Ghantewala Halwai (घंटेवाला हलवाई) в Чандни Чоук в Дели, создана в 1790 году н.э. был один из самых старых halwais (традиционный сладкий магазин ) в Индии.
Он обслуживал императоров Великих Моголов, президентов и премьер-министров Индии, от Неру до его внука Раджива Ганди. На протяжении многих лет он также оставался популярной достопримечательностью в районе Старого Дели и известен своим Сохан Халва.
В июле 2015 года магазин закрылся из-за падения продаж и юридических проблем с Комитетом по контролю за загрязнением Дели.
Он был основан Лала Сукх Лал Джайном, который прибыл в обнесенный стеной город Дели из Амбера, Индия, через несколько лет после того, как Синдия восстановила императора Великих Моголов Шах Алама II (годы правления 1759 - 1806). Позже магазин принадлежал его потомкам на протяжении семи поколений.
Есть несколько теорий о том, как он получил свое название «Гантевала». Согласно одному из них, он был назван так императором Великих Моголов, самим Шах Аламом II, который попросил своих слуг достать сладости в магазине ghante ki neeche vali dukaan (Магазин под колоколом), который со временем был сокращен до просто Ghantewala. В те дни местность была малонаселенной, и император, который жил в Красном форте, мог слышать звон колокола для школы, которая находилась рядом с магазином.
Другая теория о том, как он был назван «Гантевала», заключается в том, что основатель, Лала Сукх Лал Джайн, обычно переходил с улицы на улицу, продавая свои сладости, и звонил в колокольчик, чтобы привлечь внимание. По мере того, как он становился популярным, люди начали называть его «Гхантевала» - на языке хинди слово для звонящего. Позже, когда он открыл магазин, он назвал его «Гантевала».
Сладости Гантевалы были известны еще до индийского восстания 1857 года (Гадар). Газета «Дихли урду Ахбар» от 23 августа 1857 года сообщала о повстанцах из других регионов, которые смягчились после того, как они обнаружили роскошь королевской столицы:
.. В тот момент, когда у них есть раунд Чандни Чоук. .. наслаждаясь сладостями Гхантавалы, они теряют всякое желание сражаться и убивать врага.
Лала начала продавать Mishri MAWA, специальность раджастанской. По словам Сушанта Джайна, потомка в седьмом поколении, в 2015 году у них было от 40 до 50 различных сортов сладостей, которые они постоянно меняли в зависимости от сезона или фестивалей. Семья разделилась несколько десятилетий назад, и у другого филиала есть магазин рядом с фонтаном. Один магазин закрыт, а другой магазин изменил свое название на Ghantewala Confectioners, которым управляет потомок Нирмал Джайн. Он расположен недалеко от Гали Паранте Вали, а также в Чандни Чоук.
По словам владельца Сушанта Джайна, « Сохан Халва » была фаворитом посетителей даже из далекого залива. Писта-бурфи и многолетний фаворит, такой как « мотихур ки ладу », калаканд, карачи- халва и закуски, такие как маккан чора, также были популярны среди завсегдатаев. До закрытия он продавал традиционные индийские закуски, такие как намкин, самоса, качори и т. Д., Помимо праздничных сладостей, таких как гуджия в Холи. Они также рискнули войти в сферу электронной коммерции, установив партнерские отношения с веб-сайтом розничной торговли продуктами питания www.chandnichowkfood.com, который, однако, не увенчался успехом.
Когда кинопродюсер Б. Р. Чопра снял комедию на хинди « Чандни Чоук» (1954), он позаботился о том, чтобы в его набор была включена копия этого магазина. Он сказал: « Чандни Чоук без Гантевала? Немыслимо». Ближе к концу фильма драматический финал происходит прямо перед стойкой Ghantewala, с табличкой на английском и урду, провозглашающей ассоциацию магазина с императорами Великих Моголов.
Его закрыли в июле 2015 года. Реакция на закрытие была широкой. Indian Express заявил: «Ghantewala, кондитерский магазин, которому более 200 лет, на оживленном рынке Чандни Чоук в Старом Дели, наконец, опустил ставни, вызвав шок и чувство утраты среди знатоков еды, любителей сладкого и других посетителей». Индус писал: «Сцена снаружи и недоверие на лицах тех, кто смотрел, как выставочные стенды продаются как металлолом, даже когда они расспрашивали окружающих о том, что произошло, напоминали похоронную службу. Для любителей наследия, а также для поклонников магазина это смерть одной из икон города - живое напоминание о прошлом, которое все еще было связано с нынешним поколением ».
Это было связано с изменением вкусов (продажи шоколада удвоились до 857 миллионов долларов в период с 2008 по 2011 год), а также с юридическими и лицензионными проблемами. 39-летний Сушант Джайн, потомок Лала Сух Лал Джайн в седьмом поколении, сетовал: «Я знаю, что не смогу этого сделать. Эта система победила меня. Мне пришлось ликвидировать Гантевалу. Это было душераздирающе для моей семьи.. Мы плакали весь день. Если кто-то захочет забрать франшизу Ghantewala, я открыт для этой идеи ». Далее он объяснил: «Наш магазин был опечатан в 2000 году. С тех пор я хожу на судебные слушания дважды в месяц. Прошло 15 лет. Комитет по контролю за загрязнением Дели хочет, чтобы мы переместили нашу мастерскую из дома наших предков в другое место. Я не знаю. у меня нет финансовых ресурсов или сил для этого ". Нынешнее поколение не могло извлечь выгоду из ценности бренда, созданной как офлайн, так и онлайн. BBC сняла документальный фильм о магазине.