Гассаниды الغساسنة | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
220–638 | |||||||||||
Знамя Гассанидов Знамя битвы при Сиффине | |||||||||||
Положение дел | вассал Восточной Римской империи | ||||||||||
Столица | Джабия Босра | ||||||||||
Общие языки | Старый арабский | ||||||||||
Религия | христианство | ||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||
король | |||||||||||
• 220–265 | Джафна I (первая) | ||||||||||
• 632–638 | Джабала VI (последний) | ||||||||||
История | |||||||||||
• Учредил | 220 | ||||||||||
• Аннексирован Рашидунским халифатом | 638 | ||||||||||
|
Исторические арабские государства и династии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Древние арабские государства
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Арабские империи и халифаты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Восточные династии
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Западные династии и халифаты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аравийский полуостров
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Восточная Африка
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Текущие монархии
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Гассаниды ( арабский : الغساسنة, латинизируется : аль-Ghasāsinah, также Бану Гассан «Сыны Гассан»), также называемый Jafnids, были арабское племя, которое основали королевство. Они эмигрировали из Йемена в начале 3 века в регион Левант. Некоторые слились с эллинизированными христианскими общинами, обратившись в христианство в первые несколько веков нашей эры, в то время как другие, возможно, уже были христианами до эмиграции на север, чтобы избежать религиозных преследований.
После отстаивания в Леванте, то гассаниды стал состоянием клиента к Византийской империи и сражался вместе с ними против персидских Сасанидов и их арабских вассалов, в лахмиды. Земли Гассанидов также выступали в качестве буферной зоны, защищающей земли, аннексированные римлянами, от набегов бедуинских племен.
Немногие Гассаниды стали мусульманами после завоевания Леванта мусульманами ; большинство гассанидов остались христианами и присоединились к мелькитским и сирийским общинам на территории нынешних Иордании, Палестины, Сирии и Ливана.
Согласно традиционным историкам, гассаниды были частью аль-Azd племени, и они эмигрировали из южных районов в Аравийском полуострове и в конце концов обосновалась в римских липы. Традиция гассаниды миграции находит поддержку в географии от Клавдия Птолемея, который находит племя под названием Kassanitai к югу от Kinaidokolpitai и речных Baitios (вероятно Wādī Baysh ). Вероятно, это люди, которых зовут Казани у Плиния Старшего, Гасандой в Диодоре Сицилийском и Касандрейс у Фотия (опираясь на более старые источники).
Дата миграции в Левант неясна, но считается, что они прибыли в регион Сирии между 250 и 300 годами нашей эры и более поздними волнами миграции около 400 года нашей эры. Самое раннее их появление в записях датируется 473 годом нашей эры, когда их главный Аморкесо подписал договор с Восточной Римской империей, признав их статус федератов, контролирующих части Палестины. Очевидно, в это время он стал халкидонцем. К 510 году Гассаниды были уже не миафизитами, а халкидонами. Они стали ведущим племенем среди арабских федератов, таких как Бану Амела и Бану Джудхам.
Ближний Восток в 565 году нашей эры, показывая Гассанидов и их соседей.Главный подосак "ассанитских сарацин", сражавшийся бок о бок с сасанидами во время кампании Юлиана в 363 г., мог быть гассанидом.
Первоначально обосновавшись в Леванте, Гассаниды стали клиентским государством Восточной Римской империи. Римляне нашли могущественного союзника в лице Гассанидов, которые действовали как буферная зона против Лахмидов. Вдобавок, как короли своего народа, они также были филархами, коренными правителями приграничных государств-клиентов. Столица находилась в Джабии на Голанских высотах. Географически он занимал большую часть восточного Леванта, а его власть распространилась через племенные союзы с другими аздийскими племенами вплоть до северного Хиджаза до Ясриба ( Медина ).
Гассаниды сражались бок о бок с Византийской империей против персидских Сасанидов и арабских Лахмидов. Земли Гассанидов также постоянно действовали как буферная зона, защищая византийские земли от набегов бедуинских племен. Среди их арабских союзников были Бану Джудхам и Бану Амела.
Восточная Римская империя была больше сосредоточена на Востоке и длительная война с персами всегда была их главной заботой. Гассаниды сохранили свое правление как стражи торговых путей, охраняли племена Лахмидов и были источником войск для имперской армии. Царь Гассанидов аль-Харис ибн Джабала (годы правления 529–569) поддерживал византийцев против Сасанидской Персии и в 529 г. получил от императора Юстиниана I наивысший императорский титул, который когда-либо был дарован иностранному правителю; также статус патрициев. Вдобавок к этому аль-Харит ибн Джабала получил власть над всеми арабскими союзниками Византийской империи. Аль-Харит был христианином- миафизитом ; он помог возродить сирийскую миафизитскую (якобитскую) церковь и поддержал развитие миафизитов, несмотря на то, что православная Византия считала это еретическим. Позже византийское недоверие и преследование такой религиозной неортодоксальности привело к свержению его преемников, аль-Мундира (годы правления 569–582) и Ну'мана.
Гассаниды, которые успешно противостояли союзным персам Лахмидам аль-Хираха (Южный современный Ирак ), процветали в экономическом отношении и занимались религиозным и общественным строительством; они также покровительствовали искусству и одно время развлекали арабских поэтов Набигах аз-Дхубьяни и Хасана ибн Сабита при их дворах.
Гассаниды оставались византийским вассальным государством до тех пор, пока его правители и восточная Византийская империя не были свергнуты мусульманами в 7 веке после битвы при Ярмуке в 636 году нашей эры. Во время мусульманского завоевания Гассанидов больше не объединяли одни и те же христианские верования: некоторые из них приняли союз с византийской халкидонской церковью; другие остались верными миафизитству, и значительное число из них сохранили свою христианскую религиозную идентичность и решили встать на сторону мусульманских армий, чтобы подчеркнуть свою верность своим арабским корням и в знак признания более широкого контекста восходящей арабской империи под покровом ислама. Стоит отметить, что значительный процент мусульманских армий в битве при Му'те (معركة مؤتة) составляли арабы-христиане. Некоторые из тех христианских арабских племен в современной Иордании, которые встали на сторону мусульманских армий, были признаны освобождением от уплаты джизьи (جزية). Джизья - это форма налога, уплачиваемого немусульманами. Мусульмане платят еще одну форму налога, называемую закят (زكاة). Позже те, кто остался христианами, присоединились к сирийским мелькитским общинам. Остатки Гассанидов были рассеяны по всей Малой Азии.
Никифор I был потомком Джабалы ибн аль-Айхама, последнего правителя Гассанидов.Существуют разные мнения, почему Джабала и его последователи не приняли ислам. Некоторые мнения согласуются с общей идеей, что Гассаниды еще не были заинтересованы в отказе от своего статуса лордов и знати Сирии. Ниже приводится история возвращения Джабалы на землю византийцев, рассказанная историком 9-го века аль-Баладхури.
Джабала ибн-аль-Айхам встал на сторону ансаров ( аздинских мусульман из Медины), сказав: «Вы наши братья и сыновья наших отцов», и исповедовал ислам. После прибытия 'Умара ибн-аль-Хаттаба в Сирию в 17 году (636 г.) Джабала поссорился с одним из музаинов и выбил ему глаз. 'Умар приказал наказать его, на что Джабала сказал: «Его глаз похож на мой? Никогда, клянусь Аллахом, я не должен оставаться в городе, где я нахожусь под властью». Затем он отступил и отправился в землю греков (византийцев). Этот Джабала был царем Гассана и преемником аль-Хариса ибн-аби-Шимра (или Чемора).
После падения первого царства Гассана король Джабала ибн-аль-Айхам установил в Византии правительство в изгнании. Влияние Гассанидов на империю длилось веками; апогеем этого присутствия было возведение на престол одного из его потомков, Никифора I (правил 802-811), и основание им недолговечной династии, которую можно описать как династию Никифориан или Фокидов в 9 веке. Но Никифор был не только потомком Гассанидов, он утверждал, что возглавляет династию Гассанидов, используя эпоним царя Джафны, основателя династии, а не просто выражал себя потомком царя Джабалы.
Средневековые арабские авторы использовали термин Джафниды для Гассанидов, термин, который современные ученые предпочитают, по крайней мере, для правящего слоя общества Гассанидов. Более ранние короли являются традиционными, фактические даты весьма неопределенны.
Гассаниды достигли своего пика при аль-Харите V и аль-Мундире III. Оба были успешными в военном отношении союзниками Византии, особенно против их врагов Лахмидов, и обеспечивали южный фланг Византии и ее политические и коммерческие интересы в собственно Аравии. С другой стороны, Гассаниды оставались горячо преданными миафизитству, что привело к их разрыву с Византией и собственному падению и изгнанию Мундира, за которым после 586 г. последовал роспуск федерации Гассанидов. Покровительство Гассанидов миафизитской сирийской церкви имело решающее значение для ее выживания и возрождения, и даже для ее распространения через миссионерскую деятельность на юг в Аравию. По словам историка Уорика Болла, продвижение Гассанидами более простой и жестко монотеистической формы христианства в специфически арабском контексте, можно сказать, предвосхитило ислам. Правление Гассанидов также принесло период значительного процветания арабам на восточных окраинах Сирии, о чем свидетельствует распространение урбанизации и спонсорство нескольких церквей, монастырей и других зданий. Сохранившиеся описания дворов Гассанидов передают образ роскоши и активной культурной жизни с покровительством искусства, музыки и особенно поэзии на арабском языке. По словам Болла, «суды Гассанидов были наиболее важными центрами арабской поэзии до появления судов халифа при исламе», и их придворная культура, включая их склонность к дворцам в пустыне, таким как Каср ибн Вардан, послужила образцом для Омейядские халифы и их двор.
После падения первого королевства в 7 веке, несколько династий, как христианских, так и мусульманских, правили, утверждая, что они являются продолжением Дома Гассан. Помимо Фокид или Никифорианской династии Византийской империи, другие правители утверждали, что являются наследниками царских Гассанидов. Султаны Расулидов правили в Йемене с 13 по 15 века. И султаны Бурджи-мамлюк в Египте с 14 по 16 века. Последними правителями, носившими титулы наследников королевских хассанидов, были христианские шейхи Аль-Чемор в Горном Ливане, правившие небольшими суверенными шейхами Акура (с 1211 по 1641 год н.э.) и Згарта-Звайя (с 1643 по 1747 год н.э.).
|volume=
имеет дополнительный текст ( справка )