Жерар ван Хонтхорст (Геррит ван Хонтхорст) (4 ноября 1592 г. - 27 апреля 1656 г.) был голландским художником Золотого века, который прославился своими изображениями искусственно освещенных сцен, получив в итоге прозвище Герардо делле Нотти («Жерар ночей»). В начале своей карьеры он посетил Рим, где имел большой успех в живописи в стиле Караваджо. После своего возвращения в Нидерланды он стал ведущим художником-портретистом.
Ван Хонтхорст родился в Утрехте, в семье художника-декоратора, и обучался у своего отца, а затем под Авраамом Бломартом.
Завершив свое образование, Хонтхорст отправился в Италию, где впервые упоминается в 1616 году. Он был одним из художников из Утрехта, которые отправились в Рим примерно в это время, все они должны были быть глубоко под влиянием искусства, с которым они столкнулись в последнее время. Их назвали утрехтскими каравагистами. Остальными тремя были Дирк ван Бабурен, Хендрик тер Брюгген и Ян ван Бийлерт. В Риме он поселился во дворце Винченцо Джустиниани, где он нарисовал Христа перед Первосвященником, теперь в лондонской Национальной галерее. У Джустиниани была важная коллекция произведений искусства, и на Хонтхорста особенно повлияли современные художники, в том числе Караваджо, Бартоломео Манфреди и Карраччи. Он был особенно известен своим изображением искусственно освещенных сцен. Кардинал Сципионе Боргезе стал еще одним важным покровителем, обеспечив ему важные поручения в Сан-Сильвестро-делла-Мариро, Монтекомпатри, и в Санта-Мария-делла-Виттория в Риме. Он также работал на Козимо II Медичи, великого герцога Тосканы.
Хонтхорст вернулся в Утрехт в 1620 году и заработал значительную репутацию в Голландская Республика и за рубежом. В 1623 году, в год его женитьбы, он был президентом гильдии св. Луки в Утрехте. Вскоре он стал настолько модным, что сэр Дадли Карлтон, тогдашний посланник Англии в Гааге, рекомендовал свои работы графу Арунделу и лорду Дорчестеру. В 1626 году Хонтхорст устроил обед для Рубенса и изобразил его как честного человека, которого разыскивал и нашел Диоген.
королева Елизавета Богемская, сестра Карла I Английского и Электресс Палатин, находившаяся тогда в изгнании в Нидерландах, наняла Хонтхорста в качестве художника и наняла его в качестве мастера рисования для своих детей. Через нее он стал известен Чарльзу, который пригласил его в Англию в 1628 году. Там он написал несколько портретов и обширную аллегорию Чарльза и его королевы под именем Диана <203, находящаяся сейчас в Хэмптон-Корт.>и Аполлон в облаках, принимая герцога Бекингема как Меркурия и опекуна детей короля Богемии. Он нарисовал более интимный групповой портрет «Четырех старших детей короля Богемии» (также в Хэмптон-Корт), на котором двое старших изображены как Диана и Аполлон.
После своего возвращения в Утрехт Хонтхорст сохранил покровительство английского монарха, написав для него в 1631 году большую картину короля и королевы Богемии и всех их детей. Примерно в то же время он написал несколько картин, иллюстрирующих Одиссею для лорда Дорчестера, и некоторые, показывающие эпизоды датской истории для Кристиана IV Дании. Он также написал портрет дочери короля графини Леоноры, когда она была в Гааге.
Его популярность в Нидерландах была такова, что он открыл вторую студию в Гааге, где рисовал портреты придворных и преподавал рисование. В этих больших студиях, работа которых включала изготовление реплик королевских портретов Хонтхорста, работало большое количество учеников и помощников; по словам одного ученика, Иоахима фон Сандрарта, описывающего свой опыт в середине 1620-х годов, у Хонтхорста могло быть около 24 учеников одновременно, каждый платил по 100 гульденов в год за свое образование.
Его брат Виллем ван Хонтхорст (1594–1666) также был портретистом. Многие картины Виллема ранее ошибочно приписывались Герриту из-за схожести их подписей. Виллем был учеником Авраама Блумарта, а также обучался у своего старшего брата. В 1646 году он отправился в Берлин, где стал придворным художником Луизы-Генриетты, жены курфюрста Фридриха II Бранденбургского. Он вернулся в Утрехт в 1664 году.
Современные итальянцы часто называют Хонтхорста «Герардо делле нотти» («Геррит ночей»). Однако на самом деле это прозвище не встречается ни в каких известных итальянских источниках, датированных до смерти Хонтхорста. В сохранившихся итальянских документах до 1656 года художника упоминается либо «Герардо Фьямминго» («Геррит Флеминг»), либо «Герардо Олландезе» («Геррит-голландец»), что подчеркивает его иностранность, а не его фирменное умение создавать ночное освещение. Лишь в 18 веке прозвище «Герардо делле нотти» получило широкое распространение.
Хонтхорст был плодовитым художником. Его самые привлекательные произведения - это те, в которых он культивирует стиль Караваджо, часто сцены в тавернах с музыкантами, игроками и людьми, которые едят. Он имел большое мастерство в светотени, часто рисовал сцены, освещенные единственной свечой.
Некоторые из его работ были портретами герцога Бекингема и его семьи (Хэмптон-Корт), короля и королевы Богемии (Ганновер и Комбское аббатство), Марии Медичи (Амстердамский городской округ)), 1628, штатхолдеры и их жены (Амстердам и Гаага), Чарльз Луи и Руперт, племянники Карла I (Лувр, Санкт-Петербург, Комб-Аббатство и Виллин) и барон Крейвен (Национальная портретная галерея, Лондон ). Его ранний стиль можно увидеть в Лютнисте (1614) в Лувре, Мученичестве Святого Иоанна в Санта-Мария-делла-Скала в Риме или Освобождении Петра в Берлинском музее.
Его «Поклонение пастухов в Уффици в 1620 году было разрушено во время резни на Виа деи Георгофили в 1993 году.
Хонторст 1623 Концерт был куплена за нераскрытую сумму Национальной галереей искусства в Вашингтоне, округ Колумбия, из частной коллекции во Франции в ноябре 2013 года. Картина не выставлялась на обозрение с 1795 года. на 2,06 метра (4,0 на 6,8 футов) Концерт был показан впервые за 218 лет в специальной инсталляции в Западном здании Национальной галереи искусств 23 ноября 2013 года. Он оставался там в течение шести месяцев, прежде чем отправиться в путь. в постоянной экспозиции в голландской и фламандской галереях музея.
Св. Освобождение Петра из тюрьмы, 1616-1618 гг., Государственные музеи Берлина
Поклонение младенцу, 1620 г.
Христос перед Первосвященником, гр. 1617, Национальная галерея, Лондон
Насмешки над Христом, Герард ван Хонтхорст
Отрицание Святого Петра, ок. 1620
Король Давид, играющий на арфе
Счастливый скрипач, 1623 Рейксмузеум Амстердам
Лютнист, 1624
Счастливый скрипач с бокалом вина
Женщина с гитарой 1631, Львовская национальная картинная галерея
Женщина, играющая на гитаре
Мужчина с виола да гамба
Веселая компания
Веселый музыкант со скрипкой под левой рукой
Солон и Крез
Портрет Вильгельма II (1626–50), принцев Оранья, и Марии Стюарт (1631–60)
Непоколебимый философ, 1623 г. Частное собрание
Улыбка Девушка, куртизанка, держащая непристойное изображение, 1625
Солдат и девушка
Подвесной портрет Амалии ван Сольмс-Браунфельс
Маргарета Мария де Рудере и ее родители (около 1652 г.) Центральный музей, Утрехт
Аллегория живописи
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Герардом ван Хонтхорстом. |