширная территория была включена в состав империи, было Гегалик, что означает земля гегов. В поздний османский период, помимо термина Арнавудлук (Албания), который использовался для обозначения регионов Албании, название Гегалик также использовалось в документах османами. Gegëni или Gegalık охватывала İşkodra, Косово, а также небольшую площадь Монастир вилайеты. В 1880 - х годах, албанцы определили более широкую область Gegalık (Ghegland) как охватывающие административные единицы Оттоманской из İşkodra (Шкодер) и Duraç (Дурресс) санджаков, что в составе İşkodra вилайет (провинция), санджаки Yenipazar (Нови Пазар), IPEK ( Пейе), Приштине (Приштине), Призрене, Ускупе (Скопье) в вилайете Косово и санджаке Дебре (Дебар) в вилайете Монастир.

Немногим более половины этнических албанцев из Албании - геги. За исключением небольшой популяции тосков в северо-западной Греции и вокруг озер Преспа и Охрид в Северной Македонии, все этнические албанцы на Балканах, живущие за пределами Албании (Косово, Северная Македония и Черногория), являются гегами.

Язык

Карта, показывающая говорящих на геге зеленым цветом Основная статья: гег албанский

Геги говорят на гег-албанском, одном из двух основных албанских диалектов. Албанский коммунистический режим основывал стандартный албанский язык в основном на тоскском албанском. Эта практика подвергалась критике, в частности Арши Пипа, который утверждал, что это решение лишило албанский язык его богатства за счет гегов, и назвал литературный албанский язык «чудовищем», созданным коммунистическим руководством Тоска, которое победило антикоммунистический север Албании в военном отношении и навязал гегам свой тоскский албанский диалект. Хотя албанские писатели в бывшей Югославии почти все были гегами, они предпочитали писать на тоске по политическим причинам. Это изменение литературного языка имеет важные политические и культурные последствия, поскольку язык является основным критерием самоидентификации албанцев.

Социальная организация

Социальная организация гегов традиционно была племенной. Геги Северной Албании - одно из двух племенных обществ, которые выжили в Европе до середины 20-го века (второе - черногорские горцы в Черногории и южной Сербии ). Племенная организация была основана на клановой системе лояльности и рассредоточенном расселении отдельных, разбросанных, в основном укрепленных дворов. Есть несколько различных племенных групп гег, которые включают в себя Mirëdita, Келменди~d, Хотите, Кастратьте, Бериш, Красники и Шалу. К другим важным племенным группам относятся горцы региона Дибра, известные как «Тигры Дибры». В Западном Косово в поздний османский период доминировала албанская племенная система, в то время как части албанского общества в более широком Косово также были частью городских профессиональных и землевладельческих классов крупных городов.

Геги, особенно те, кто живет в северо-восточной части страны, были самыми верными сторонниками набора традиционных законов ( канун ), традиционного гостеприимства и кровной мести. Среди Gheg Malësors (горцы) диез (клановый) возглавили старейшей мужской и образованной основной единицей племенного общества. Политическим и территориальным эквивалентом, состоящим из нескольких кланов, был байрак (стандарт). Предводитель байрака, положение которого было наследственным, назывался байрактар (знаменосец). Несколько байраков составляли племя, которым руководил мужчина из известной семьи, в то время как основные вопросы решались собранием племени, членами которого были мужчины-члены племени.

Организация когда - то преимущественно скотоводческих Gheg племен традиционно основывается на патрилинейность (система, в которой человек принадлежит к роду своего отца), и на экзогамии (социальное положение, при котором брак разрешается только за пределами социальной группы). Земля принадлежит клану, и семьи традиционно расширяются, состоящие из меньших семей, состоящих из множества братьев, которые все живут в одном большом хозяйстве ( албанский : shtëpi). Девочки выходили замуж без их согласия, а кража невест в некоторой степени существовала до начала 20 века. Брак был в основном экономической и политической сделкой, заключенной между членами племени, в то время как женившиеся не имели права голоса в этом вопросе. Клятва девственности иногда практиковалась среди гегов. Обручение детей также практиковалось гегами, иногда даже до рождения.

Религия

Христианство в Албании находилось под юрисдикцией епископа Рима до 8 века. Затем епархии в Албании были переданы Константинопольскому патриархату. В 1054 году после раскола север стал отождествляться с Римско-католической церковью. С тех пор все церкви к северу от реки Шкумбин были католическими и находились под юрисдикцией Папы. Выдвигались разные причины распространения католицизма среди северных албанцев. Традиционная принадлежность к латинскому обряду и католическим миссиям в центральной Албании в XII веке укрепила католическую церковь против православия, в то время как местные лидеры нашли союзника в католицизме против славянских православных государств.

В период Османской империи в истории Албании (1385–1912) большинство албанцев обратилось в ислам. Сегодня большинство гегов - мусульмане- сунниты, а значительное меньшинство - католики. Албанцы-католики наиболее сконцентрированы в северо-западной Албании и в регионе Малезия на юго-востоке Черногории, где они составляют большинство населения, в то время как их распределение меньше в центральной Албании, северо-восточной Албании и Косово. Есть также геги, исповедующие православное христианство, в основном живущие на юго-западе гегоязычного региона, особенно в Дурресе (где они составляли 36% населения в 1918 году) и Эльбасане (где они составляли 17% населения в 1918 году). Ортодоксальные геги традиционно были в значительной степени сконцентрированы в регионе Верхняя Река (Reka e Epërme) в Северной Македонии. Есть также некоторые группы гег, которые практикуют Bektashism, живущий в таких областях, как Kruja и Bulqiza. Кроме того, как и в случае со всеми албанцами, оставшимися в наследство от режима Энвера Ходжи, существует значительный процент людей, которые не отождествляют себя с какой-либо верой, и большое количество людей обычно не посещают службы какой-либо религии.

Культура

Албанская свадебная церемония в Валбоне, северная Албания

После реформ Танзимата во второй половине XIX века, стремясь получить влияние на католических албанцев, Австро-Венгрия, с одобрения Османской империи, открыла и профинансировала многие школы на албанском языке, а также францисканские семинарии и больницы и подготовила местное духовенство. Все это привело к развитию литературы на албанском языке. Культура гегов расцвела в начале 20 века. Гьердж Фишта и Скутарская католическая литературная школа во главе с Фиштой внесли значительный вклад в этот расцвет. Геги известны своей эпической поэзией.

Возрождение католицизма среди албанцев дало новый и важный импульс развитию культуры гег.

Физическая антропология

Геги часто описываются как более высокие, стройные и имеющие более светлый цвет кожи, чем тоски, которые относятся к более темному средиземноморскому типу. У Тосков меньшие носы и более круглые лица, чем у Гегов. К.С. Кун описал гегов как принадлежащих к « динарскому типу ». Некоторые утверждают, что эта разница сократилась из-за перемещения населения в период после 1992 года. Средняя высота гегов составляет от 1,77 м до 1,87.

История

Доосманский и османский периоды

Различие между гегами и тосками существовало до того, как османы появились в Албании в конце 14 века.

Геги оставались вне досягаемости регулярной османской гражданской администрации до конца османского владычества. В районах, где геги все еще были соплеменниками, они следовали своим законам и жили автономно. Тот факт, что племена северной Албании не были полностью покорены османами, среди членов племен возводится до уровня ортодоксальности. Возможное объяснение состоит в том, что османы не были заинтересованы в покорении северных албанских племен, потому что они были более полезны для них как стабильный источник наемников. Османы внедрили систему байрактар в северных албанских племенах и предоставили некоторые привилегии байрактарам (знаменосцам) в обмен на их обязательство мобилизовать местных бойцов для поддержки военных действий османских войск. В поздний османский период гегам часто не хватало образования и интеграции с османской системой, в то время как они обладали автономией и военными возможностями. Эти факторы придавали Гегении важное значение в империи, которое отличалось от Тоскерии. Тем не менее многие османские офицеры думали, что геги, в частности горцы, часто были обузой, а не активом государства, которое обычно называют «диким» ( турецкий : vahşi). В районах Албании, где проживали малесоры (горцы), империя размещала только османских офицеров, которые имели предыдущий опыт службы в других племенных регионах государства, таких как Курдистан или Йемен, которые могли преодолеть культурные разногласия с представителями племени гег.

Большой восточный кризис привел к албанской устойчивости к перегородке соседних полномочий с формированием Призрена Лигой (1878 г.), который издал Kararname (меморандум), который объявлен как гег и Tosks сделали клятву защищать государство и родину во имени Ислам. Во время кризиса геги и тоски взяли на себя бесы ( клятвы чести), чтобы вооружиться и пролить кровь, чтобы защитить свои права. Более вооруженное, чем его южное тоскское общество, общество Гег было в более эффективном положении, чтобы противостоять перекройке границ в регионе. Османские власти первоначально помогали гегским албанцам сопротивляться присоединению их земель к Сербии, Черногории или Болгарии. Гегс пережил краткий период автономной администрации, когда местный налог собирался в албанскую казну. Призывы к созданию автономной единой Албании заставили султана Абдула Хамида II подавить движение Призренской лиги, особенно после того, как албанцы-геги восстали в 1881 году и бросили военный вызов властям Османской империи.

Большая часть Гегении представляла проблему безопасности для Османской империи из-за трайбализма общества Гег и ограниченного государственного контроля. Абдул Хамид II терпимо относился к свободе гега, и он зачислил их в свою дворцовую гвардию, интегрировал сыновей местной знати из городских районов в бюрократию и кооптировал лидеров, таких как Иса Болетини, в османскую систему. Во время младотурецкой революции (1908 г.) некоторые геги были той группой в албанском обществе, которая поддержала восстановление Османской конституции 1876 года, чтобы положить конец хамидскому режиму. Последующая централизованная политика и милитаризм в отношении Албанского вопроса со стороны нового правительства младотурков привели к четырем годам местных восстаний Гегов, которые боролись за сохранение племенных привилегий и системы защиты куласов (домов-башен). Геги из региона Шкодер поддержали Меморандум Грече, в котором содержится призыв к албанским социально-политическим правам в пределах Османской империи во время албанского восстания 1911 года. Накануне Балканских войн (1912-1913 гг.) Албанцам Гег и Тоск удалось добиться от османского правительства двух уступок: прав албанской национальности и прав горцев во время албанского восстания 1912 года.

Албания

Геги доминировали в политической жизни Албании в докоммунистический период.

Политика в Албании была сосредоточена на постоянном соперничестве за превосходство между тосками и гегами.

Перед Второй мировой войной в официальных целях использовался диалект гегского албанского. Это произошло потому, что Зог, король Албании, был лидером гегов. Во время Второй мировой войны нацистская Германия вербовала гегов с северной территории Албанского королевства в 21-ю горную дивизию СС Скандербег (1-я албанская). Этот набор был также подтвержден некоторыми антропологическими исследованиями, которые считали гегов арийской расой.

В конце Второй мировой войны коммунистические силы, преимущественно состоящие из тосков, захватили Албанию после отступления Вермахта. Это было воспринято многими гегами как захват земель гегов тосками. Большинство членов послевоенного коммунистического режима и три четверти членов Коммунистической партии Албании были тосками, в то время как Геги были преимущественно антикоммунистами. Таким образом, коммунистический переворот сопровождался переходом политической власти от гегов к тоскам. Албанский коммунистический режим безуспешно пытался сделать присутствие гегов невидимым, заставив замолчать албанский диалект гег путем введения стандартного албанского литературного языка, преимущественно основанного на диалекте тоск. Геги постоянно подвергались преследованиям со стороны режима, в котором преобладали тоски, который считал их традиционалистскими и менее развитыми. После смерти Энвера Ходжи в 1985 году его сменил Рамиз Алия, который был одним из немногих гегов среди лидеров страны. Он предпринял осторожные шаги в направлении изменения направления в вопросе национальной идентичности, постепенно взяв на себя роль гегов из Косово. Это изменение сопровождалось давним опасением, что появление «слишком либеральных» албанцев из Косово может нарушить хрупкое равновесие между субэтническими группами тоск и гег. Поглощение югославских гегов, которых было почти столько же, как и всех албанцев из Албании, могло разрушить режим преимущественно тосков.

Бывший президент Сали Бериша, гег из северной Албании.

После падения коммунистического режима религия снова стала основным фактором, определяющим социальную идентичность, и вновь возникло соперничество между гегами и тосками. Новые политические лидеры посткоммунистической Албании, назначенные Гегом Сали Беришей, почти все были гегами из северной Албании. Администрация Сали Бериша была идентифицирована как северный националист Гег в противовес южному Социалистическому Тоску, что дополнительно усилило разногласия между Тоском и Гегом. В 1998 году Бериша использовал традиционное соперничество Гег и Тоск, когда он поощрял вооруженных антиправительственных демонстрантов в Шкодере к действиям, которые вынудили уйти в отставку премьер-министра Фатоса Нано.

В 1990-х геги Албании более сочувствовали борьбе гегов из Косово. Во время войны в Косово соперничество между гегами и тосками сошло на нет, и огромное количество беженцев из Косово было обслужено без внутреннего конфликта, несмотря на неизбежные ворчания по поводу разрушения общины и воровства.

Смотрите также

Примечания и ссылки

Примечания:

Использованная литература:

дальнейшее чтение

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-27 10:25:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте