Джерард Дэвид | |
---|---|
![]() | |
Родился | ок. 1460. Аудуотер |
Умер | 13 августа 1523 г.. Брюгге |
Национальность | Голландия |
Известен | Живописью |
Движение | Раннее Голландская живопись |
Джерард Дэвид (ок. 1460 - 13 августа 1523) был ранним голландским художником и иллюстратором рукописей, известным своим блестящим использованием цвета. Сохранились лишь общие очертания его жизни, хотя известны некоторые факты. Возможно, это был Meester gheraet van brugghe, который стал хозяином гильдии Антверпена в 1515 году. Он добился больших успехов при жизни и, вероятно, руководил двумя мастерскими, в Антверпене и Брюгге. Как и у многих художников его периода, его репутация пошатнулась в 17 веке, пока он не был открыт заново в 19 веке.
Он родился в Аудуотере, ныне расположенном в провинции Утрехт. Его год рождения приблизительно равен c. 1450–1460 на основании того, что он выглядит примерно 50 лет на автопортрете 1509 года, найденном в его «Богородице среди девственниц». Считается, что он провел время в Италии с 1470 по 1480 год, где на него повлиял итальянский ренессанс. Он сформировал свой ранний стиль под руководством Альберта ван Аудевотера в Харлеме и переехал в Брюгге в 1483 году, где присоединился к Гильдии Святого Луки в 1484 году. После смерти Ганса Мемлинга в 1494 году Давид стал ведущим художником Брюгге. Он стал деканом гильдии в 1501 г., а в 1496 г. женился на Корнелии Кноуп, дочери декана гильдии ювелиров. Дэвид был одним из ведущих горожан.
Амброзиус Бенсон учился у Дэвида, но примерно в 1519 году они поссорились по поводу ряда картин и рисунков, которые Бенсон собрал у других художников. Из-за большого долга перед ним Бенсона Дэвид отказался вернуть материал. Бенсон добился своего и выиграл дело, в результате чего Дэвид отбывал срок в тюрьме.
Он умер 13 августа 1523 года и был похоронен в церкви Богоматери в Брюгге.
Сохранившиеся работы Давида в основном состоят из религиозных сцен. Они характеризуются атмосферной, вневременной и почти мечтательной безмятежностью, достигаемой за счет мягкой, теплой и утонченной окраски, а также мастерской обработки света и тени. Он новаторски в своей переработке традиционных тем и в своем подходе к пейзажу, который тогда был только зарождающимся жанром в североевропейской живописи. Его способности к пейзажу можно увидеть в детализированной листве его Триптиха Крещения и в лесной сцене Рождества в Нью-Йорке.
Хотя многие историки искусства начала 20-го века, в том числе Эрвин Панофски и Макс Якоб Фридлендер считали его художником, который мало что делал, но лишь выделял стиль других и рисовал в архаичном и лишенном воображения стиле. Однако сегодня большинство считает его мастером-колористом и художником, который, согласно Метрополитен-музей, работал в "прогрессивном, даже предприимчивом стиле, отбрасывая свое наследие позднего средневековья и продолжая определенную жизнь". чистота видения в эпоху перехода ».
В своих ранних работах Дэвид следовал за художниками из Гарлема, такими как Дирк Баутс, Альберт ван Аудевотер и Гертген тот Синт Янс, хотя он уже доказал свою превосходящую силу как колорист. К этому раннему периоду относятся коллекция Святого Иоанна из Рихарда фон Кауфмана в Берлине и Святого Иеронима Солтинга. Брюгге попал под непосредственное влияние Мемлинга, мастера, за которым он следил наиболее пристально. Именно от него Давид приобрел торжественность в обращении, большую реалистичность в изображении человеческих форм и упорядоченное расположение фигур.
Он посетил Антверпен в 1515 году и был впечатлен работами Квентина Матсиса, который привнес большую жизненность и интимность в концепцию священных тем. Вместе они работали над сохранением традиций школы Брюгге против влияния итальянского Возрождения.
Наиболее известны работы Давида: запрестольные части, написанные перед его визитом в Антверпен: Свадьба Святой Екатерины в Национальной галерее в Лондоне; триптих Мадонны на троне и святых из коллекции Бриньоль-Сале в Генуе ; Благовещение из коллекции Зигмаринген; и, прежде всего, Мадонна с ангелами и святыми (обычно называемая «Дева среди девственниц»), которую он подарил кармелиткам монахиням Сиона в Брюгге и которая сейчас находится в Руане музей.
В Брюгге сохранилось лишь несколько его работ: Суд Камбиза, Снятие шкуры с Сизамна и крещение Христа в Groeningemuseum, и Преображение Господня в церкви Богородицы.
Остальные были разбросаны по миру, и это может быть связано с забвением, в которое упало само его имя; это, а также тот факт, что некоторые считали, что при всей красоте и душевности его работ он не имел ничего нового, чтобы добавить к истории искусства.
Даже в своих лучших работах он представил только новые вариации искусства своих предшественников и современников. Однако его статус среди мастеров был обновлен, когда ряд его картин был собран на основополагающей 1902 Gruuthusemuseum, Брюгге выставке ранних фламандских художников.
Он также тесно сотрудничал с ведущими иллюминаторов рукописей того времени, и, кажется, он сам был привлечен, чтобы нарисовать определенные важные миниатюры, среди которых Дева среди Дев в Библиотеке Моргана, Дева с младенцем на полумесяце Луна в Молитвеннике Ротшильдов и портрет императора Максимилиана в Вене. Некоторые из его рисунков также сохранились, и элементы из них появляются в работах других художников и иллюминаторов в течение нескольких десятилетий после его смерти.
Менее известны, но также высокого качества работы Давида, найденные в государственных коллекциях Испании.. В музее Прадо в Мадриде есть столик «Отдых на пути в Египет», похожий на тот, что находится в Королевском музее изящных искусств в Антверпене. В Прадо также хранятся еще две работы художника, одна из которых только атрибутирована. Еще один из музеев испанской столицы, Тиссен-Борнемиса, хранит «Распятие» 1475 года.
На момент смерти Давида слава Брюгге и его художники были в упадке: Антверпен стал лидером в искусстве, а также в политическом и коммерческом отношении. Из учеников Давида в Брюгге только Адриан Изенбрандт, Альберт Корнелис и Амброзиус Бенсон достигли значения. Среди других фламандских художников Иоахим Патинир и Ян Мабузе в некоторой степени испытали его влияние.
Имя Дэвида было полностью забыто, когда в 1866 году Уильям Генри Джеймс Уил обнаружил документы о нем в архивах Брюгге; они выявили основные факты из жизни художника и привели к воссозданию творческой личности Давида, начиная с признания единственной задокументированной работы Давида «Богородица среди девственниц в Руане».
Рождество Христово., c. 1490, Szépmûvészeti Múzeum
Lamentation, c 1495–1500. Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Суд Камбиза, 1498. Музей Грёнинге, Брюгге. Центральная панель
Триптих Жана де Тромпа, 1505. Музей Грёнинге, Брюгге. Центральная панель
Триптих Жана де Тромпа, 1505. Музей Грёнинге, Брюгге. Боковые панели
Мистическая свадьба Святой Екатерины 1505–1510, Национальная галерея, Лондон
Алтарь Святого Михаила ок. 1510. Художественно-исторический музей, Вена
Богородица с младенцем и четырьмя ангелами, ок. 1510–1515. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Сальватор Мунди, ок. 1500, Художественный музей Филадельфии
Мадонна с младенцем и молочным супом, ок. 1510–1515.
Преображение Христово. Церковь Богородицы, Брюгге
Поклонение королей, 1515–1523 гг., Национальная галерея, Лондон
Отдых на пути в Египет, Джерард Дэвид, 16 век, Королевский музей изящных искусств Антверпена
![]() | На Викискладе есть материалы, связанные с Джерардом Дэвидом. |
Внешнее видео | |
---|---|
![]() | |
![]() |