Джери и Фреки

редактировать
2 волка в скандинавской мифологии

Бог Один на троне и в окружении волки Джери и Фреки и вороны Хугинн и Мунин, как показано (1882) Карлом Эмилем Доплером

В скандинавской мифологии, Джери и Фреки (древнескандинавский, оба значения означают «хищный» или «жадный») - это два волка, которые, как говорят, сопровождают бога Одина. Они засвидетельствованы в Поэтической Эдде, сборнике эпической поэзии, составленном в 13 веке из более ранних традиционных источников, в Прозаической Эдде, написанной в 13 веке Снорри. Стурлусон, и в поэзии скальдов. Пара сравнивалась с аналогичными фигурами, найденными в греческой, римской и ведической мифологии, и также может быть связана с верованиями, окружающими германскую «отряды волков-воинов», Эльфхейнар.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Свидетельства
  • 3 Археологические данные
  • 4 Теории
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Этимология

Имена Джери и Фреки интерпретировались как означающие либо «жадный», либо «хищный». Имя Джери восходит к протогерманскому прилагательному * geraz, засвидетельствованному в бургундском гирсе, древнескандинавском герре и Древневерхненемецкий гер или гири, все из которых означают «жадный».

Имя Фреки восходит к протогерманскому прилагательному * frekaz, засвидетельствовано на готском 𐍆𐌰𐌹𐌷𐌿𐍆𐍂𐌹𐌺𐍃 (faihufriks) «алчный, скупой», древнескандинавский frekr «жадный», древнеанглийский frec «желающий, жадный, прожорливый, дерзкий» и Old High немецкий freh «жадный». Джон Линдоу интерпретирует оба древнескандинавских имени как именные прилагательные. Брюс Линкольн далее прослеживает Гери до протоиндоевропейского корня * gher-, который совпадает с тем, что встречается в Гармр, имя, относящееся к собаке, тесно связанной с событиями Рагнарёка.

Аттестации

В поэме «Поэтическая Эдда» Grímnismál бог Один (замаскированный as Гримнир ) пров дает молодому Агнарру информацию о товарищах Одина. Агнарр сказал, что Один кормит Джери и Фреки, в то время как сам бог потребляет только вино:

Бенджамин Торп перевод:
Джери и Фреки, непримиримые к войне,
торжествующий отец воинств ;
но на вине только знаменитый в оружии,
Один, когда-либо жив.
Генри Адамс Беллоуз перевод:
Фреки и Джери кормят Хирфатера,
Знаменитый воин прошлого:
Но только на вине бог в оружии,
Отин, живет вечно.

Эта пара также упоминается через кеннинг «псы Вирира (Одина)» в Helgakviaka Hundingsbana I, стих 13, где рассказывается, что они бродят по полю, «жадные до трупы павших в битве ".

Бенджамин Торп перевод:
Воины отправились на место встречи мечей,
которое они назначили в Логафьёлле.
Нарушен был мир Фроди между врагами:
собаки Видрира бегали по острову, жадно убивая.
Генри Адамс Беллоуз перевод:
Воины вышли на битву,
Поле, которое они выбрали в Логафьолле;
мир Фроти среди врагов, которых они нарушили,
Через остров с жадностью шли псы Витрира.

В книге Прозаическая Эдда Gylfaginning (глава 38) восседающая на троне фигура High объясняет, что Один отдает всю еду на своем столе своим волкам Гери и Фреки и этот Один не нуждается в еде, потому что вино для него и мясо, и питье. Затем Хай цитирует вышеупомянутую строфу из поэмы Grímnismál в поддержку. В главе 75 книги «Проза Эдды» Skáldskaparmál приводится список имен для варгов и волков, который включает как Джери, так и Фреки.

В поэзии скальдов Гери и Фреки используются как нарицательные для слова «волк» в главе 58 Skáldskaparmál (цитируется в работах skalds Þjóðólfr из Хвинира и Эгилл Скаллагримссон ), а Джери снова используется как нарицательное слово «волк» в главе 64 книги Прозаическая Эдда Хаттаталь. Гери упоминается в кеннингс для "крови" в главе 58 Skáldskaparmál ("эли Гери" в произведении скальда Торура Сьярекссона ) и на "падаль" в главе 60 ( «Кусочек Джери» в произведении скальда Эйнар Скуласон ). Фреки также используются в кеннинге для слова «падаль» («трапеза Фреки») в произведении Торра Сьярекссона в главе 58 Skáldskaparmál.

Археологические данные

Если всадник верхом на лошади изображение на руническом камне Бёкста было правильно идентифицировано как Один, затем показаны Гери и Фреки, участвующие в охоте на лося.

Теории

A бронзовую пластину эпохи Венделя, найденную на Эланд, Швеция изображающий воина в волчьей шкуре, держащего меч рядом с танцующей фигурой.

Фреки - это также имя, относящееся к чудовищному волку Фенрир в Поэтическая Эдда Völuspá. Фольклорист Джон Линдоу видит иронию в том, что Один кормит одного Фреки за обеденным столом, а другого - Фенрира - своей плотью во время событий Рагнарёка.

Историк Майкл Спидель связывает Гери и Фреки с археологические находки с изображениями фигур в волчьих шкурах и часто встречающиеся имена, связанные с волками, у германских народов, включая Wulfhroc («Wolf-Frock»), Wolfhetan («Wolf-Hide»), Isangrim («Grey- Маска »), Скрутольф (« Одеяние-Волк »), Вольфрам (« Волк (и) Ворон »), Вольфганг (« Волк-Походка »), Вольфдрегил (« Волк-Бегущий ») и Вульфолаик. («Танцовщица с волками») и мифы о воинах-волках из скандинавской мифологии (например, Úlfhéðnar ). Майкл Шпайдель считает, что это указывает на пангерманский культ банды воинов-волков, основанный на Одине, который ослаб после христианизации.

. Ученые также отметили индоевропейские параллели с волками Джери и Фреки. как спутники божества. Ученый 19 века Якоб Гримм заметил связь между этим аспектом характера Одина и греческим Аполлоном, для которого и волк, и ворон священны. Филолог Морис Блумфилд далее связал эту пару с двумя собаками Ямы в ведийской мифологии и увидел в них германских двойников более общего и широко распространенного индоевропейского "Цербера. "-тема. Шпейдель находит аналогичные параллели в ведическом Рудре и римском Марсе. Развивая связь между волками и фигурами великой силы, он пишет: «Вот почему Гери и Фреки, волки на стороне Водена, также сердито смотрели на трон англосаксонских королей. Воины-волки, такие как Джери и Фреки, были не просто животными, а мифическими существами: как последователи Водена они воплощали в жизнь его мощь, как и волки-воины ».

Бернд Генрих теоретизирует, что Гери и Фреки, а также Один и его вороны Хугинн и Muninn, отражают симбиоз, наблюдаемый в естественном мире среди воронов, волков и людей на охоте:

В биологическом симбиозе один организм обычно поддерживает некоторую слабость или недостаток другого ( с). Как и в таком симбиозе, Один был отцом всех людей и богов, хотя в человеческой форме сам по себе был несовершенным. Как отдельная сущность ему не хватало восприятия глубины (одноглазость), и он, по-видимому, также был не информирован и забывчив. Но его слабости были компенсированы его воронами, Хугином (разум) и Мунином (памятью), которые были его частью. Они садились ему на плечи и каждый день исследовали край земли, чтобы вечером вернуться и рассказать ему новости. Рядом с ним было два волка, и ассоциация человек / бог-ворон-волк была похожа на единый организм, в котором вороны были глазами, разумом и памятью, а волки - поставщиками мяса и пищи. Как бог, Один был эфирной частью - он пил только вино и говорил только стихами. Я задавался вопросом, был ли миф об Одине метафорой, игриво и поэтично воплощающей древние знания о нашем доисторическом прошлом, когда мы объединились с двумя союзниками для создания могущественного охотничьего союза. Это будет отражать прошлое, которое мы давно забыли и значение которого было затемнено и сильно изношено, поскольку мы отказались от наших охотничьих культур, чтобы стать пастухами и земледельцами, для которых вороны выступают в качестве конкурентов.

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

  • СМИ, связанные с Джери и Фреки на Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-05-21 06:14:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте